Культура

Сартр и гражданский протест: в Архангельске показали «Иллюзию договора»

28 сен 2020, 20:31
В Архангельском молодёжном театре режиссёр из Санкт-Петербурга Сергей Азеев презентует постановку по произведению экзистенциалиста Жан-Поля Сартра «Мёртвые без погребения». Режиссёр определил жанр постановки «Иллюзия договора» как драма положений.

Пять схваченных партизан в одном помещении не питают иллюзий насчёт своего будущего — они ждут пыток и мечтают о том, чтобы неминуемый конец наступил как можно скорее. Все их товарищи пали в заранее обреченной на провал атаке, на их же долю выпало несколько «лишних» часов. К ним долетают только звуки музыки от их мучителей из другой комнаты.

Захламленный чердак и комната под ним у Сартра превращаются в пространство, разделённое «двойной сплошной» на сцене Архангельского молодёжного театра. Зрители не сидят на привычных местах в зрительном зале — во время этой постановки кресла расположены по обе стороны от сцены.



По одному пленных уводят на пытки. Под музыку Ландрие (Степан Полежаев), Клоше (Александр Берестень) и Пеллерен (Антон Чистяков) пытают своих земляков-французов.

В течение спектакля видны страдания всех — страдания пленных более очевидны, но и мучители тоже находятся в тюрьме. Чердак с пленными не так сильно отличается от комнаты, где пока ещё слышны звуки музыки и льётся вино. В заключительном монологе Ландрие раскрывается вся суть стражников — они тоже в тюрьме, пройдет день или два, как уже они будут на месте тех, кого минутой раньше подвергали пыткам.

Разделение одной нации на «своих» и «чужих» страшно похоже на современность. Один из пленников рассказывает, что узнал в мучителе одного из посетителей кафе. Только теперь в изменившихся обстоятельствах между ними «двойная сплошная». То есть, каждый должен выбрать сторону.

За художественное оформление постановки отвечала Анастасия Юдина. Костюмы «мучителей» — чёрные, партизаны тоже в униформе, но она белая с чёрными вкраплениями — у кого-то их больше, у кого-то меньше. Самая «чистая» форма у Франсуа (Кирилл Ратенков) — самого младшего участника сопротивления. Он единственный не «мёртв без погребения» — не может смириться с неминуемой гибелью. Искренне не понимает, почему его командир Жан (Юрий Бегметюк) не должен страдать вместе с ними. Рядом с ним сестра Люси (Татьяна Крылова) и товарищи: Анри (Илья Глущенко), Канорис (Евгений Шкаев) и Сорбье (Вячеслав Кривоногов).

На пресс-конференции, предшествующей открытию театрального сезона, Сергей Азеев рассказал, что этот материал они с художественным руководителем театра Виктором Пановым утверждали, когда в Архангельской области ещё активно обсуждалось строительство мусорного полигона на Шиесе.

 — Шиес Архангельск отстоял, но я понимаю, что здесь есть огромный запрос на спектакли с темой гражданской позиции, город — живой. Сейчас произошла ситуация в Беларуси, и мне кажется, мы просто попали в «яблочко» с этим материалом. Я думаю, в театре ушло время выставления ярлыков на определенных темах. «Молот», и «Иллюзия договора» — спектакли, которые будут для зрителей спектаклями без ярлыков, в котором зритель сам выбирает сторону, — сказал Сергей Азеев.

Фото: Екатерина Чащина, группа Архангельского молодёжного театра Вконтакте
Скрыть комментарии