Мнение
Реформа по «удушению» местного самоуправления
Сергей Якимов о реформе местного самоуправления в регионе:
На протяжении последних лет на территории Российской Федерации ведётся процесс укрупнения муниципальных образований. Задачей затянувшейся реформы является кардинальное сокращение числа муниципальных образований с целью повышения эффективности их управления со стороны государства.
В 2019 году в правительстве Архангельской области была разработана и в январе 2020 года утверждена «Концепция совершенствования и организации местного самоуправления в Архангельской области на 2020–2025 годы». Задача реформы — преобразовать муниципальные районы в муниципальные округа. В результате ожидается упразднение муниципальных образований первого уровня — сельских и городских поселений, которые сейчас входят в состав муниципальных образований второго уровня — муниципальные районы. Органы местного самоуправления (МСУ) — советы депутатов и администрации, а также бюджеты поселений исчезнут. Вместо местных администраций в поселениях останутся представители районной власти, которые будут напрямую подчиняться районной власти, и не будут подконтрольны местному населению и ответственны перед ним. Финансирование их деятельности будет из районных центров, и настолько, насколько решат районные депутаты и районная администрация. Территории районов не изменятся, а полномочия районов увеличатся на объём полномочий поселений. Такие преобразованные районы назовут «муниципальными округами». Городов данные преобразования не коснутся.
Если ещё проще, то сутью реформы является ликвидация местной власти в поселениях путём её передачи на районный уровень.
Как заявляют представители областного правительства, инициатива таких преобразований может исходить только от населения районов, а не от областных властей. При этом вышеуказанная Концепция утверждена именно областным правительством, а инициатива местного населения отказаться от собственной (народной) власти будет одобрена областной материальной помощью. При условии, что отказ от собственной власти произойдёт навсегда (вернуть её обратно местное население не сможет), а материальная помощь будет временной.
Данные преобразования в Архангельской области уже прошли в нескольких районах. В этом году согласие на такое преобразования дало население Плесецкого района. А население Котласского района, например, отказалось давать согласие. С разведкой общественного мнения о преобразовании Ленского муниципального района в муниципальный округ представители областного правительства в этом году побывали в Яренске и Урдоме.
Во всей этой реформе по удушению местного самоуправления обращает на себя внимание тот факт, что она проводитсядобровольно-принудительным образом. Власти Архангельской области не стали ликвидировать поселения тем же административным путём (областным законом), как их создание, что говорит о неуверенности властей в проводимой реформе.
Местное самоуправление (МСУ), как институт общественной жизни, появился задолго до появления самих государств, которые любым путём стараются его сейчас ограничить. С тех пор, как люди почувствовали привлекательность совместного оседлого образа жизни, они смекнули о целесообразности организации своих общественных пространств. Оказалось, что жить совместно не только безопасно, но и экономно. Если построить свои дома вдоль одной улицы, например, то содержать этот пеший и транспортный путь сообщения в разы выгоднее, чем если бы иметь индивидуальный. Проживание людей в населённых пунктах стало таким привлекательным изобретением, что отказываться от него никто даже не задумывался. Совместная деятельность по организации общественных пространств своего поселения стала такой же естественной частью жизни, как ежедневный сон или приготовление пищи.
Это и есть местное самоуправление. Его власть заключается в «мелочах», которые, с одной стороны, государство не имеет физической возможности решать все и во всех поселениях, с другой — оно не имеет морального права указывать местному сообществу, что для сообщества и как должно быть удобно для жизни. Государства, которые по своей природе обязаны налаживать жизнь на своих территориях, были вынуждены лишь гарантировать в законодательстве общие принципы организации МСУ.
Без МСУ невозможна жизнь общества. Как в силу природы его происхождения, так и в силу принятой международным сообществом Европейской Хартии местного самоуправления (1985 г.), ратифицированной, в том числе, и Россией, МСУ является одним из принципов демократии, отказаться от которой пока тоже никто не в силах.
МСУ в рамках законодательного регулирования можно только ограничить. Но не уничтожить. Степень ограничения зависит от активности самого населения. В современной России, например, МСУ востребовано не так высоко, как на Западе. Поэтому российские власти и измываются над ним, как хотят.
На протяжении последних лет на территории Российской Федерации ведётся процесс укрупнения муниципальных образований. Задачей затянувшейся реформы является кардинальное сокращение числа муниципальных образований с целью повышения эффективности их управления со стороны государства.
В 2019 году в правительстве Архангельской области была разработана и в январе 2020 года утверждена «Концепция совершенствования и организации местного самоуправления в Архангельской области на 2020–2025 годы». Задача реформы — преобразовать муниципальные районы в муниципальные округа. В результате ожидается упразднение муниципальных образований первого уровня — сельских и городских поселений, которые сейчас входят в состав муниципальных образований второго уровня — муниципальные районы. Органы местного самоуправления (МСУ) — советы депутатов и администрации, а также бюджеты поселений исчезнут. Вместо местных администраций в поселениях останутся представители районной власти, которые будут напрямую подчиняться районной власти, и не будут подконтрольны местному населению и ответственны перед ним. Финансирование их деятельности будет из районных центров, и настолько, насколько решат районные депутаты и районная администрация. Территории районов не изменятся, а полномочия районов увеличатся на объём полномочий поселений. Такие преобразованные районы назовут «муниципальными округами». Городов данные преобразования не коснутся.
Если ещё проще, то сутью реформы является ликвидация местной власти в поселениях путём её передачи на районный уровень.
Как заявляют представители областного правительства, инициатива таких преобразований может исходить только от населения районов, а не от областных властей. При этом вышеуказанная Концепция утверждена именно областным правительством, а инициатива местного населения отказаться от собственной (народной) власти будет одобрена областной материальной помощью. При условии, что отказ от собственной власти произойдёт навсегда (вернуть её обратно местное население не сможет), а материальная помощь будет временной.
Данные преобразования в Архангельской области уже прошли в нескольких районах. В этом году согласие на такое преобразования дало население Плесецкого района. А население Котласского района, например, отказалось давать согласие. С разведкой общественного мнения о преобразовании Ленского муниципального района в муниципальный округ представители областного правительства в этом году побывали в Яренске и Урдоме.
Во всей этой реформе по удушению местного самоуправления обращает на себя внимание тот факт, что она проводится
Местное самоуправление (МСУ), как институт общественной жизни, появился задолго до появления самих государств, которые любым путём стараются его сейчас ограничить. С тех пор, как люди почувствовали привлекательность совместного оседлого образа жизни, они смекнули о целесообразности организации своих общественных пространств. Оказалось, что жить совместно не только безопасно, но и экономно. Если построить свои дома вдоль одной улицы, например, то содержать этот пеший и транспортный путь сообщения в разы выгоднее, чем если бы иметь индивидуальный. Проживание людей в населённых пунктах стало таким привлекательным изобретением, что отказываться от него никто даже не задумывался. Совместная деятельность по организации общественных пространств своего поселения стала такой же естественной частью жизни, как ежедневный сон или приготовление пищи.
Это и есть местное самоуправление. Его власть заключается в «мелочах», которые, с одной стороны, государство не имеет физической возможности решать все и во всех поселениях, с другой — оно не имеет морального права указывать местному сообществу, что для сообщества и как должно быть удобно для жизни. Государства, которые по своей природе обязаны налаживать жизнь на своих территориях, были вынуждены лишь гарантировать в законодательстве общие принципы организации МСУ.
Без МСУ невозможна жизнь общества. Как в силу природы его происхождения, так и в силу принятой международным сообществом Европейской Хартии местного самоуправления (1985 г.), ратифицированной, в том числе, и Россией, МСУ является одним из принципов демократии, отказаться от которой пока тоже никто не в силах.
МСУ в рамках законодательного регулирования можно только ограничить. Но не уничтожить. Степень ограничения зависит от активности самого населения. В современной России, например, МСУ востребовано не так высоко, как на Западе. Поэтому российские власти и измываются над ним, как хотят.