На прошлой неделе в Архангельской области прошёл форум «Арктика – Регионы», который больше походил на своеобразную альтернативу Арктическому форуму – мероприятию, которого наш регион лишился стараниями предыдущего губернатора – господина Орлова (подробнее здесь https://vk.com/wall-47907518_477).
Реанимация такой площадки для дискуссий ещё и с привлечением спикеров уровня заместителя председателя правительства РФ – Юрия Трутнева, дело, конечно, хорошее. Но насколько эффективное и полезное для региона?
С годами количество и масштабы структурных проблем у нашей только растет, но далеко не все они обсуждались в рамках прошедшего форума. Точнее, конкретно Архангельской области, как «воротам в Арктику», исходя из официальной программы форума, было посвящено аж… - ничего. Лично у меня вообще создалось впечатление, что нашей области просто дали постоять около витрины федерального мероприятия, которое её толком и не затронуло.
Можно заметить, конечно, что это лишь первый форум и требовать от него многого – несколько преждевременно. Так и проблемы копились не один год. Однако регион чахнет. Одни только форумы «цветут».
Всё, что удалось «отхватить» региональному Правительству по итогам проведения этого мероприятия – это заявление о создании Территории опережающего развития (ТОР), на которой, вероятно, будет реализовываться программа жилищного строительства «Арктический квартал», аналогичная Дальневосточному кварталу. Для участия в таких проектах Корпорация развития Дальнего Востока и Арктики приглашала, как крупных региональных застройщиков, так и федеральных игроков. Расчёт делался на то, что последние привнесут новые стандарты качества. В Амурской области победителем и реализатором программы «Дальневосточный квартал» стала крупнейшая федеральная строительная группа «ПИК ЗС». Кто станет бенефициаром Арктического квартала – вопрос открытый. Однако, весьма маловероятно, что приход крупных федеральных игроков ещё и на условиях исключительных госпреференций ТОРа пойдёт на пользу региональным строительным компаниям.
Самыми успешными, по мнению ряда экспертов, среди 17-ти российских «особых» экономических зон стали лишь шесть промышленных зон. Самые проблемные – туристические, почти НЕ развиваются портовые зоны, что, скорее всего, вызвано нежеланием самих регионов работать над их продвижением. Историю Онежского ТОСЭР (территория опережающего социально-экономического развития) и «портовых» поползновений Правительства Архангельской области обсуждали здесь (https://vk.com/wall-47907518_1367). Стоит также отметить, что ФЗ от 14.07.2021 № 334-ФЗ уровнял понятия ТОСЭР и ТОР, чтобы избежать путаницы. Насколько резко и куда скакнуло развитие Онежского района и Онеги, в частности, после присвоения статуса ТО(СЭ)Р, онежане, думаю, ощущают буквально в режиме non-stop.
В любом случае, опыт «зависания» территорий опережающего развития в нашей области уже есть. Оснований полагать, что в случае с реализацией условного Архангельского ТОР чиновники не повторят историю с отдельно взятой Онегой, лично у меня нет.
Реанимация такой площадки для дискуссий ещё и с привлечением спикеров уровня заместителя председателя правительства РФ – Юрия Трутнева, дело, конечно, хорошее. Но насколько эффективное и полезное для региона?
С годами количество и масштабы структурных проблем у нашей только растет, но далеко не все они обсуждались в рамках прошедшего форума. Точнее, конкретно Архангельской области, как «воротам в Арктику», исходя из официальной программы форума, было посвящено аж… - ничего. Лично у меня вообще создалось впечатление, что нашей области просто дали постоять около витрины федерального мероприятия, которое её толком и не затронуло.
Можно заметить, конечно, что это лишь первый форум и требовать от него многого – несколько преждевременно. Так и проблемы копились не один год. Однако регион чахнет. Одни только форумы «цветут».
Всё, что удалось «отхватить» региональному Правительству по итогам проведения этого мероприятия – это заявление о создании Территории опережающего развития (ТОР), на которой, вероятно, будет реализовываться программа жилищного строительства «Арктический квартал», аналогичная Дальневосточному кварталу. Для участия в таких проектах Корпорация развития Дальнего Востока и Арктики приглашала, как крупных региональных застройщиков, так и федеральных игроков. Расчёт делался на то, что последние привнесут новые стандарты качества. В Амурской области победителем и реализатором программы «Дальневосточный квартал» стала крупнейшая федеральная строительная группа «ПИК ЗС». Кто станет бенефициаром Арктического квартала – вопрос открытый. Однако, весьма маловероятно, что приход крупных федеральных игроков ещё и на условиях исключительных госпреференций ТОРа пойдёт на пользу региональным строительным компаниям.
Самыми успешными, по мнению ряда экспертов, среди 17-ти российских «особых» экономических зон стали лишь шесть промышленных зон. Самые проблемные – туристические, почти НЕ развиваются портовые зоны, что, скорее всего, вызвано нежеланием самих регионов работать над их продвижением. Историю Онежского ТОСЭР (территория опережающего социально-экономического развития) и «портовых» поползновений Правительства Архангельской области обсуждали здесь (https://vk.com/wall-47907518_1367). Стоит также отметить, что ФЗ от 14.07.2021 № 334-ФЗ уровнял понятия ТОСЭР и ТОР, чтобы избежать путаницы. Насколько резко и куда скакнуло развитие Онежского района и Онеги, в частности, после присвоения статуса ТО(СЭ)Р, онежане, думаю, ощущают буквально в режиме non-stop.
В любом случае, опыт «зависания» территорий опережающего развития в нашей области уже есть. Оснований полагать, что в случае с реализацией условного Архангельского ТОР чиновники не повторят историю с отдельно взятой Онегой, лично у меня нет.