Прокуратура Ленского района утвердила обвинительное заключение по уголовному делу в отношении главы администрации МО «Урдомское» Сергея Якимова. Руководителю муниципалитета вменяют в вину недофинансирование в 2023 году из местного бюджета потребностей «Центра культуры и досуга» МО «Урдомское». Следственные органы усмотрели в этом состав преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 285 УК РФ (злоупотребление должностным полномочиями, повлекшее тяжкие последствия).
Якимов избран Главой МО «Урдомское» 23 июля 2021 года, и сменил на этом посту Елену Смирнову, возглавлявшую муниципалитет в период Шиесского протеста.
Администрация и Совет депутатов МО «Урдомское», долгое время были единственными органами власти и местного самоуправления, которые прямо выступили против создания полигона для твердых коммунальных отходов на станции Шиес. Построенный без разрешения полигон в январе 2020 года был признан арбитражным судом самовольной постройкой и подвергнут принудительному сносу по иску Администрации МО «Урдомское». Сам Якимов - активный участник общественного движения «Чистая Урдома», лидера борьбы против строительство мусорного полигона.
МО «Урдомское» - одно из немногих муниципальных образований первого уровня в регионе, которые не согласились с ликвидацией и укрупнением в так называемые муниципальные округа, и вопреки усилиям администрации Ленского района и Правительства Архангельской области по ликвидации первого звена местного самоуправления, продолжают в настоящее время работать.
Муниципалитет МО «Урдомское» попробовал внедрить в бюджетный процесс новаторский подход, и решил не замалчивать масштаб реального дефицита местного бюджета. В расходную часть финансового документа на 2023 год были внесены все без исключения имеющиеся денежные потребности Урдомы. Однако, вышестоящие районные и областные власти, с правомерностью такого подхода не согласились, и отказались покрывать заявленный дефицит казны МО «Урдомское».
Сам Якимов так объясняет произошедшее:
«В результате ненадлежащего содержания инфраструктуры, порожденного вечным дефицитом финансирования, разрушение инфраструктуры жизнеобеспечения в населенных пунктах происходит быстрее, чем ее восстановление и создание новых объектов. С годами разруха копится, как снежный ком. Города и села деградируют, на их восстановление уже нужны не только деньги, но и десятилетия.
Например, в Архангельской области за 4 последних года построено 7 новых школ. С такими темпами, обновление 300 имеющихся школ области произойдет за 170 лет. Однако, столько лет ни одна школа не простоит. Поэтому школы в Поморье будут исчезать быстро и безвозвратно.
Опробованный в Муниципальном образовании «Урдомское» Ленского района способ подготовки проекта местного бюджета, при его внедрении в широкую практику, предоставит государству принципиально новое средство в борьбе с коррупцией, дополнительно к уже имеющимся.
Принцип разработки любого публичного бюджета гласит: «Нужно жить по средствам». То есть в доходы и расходы бюджета закладывается принципиально одинаковая сумма – ожидаемых (а не необходимых) за год поступлений. Поэтому исполнительные органы вполне легально отказываются решать проблемы, расходы на решение которых не заложены в бюджеты.
Законодательной задачей (уже официальной) государственной и муниципальной деятельности является не «Жизнь по средствам», а решение всех текущих вопросов, причем независимо от наличия средств в бюджете – из этого исходят все суды и прокуратуры.
В МО «Урдомское» при разработке бюджета на 2023 год, как и положено, обсчитали все вопросы содержания поселения на год, которые смогли вспомнить из всего «снежного кома». Получилось 77 млн. руб., а поступлений ожидалось в два раза меньше.
Тем не менее, в проект бюджета включили 77 млн. руб. (в эту сумму не вошли расходы на новое капитальное строительство, так как они на практике финансируются из государственного бюджета). Так же поступили и при разработке проекта бюджета МО «Урдомское» на 2024 год. Расходы проекта бюджета дополнили теми, на которые не хватило доходов в прошлом году, и теми, которые, в силу их многочисленности, не вспомнили в прошлый раз. Получились потребности в расходах на 148 млн. руб., а ожидаемые доходы 35 млн. руб.
По причине недофинансирования государством всех необходимых расходов в 2023-24 годах, недостаток средств перетечет в проект бюджета на 2025 год, и еще больше увеличит потребности бюджета. Так, «снежный ком» нерешенных вопросов МО «Урдомское» выражается не только в штуках проблем, но и в рублях.
Ежегодные факты и размеры недостатков бюджетных средств на решение всех обязательных вопросов становятся официальными и обнародованными. Их суммирование отражает дефицит бюджетных средств как в целом по стране, так и на конкретных территориях, а одной из главных причин такого дефицита является коррупция.
Ежегодное сравнение сумм выявленных правоохранительными органами коррупционных нарушений с суммами недостатков бюджетов, будут указывать на тенденции снижения или повышения коррупции в стране.
Продолжающаяся десятилетиями недостаточность необходимых бюджетных средств, которая скрывается муниципалитетами от населения и государства, не просто покрывает чью-то бездеятельность, она обеспечивает кормовую базу коррупции в нашем государстве.
То, что разворовывается, воплощается в недостачах бюджета, а недостачи замалчиваются. Получается, что муниципалитеты косвенным образом способствуют коррупции.
Расчет и обнародование огромных объемов недостаточного финансирования местных бюджетов на фоне разрушенной инфраструктуры жизнеобеспечения и осознание их причины населением станут сильнейшей мотивацией в борьбе с коррупцией, не позволят ей процветать и снизят недостаточность местных бюджетов».
Как видно, благородный порыв не был оценён властями, предложенный Якимовым неординарный инструмент борьбы с коррупцией, стал поводом для уголовного преследования самого главы муниципалитета.
Теперь разбираться в тонкостях бюджетного процесса в свете Уголовного кодекса придётся Вилегодскому районному суду Архангельской области, куда следствие направило «подколотый, подшитый материал».
Для справки:
Сергей Якимов родился в рабочем посёлке Урдома 1 января 1970 г., учился в Урдомской средней школе. Закончил Ленинградское суворовское военное училище, Хмельницкое высшее артиллерийское командное училище. Военная служба: п. Магдагачи Амурской области, полк ВДВ, старший офицер на батарее.
Закончил Московскую государственную академию водного транспорта, квалификация юрист, дипломная работа по местному самоуправлению. Индивидуальный предприниматель, частная судебная практика 2006-2021. Юрист Совета депутатов МО «Урдомское». Секретарь Административной комиссии МО «Урдомское». Избирался депутатом МО «Ленский район». Женат, двое сыновей. Увлечение: краеведение, сайт «Летопись Урдомы» (http://urdoma.info/).