Культура

В последнем эфире Градского прозвучал архангельский плач

Наставник выбрал последнюю песню из северных напевов

11 дек 2021, 00:03
В пятничном эфире «Первого канала» вышел последний выпуск передачи «Голос» с участием Александра Градского, записанный 18 ноября. Его не стало через 10 дней после съемки.

В этапе «Нокауты» жительница Липецка Татьяна Качурина из команды Градского исполнила «Архангельский свадебный плач».

- Александр Борисович увидел во мне то, что не могла развидеть в себе я, - сообщила Татьяна Качурина.

- Татьяна, меня такие вещи пугают с детства, - отметил Дима Билан.

- Это высокое искусство, я в этом ничего не понимаю, - прокомментировал выступление Леонид Агутин.

- Я бы хотел поблагодарить всех участников тройки за их фантастическую работу, по поводу Тани - я спел это произведение один раз, после я неделю не мог сказать ни одного слова. Это свадебный плач, мои дорогие. Это притворный плач - она притворяется, что подружка выходит замуж. И должно быть страшно подружке. Татьяна это сделала вторая после меня. Я хочу посмотреть, у кого ещё это получится! - сообщил Александр Градский и оставил в проекте Татьяну Качурину.

Впервые тему северного фольклора Градский затронул в своём творчестве еще в 1977 году в сборнике «Русские песни».  Работа была основана на свободном использовании русского фольклорного материала, и состояла из пяти песен.

Четвёртая из них – Архангельский свадебный плач, - драматический рассказ о погибшей от несчастной любви девушке. Реконструкция старинного русского пения была выполнена Градским на основе фольклорной записи, в которой три-четыре старушечьих голоса причитали в унисон мотив, чем-то близкий старинным былинным напевам, а одна женщина (плакальщица) экспрессивно «выкликала» в высоком регистре. Текст унисонных ансамблевых причитаний разобрать с пленки было почти невозможно, но текст солистки-плакальщицы прослушивался очень хорошо.

Градский пел песню без инструментального аккомпанемента (а капелла), за всех действующих лиц сразу (запись сделана способом многократного наложения). В «реконструкции» плача Градский берет нижний этаж звучности (причитания) как прием, когда несколько голосов повторяют в унисон одну и ту же попевку: мотив он здесь пишет свой собственный, заимствуя из первоисточника лишь настроение, окраску звука и исполнительскую манеру. Верхний этаж (собственно плач) напет в полуимпровизационной манере пения-выкликания.

Скрыть комментарии