Город

Отказ от морского-речного вокзала в пользу торгового центра не красит Архангельск

Вчера, 06:30

Вырубка лиственниц и сосен у здания Морского речного вокзала всколыхнула застойную общественную жизнь Архангельска. Даже свыкшиеся за последние годы с бардаком и тотальной безответственностью, вечно перекопанными площадями и улицами, круглогодичными авариями на всех коммунальных сетях, горожане немого встрепенулись из-за произошедшего.

На следующий день после появления в социальных сетях и нескольких СМИ критических замечаний об организованном у МРВ лесоповале, информационное поле накрыла разъяснительная волна из здания городской администрации.

Рассказали, что всего лишь к 2030 году засияет и засверкает обновлённое здание, новый собственник сделает всё в лучшем виде, а деревьям – туда и дорога, ведь мешали они городу стать лучше, не давали вести ремонт, прокладывать коммуникации, да и вообще, прогнили напрочь, того и гляди, упали бы. Показали красивые картинки.

Деревья уже не вернешь, в законности произошедшего разбирается прокуратура. Хотя, наверное, если бы застройщику и главе Ломоносовского округа было не всё равно, деревья можно было попытаться спасти. Правила благоустройства Архангельска упоминают про не подлежащие вырубке по ценности породного состава или возрасту деревья, которые должны быть пересажены на новое место, а не сведены.

И конечно, хочется верить радужным обещаниям чиновников о перспективах реконструкции МРВ. В особенности, стоя посреди разрытой второй год площади Профсоюзов. Но раз уж печальный повод случился, есть резон ещё раз оглянуться на ситуацию вокруг МРВ.

I.

Взгляд на пейзаж вокруг МРВ в прямом смысле, рисует картину совершенно невеселую. Чиновники сообщили, что здание находится в стадии то ли ремонта, то ли реконструкции, которыми занимается новый собственник – ООО «Типография Правда Севера», - структура бизнесмена Дмитрия Симакова.

Если пройтись вокруг злосчастного вокзала, возникает ряд вопросов. Ограждение строительной площадки сделано на скорую руку в самом дешевом варианте. Национальный стандарт «Ограждения инвентарные строительных площадок и участков производства строительно-монтажных работ» (ГОСТ Р 58967-2020) и городские Правила благоустройства предписывают оснащать ограждение стройплощадки защитным козырьком, оборудовать вдоль ограждения временные деревянные тротуары. Ничего этого нет.

Со стороны набережной ограждение вдоль фасада здания по необъяснимым причинам и вовсе отсутствует (не хватило денег?). Там, где забор установлен, профлист приколочен кое-как.

Отсутствует информационный щит с указанием наименования объекта, застройщика, заказчика, генерального проектировщика, генерального подрядчика, их почтовых адресов и номеров телефонов.

Прямо на улице складированы стройматериалы - какие-то трубы. Хорошо видимые отовсюду обшарпанный фасад и разбитые стёкла, завершают картину.

Одно должно успокаивать праздношатающихся вокруг стройки граждан – объект находится под охраной. На колоритно врезанной в забор входной двери так и написано: «Безопасность объекта обеспечивает охранное предприятие Национальный реализм». За название ЧОПу - отдельное спасибо. Прочитал – и сразу всё понятно, больше объяснять ничего не надо.

Подытоживая скажем, что в подобном виде строительная площадка вокруг одной из достопримечательностей города, - всеобщий позор. А ведь этот забор - буквально самое первое, что будет встречать туристов уже через пару месяцев, когда здесь причалит первый круизный теплоход.

II.

Если посмотреть на ситуацию более широко, то и вопросов возникает ещё больше. Что такое здание морского-речного вокзала? Здание морского-речного вокзала это общепризнанная архитектурная доминанта города, во многом формирующая его речной фасад. Как пишут в интернет – путеводителях для приезжих, «вокзал спроектирован в виде корабля и стал одним из символов Архангельска. Здание широко известно во всей России благодаря изображению на 500-рублевой купюре».

Главное, что можно сказать про здание 1972 года постройки – оно красивое. Архитектурные формы, даже в загаженном состоянии здания, - единственное что скрашивает теперешний плачевный облик вокзала. Советская власть старый Архангельск уничтожила полностью, но оставила хоть что-то достойное взамен. Здание МРВ вполне обоснованно можно было бы признать памятником архитектуры.

При дележке народного наследства вокзал достался АО «Архангельский морской торговый порт». Будем считать издержками лихих 90-х самодеятельные решения собственника, который здание попросту бросил: перестал его эксплуатировать, а в 2012 году и вовсе обеспечил исключение из числа объектов транспортной инфраструктуры.

Корабль МРВ причалил в чиновничью гавань, когда в 2018 году АМТП отдал здание окологосударственным структурам. С этого времени, целых пять лет, областное и городское начальство обсуждало, что делать с вокзалом. Базовым сценарием было превращение его в Морской культурный центр.

В 2021 году в МРВ силами Архангельского молодёжного театра организовали художественную инсталляцию – спектакль «Север». Тогда же для разработки концепции реконструкции МРВ было даже привлечено российское представительство международного бренда Aukett Swanke PLC, входящего в ТОП-50 архитектурных бюро мира.

Однако, ничего дельного про морской вокзал региональные власти так и не придумали. Самое элементарное решение: то, что построено как морской-речной вокзал, с сохранением этой функции и должно дальше эксплуатироваться, - судя по всему, даже не рассматривалось. В 2023 году государство избавилось от здания, продав его в частные руки.

В Мурманске, конкурирующем за лидерство среди арктических регионов России, здание морского вокзала хотя и попроще, но его берегут, в 2016 году проведена реконструкция, вокзал используется по прямому назначению.

Всегда легче двигаться по инерции, жить одним чиновничьим днём, и в будущее особо не заглядывать. Северная Двина обмелела – вычеркиваем планы углубить речной фарватер, возобновить пассажирское сообщение по реке, вплоть до Котласа. На Соловки перестали ходить пассажирские суда из Архангельска – туда им и дорога. Пусть пассажиропоток идёт через Карелию.

Так столица региона, претендующего на звание «Ворот в Арктику», отказалась от очевидно самого лучшего в Арктической зоне РФ здания морского вокзала, не только символа этих самых ворот, но и якорного объекта, за счёт которого много чего полезного для города и области имело бы шанс сохраниться и получить развитие. В качестве компенсации, на набережной построили фанерную будочку с надписью «Окно в Арктику».

Такая сдача позиций в вопросах, не имеющих чьего-то прямого денежного интереса, далеко не первая. Столь же бездарно потеряли шхуну «Запад». Вялая попытка при губернаторе Орлове построить взамен масштабную модель одного из первых отечественных парусных судов, окончилась ничем. При всём уважении, музеефикация пригородного «Коммунара», на особый символизм не тянет.

Вряд ли можно всерьёз пенять на отсутствие у государства денег для реконструкции и дальнейшей эксплуатации морского-речного вокзала. Ведь, например, не далее, как в 2020 году, Архангельская область благополучно вписалась в федеральную программу строительства университетских кампусов. На пресловутую «Арктическую звезду» планируют потратить как минимум 35 миллиардов рублей, из них не меньше миллиарда – вклад Архангельской области.

На стройку никому, кроме самих чиновников не нужного мусорного завода в Коряжме, нашлись у федералов считай 2 миллиарда рублей, а только чтобы закопать песком «забытые» при проектировании старые земляные сооружения, вбухали туда дополнительно ещё 400 миллионов рублей, которые взяли в кредит под большие проценты.

Миллиарды ушли на копание и перевозку грунтов для рекультивации островных свалок на Кегострове и Бревеннике. Миллионы, и не всегда осознанно, тратятся на программы благоустройства населённых пунктов.

Так что деньги есть, нет только желания заниматься реально значимыми для области вопросами.

Что сможет теперь сделать с видовым зданием сравнительно мелкий девелопер, не обременённый никакими обязательствами, кроме прописанных в генеральном плане города параметров застройки: этажность, площадь застройки, отступы от границ, - остаётся только догадываться. Площадь здания уже разрешили увеличить, отступы уменьшить. Реконструкцию планируют тянуть до 2030 года, значит, денег у собственника особых нет, стройкой будут заниматься в режиме эконом-класс, со своих небольших оборотных средств.

Ничего хорошего ожидать от такой реконструкции не приходится: прикрутят навесной фасад, пристроят «сарай», первоначальный архитектурный облик изуродуют, получив в итоге ещё один банальный офисно-торговый центр под названием «Архангельск», со следами былого величия.

Скрыть комментарии