Мнение

На каком основании в Архангельске заговорили об увеличении цены за проезд?

27 мая 2018, 13:08
Увеличить стоимость проезда в городском транспорте предложили на этой неделе члены общественного совета при областном агентстве по тарифам и ценам. Речь идёт о скачке цены за билет сразу на четыре рубля – с 21 до 25 деревянных (сами автобусники предложили увеличить до 30). Аргументы понятны – растущая цена на топливо, необходимость приобретения автотранспортниками тахографов и повышения зарплат персонала, обновление автопарка … Не понятны основания.

Помнится, год назад или около того, катаясь поутру якобы инкогнито на полупустом автобусе 60-го маршрута, глава областного центра Игорь Годзиш сделал для себя ряд довольно неприятных открытий:

«Нельзя сказать, что с утра стоит жаркая погода, но в салоне автобуса ужасная духота. К тому же примерно половину остановок мы проехали, не останавливаясь, на основании того, что кондуктор просто спрашивала, были ли выходящие. Если никто из пассажиров выходить не собирался, мы проезжали мимо остановки. Не знаю, кто спрашивал при этом у входящих — хотят ли они сесть в этот автобус и поехать на нём. Все остановки объявляются именно в таком режиме: если ли выходящие, при этом следующая остановка не объявляется. Пассажиру приходится кричать, где он выходит, что в корне неправильно. А если человек впервые в нашем городе, либо едет в незнакомый район, ему будет сложно сориентироваться и придётся в спешке пробираться через тесный салон к выходу».



Тогда городничий решил, что разговор об очередном повышении тарифа может быть только в том случае, если автобусники изменят своё отношение к пассажирам и улучшат качество обслуживания.

В конце 2014 года, когда автотранспортники также пытались заговорить об увеличении цены за проезд до 24 рублей, начальник Архангельской губернии Игорь Орлов придерживался той же позиции:

«Я очень обеспокоен ситуацией, которая сложилась в Архангельске в сфере регулирования тарифов на пассажирские перевозки. На мой взгляд, если пассажир платит больше, то в ответ он должен получить соответствующую отдачу. Повышать сегодня стоимость проезда при тех безобразиях, которые творятся в сфере пассажирских перевозок в Архангельске, недопустимо. Хорошим примером для столицы Поморья должны стать Северодвинск и Котлас, где используются автобусы большой вместимости, а не привычные ПАЗы. Архангельск – самый большой и густонаселённый город в регионе, но почему-то он является и самым невыгодным с точки зрения пассажирских перевозок. Это очевидный парадокс и глупость».

Казалось бы, «парадокса и глупости» стало чуть меньше с приходом в Архангельск нового оператора городских перевозок «Архтрансавто» – покупаются новые автобусы, по сравнению с которыми и старые ржавые «ПАЗы», и их еще более турбулентное и тесное поколение новых «штурмовиков» Павловского автозавода выглядят совсем уже неприлично, но… улучшилось ли вместе с этим качество обслуживания? Похоже, нет.



Обещали новые хозяева городского пассажирского трафика, что через пару недель после выхода новых автобусов на линию, они чудесным образом «заговорят» – будут приятным голосом называть остановки. Не заговорили до сих пор. Да и как называть остановки, если обещанное ещё при царе Горохе оснащение всех извозчиков системой ГЛОНАСС либо не выполнено, либо, если и работает где, то как-то весьма странно. Полагалось, что передвижение машин будет отслеживаться через спутник, и им уже будет не до водительских выкрутасов, которые, однако, до сих пор ездят, как в голову взбредёт. Во-первых, даже новые белорусские низкопольные «МАЗы» ездят точно так же, как и их более убогие коллеги – пролетая остановки, зависая на некоторых по 10–15 минут. Так, к примеру, 76-й на наших глазах торчал на остановке за пересечением Урицкого-Обводный минут 10, как минимум. При этом автобус завис в самом начале остановочного кармана, и всё это время остальные автобусы причаливали за ним, не доезжая остановки. То же самое делает постоянно и 11-й. Впрочем, эта точка – далеко не единственный такой «отстойник» в центре Архангельска.

На маленькие остановки зачастую просто не обращают внимания, если на них не заметно пассажиров – кондуктор просто вопрошает в салоне, кто выходит, и если никто не откликнулся, автобус пролетает мимо. Если пассажир, например, в наушниках, или вовсе глухой, или не знает города, или просто не хочет сообщать всему миру о своих намерениях выйти, то шанс уехать дальше, чем нужно, более чем велик.

Идём дальше. С какого-то времени сайт городской управы запестрел сообщениями об оптимизации маршрутной схемы пассажирского автотранспорта в Архангельске. Занимались этим люди из Питера и специалисты САФУ. В итоге наоптимизировали – большинство вывешенных на остановках табличек со временем и интервалом движения проходящих через неё автобусов даже близко не соответствует действительности. Вот, стоит человек, ждёт автобуса одиннадцатого маршрута, который в городе ездит по кольцу в обоих направлениях. Интервал указан в 15 минут. За 48 минут ожидания нужной машины через остановку проехало девять «семёрок», десять 76-х и бог весть сколько остальных. Диспетчер сообщила, что почему-то по часовой стрелке запущено достаточное количество автобусов, а против – всего два. Ну, а если доверился табличке с расписанием маршрутов и попытался успеть на последний – вероятнее всего в большинстве случаев есть риск куковать на остановке до утра – последнего маршрута может и не быть вовсе.

«Независимо от того, что в городе есть диспетчерская центрального управления, мы будем организовывать свою диспетчеризацию, позволяющую контролировать движение, обеденное время, начало и окончание рабочего дня», – сообщил на бриффинге в феврале этого года гендиректор «Архтрансавто» Николай Карягин.



Или с контролем пошло что-то не так, или в дело вмешались некие тёмные силы – доподлинно неизвестно, но то, что контроль этот на поверку оказался абсолютно неэффективным – факт, как и «говорящие» автобусы.

Генеральный в том же феврале пообещал одеть кондукторов в одинаковые форменные жилетки – они до сих пор ходят, как кому бог на душу положит, соразмерно своему собственному представлению о кондукторской моде. Чаще всего «корпоративная» одежда, может, и удобна, но довольно неопрятна – треники с вытянутыми коленками, засаленные курточки, нечистые джинсы с заниженной талией, из-под которых вываливается всё «тесто»… Да и хамство, по большому счёту, никуда не ушло.

При этом, когда приходили в город первые «МАЗы», руководитель автопредприяия заявлял о том, что повышение тарифа произойдёт только тогда, когда горожане почувствуют на собственном опыте, что качество услуг в пассажирских перевозках возросло.

Окончательно повышение стоимости проезда будет рассмотрено на заседании коллегии агентства по тарифам и ценам, но вопрос остаётся тем же – аргументы понятны, а где основания?
Перейти к комментариям