Общество

В Архангельске впервые разработают проект планировки Кегострова

«Разрабатывать проект планировки нужно на весь остров, а не только на его городскую часть»

18 мая 2018, 13:23
Для Кегострова будет разработан проект планировки — документ, который является развитием генерального плана и показывает пространственное развитие территории более детально. Напомним, генплан города был разработан ещё в 2008 году и тогда же были разработаны проекты планировки для различных районов города. Однако островные территории были обойдены вниманием, за исключением Краснофлотского и островов Соломбалы. Кего может стать пионером в островном развитии! Когда будет разработан проект планировки, что им должно быть предусмотрено и зачем вообще это делается в совместном материале ИА «Двина Сегодня» и сообщества « Архангельск: архитектура и градостроительство».

Кегостров, также остров Кего — остров в дельте Северной Двины в черте города Архангельска. С 1931 года по 1963 год на острове Кего находился основной аэропорт города Архангельска.

Генплан есть, а планировки нет

В марте распоряжением главы Архангельска было принято решение о подготовке проекта планировки территории района «Кегостров» муниципального образования «Город Архангельск». 



Сразу отметим, что каждый может представить свои предложения по проекту планировки в департамент градостроительства Администрации муниципального образования «Город Архангельск». Предложения можно направлять до момента назначения публичных слушаний, о которых мы обязательно предварительно сообщим, как только появится официальная информация.

И ещё одно важное замечание. Административно к городу относится только южная часть острова Кего с посёлком Кегостров. Северная часть острова с посёлками Захарово, Кяростров, Одино, Гневашево, Голова, Курган относится к Вознесенскому сельскому поселению Приморского района Архангельской области. Поэтому и проект планировки будет разработан лишь для городской части острова.



Итак, проект планировки территории — документ для определённой территории, устанавливающий зоны размещения существующих объектов и их параметры, а также зоны размещения объектов, строительство которых может быть разрешено. Проекты планировки разрабатываются в развитие планов, заложенных стратегическим документом территориального планирования — генеральным планом города, и показывают территориально-пространственное развитие более детально. Не совсем понятно, на сегодняшний день, в развитии какого генплана будет осуществляться планировка: действующего генплана 2008 года или нового, о скорой разработке которого заявила власти города в начале этого года.

Что же предусмотрено генеральным планом?

На фрагменте генерального плана Архангельска Кегостров представлен весьма ярко и контрастно. Суть, конечно же, не в цветовом обозначении, а в разнообразном назначении указанных территорий: здесь и производственные участки, и жилая застройка, и многофункциональные территории и пр.

На первый взгляд, картинка впечатляет. Однако если сопоставить генеральный план со спутниковым снимком, то обнаружится, что генплан не предлагает для Кего ничего принципиально нового и является фактически лишь описанием сложившегося территориального зонирования острова. 



Рассмотрим генплан более детально.

Почти половина городской части острова на плане отведена под территории промышленных и коммунально-складских предприятий (показаны тёмно-сиреневым цветом) и санитарно-защитные зоны (светло-сиреневые). 

Под номерами указаны следующие объекты:

313 — Сливная станция
393 — Очистные сооружения хозяйственно-бытовой канализации
381 — Полигон твёрдых бытовых отходов
350 — ООО «Скорпион» (Кегостровский лесозавод).

Объекты 313, 393 и 381 уже давно существуют на Кегострове.

Интерес представляет объект №350 — ООО «Скорпион». Полное юридическое наименование у организации было такое: Архангельский филиал общества с ограниченной ответственностью «Скорпион» - «Кегостровский лесозавод». Так с 2003 по 2007 годы назывался лесозавод на острове. Основным видом деятельности предприятия было производство пиломатериалов, кроме профилированных, толщиной более 6 мм, производство непропитанных железнодорожных и трамвайных шпал из древесины.

Данное общество обанкротилось и прекратило своё существование в 2007 году. Сегодня о бывших производственных мощностях напоминают лишь индустриальные руины, которые хорошо видны даже на спутниковом снимке.

Несмотря на это, в генеральном плане указано именно ООО «Скорпион». Видимо, во время разработки генплана данное общество юридически ещё существовало — потому и было включено в список предприятий. К слову, таких ситуаций, когда указаны прекратившие своё существование предприятия — в архангельском генплане достаточно много.

Оранжевым цветом показаны территории малоэтажной жилой застройки, которые по факту сегодня такими и являются: на них стоят одно-двухэтажные дома. 

Среди жилой застройки розовым цветом выделена зона многофункционального назначения. Под многофункциональным понимается общественное назначение: это могут быть культурные, спортивные, торговые и прочие объекты. Сейчас на данном месте — пустырь. 

В восточной части острова жёлтым цветом показана территория индивидуальной жилой застройки. По факту она таковой и является. Такие же зоны отведены на северо-западной части рассматриваемой территории острова.

Светло-коричневым и светло-зелёным цветами показаны, соответственно, пашни и луга. Ярко зелёным — зелёные насаждения общего пользования.

Уточняя положения генерального плана, карта градостроительного зонирования показывает расположение и границы различных функциональных зон Кегострова.

Итак, в целом генеральным планом не предусмотрено ничего принципиально нового для Кегострова. Практически полностью генплан выполняет лишь описательную функцию для нынешнего зонирования территории острова. При этом следует делать также поправку на текущее состояние объектов на данных территориях: завод не работает, жилфонд обветшалый…
На основании генерального плана будет разработан проект планировки Кегострова. Что предусмотрено техническим заданием на разработку проекта планировки?

Кто будет разрабатывать проект?

Разработчика проекта планировки выберут по результатам процедур, проведённых в соответствии с требованиями Федерального закона № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Что необходимо предусмотреть в проекте?

В целом в составе проектных решений необходимо предусмотреть: — повышение градостроительной привлекательности планировочного района с учётом его особенностей; — упорядочение промышленных и коммунально-складских территорий; — реконструкцию кварталов малоэтажной жилой застройки; — совершенствование планировочной и функциональной организации территории; — формирование рекреационных зон, зон зелёных насаждений общего пользования; — инженерную подготовку территории.

Основные требования в отношении организации транспорта: — организация пешеходных зон и путей;  — развитие системы лёгких видов транспорта;  — размещение основных объектов массовой посещаемости в зонах нормативной доступности остановок массового пассажирского транспорта; — организация улиц и проездов, обеспечивающая удобство подъездов и безопасность движения;  — достаточная площадь автостоянок и рациональное их размещение.
 
Также в целях совершенствования улично-дорожной сети в границах района необходимо подготовить предложения по параметрам поперечных профилей улиц.

В проекте планировки необходимо предусмотреть проектные решения по оздоровлению окружающей среды проектируемой территории, поэтапному сокращению санитарно-защитных зон предприятий и т.д. Данное требование технического задания звучит несколько странно, т.к. размеры санитарно-защитных зон установлены действующим законодательством и речи о их сокращении идти просто не может. Судя по всему, данным пунктом ТЗ предлагается снизить класс экологической опасности самих предприятий, что впоследствии позволит изменить и размер СЗЗ.

В составе положений по инженерно-техническому обеспечению проекта планировки и соответствующих графических материалов проработать мероприятия по улучшению инженерной инфраструктуры.

Проектом планировки должна быть предусмотрена очередность строительства и реконструкции района с выделением объектов первой очереди.

Из чего должен состоять проект?

Проект планировки территории должен состоять из основной части, которая подлежит утверждению, и материалов по её обоснованию.

Основная часть проекта планировки территории включает в себя:
а) чертеж планировки территории. 
б) положение о характеристиках планируемого развития территории.

Когда будет разработан проект планировки Кегострова?

На этот вопрос ответа пока нет. Подрядчик будет выбираться по ФЗ №44, поэтому многое зависит в том числе и от наличия кандидатов для выполнения работы.

После разработки проект планировки обязательно будет вынесен на публичные слушания. По результатам рассмотрения проекта на публичных слушаниях подрядчиком вносятся соответствующие изменения и дополнения в проект. После соблюдения всех процедур и согласований проект планировки утверждается распоряжением главы города.

О публичных слушаниях по проекту планировки мы обязательно сообщим, как только появится официальная информация.

Но предложения по разработке проекта планировки Кегострова можно направлять в департамент градостроительства уже сейчас!

Более того, предложения по развитию Кего есть и неоднократно публиковались в СМИ. 

Предложения по развитию Кегострова

Когда мы посетили остров, выяснилось, что о предстоящей планировке местные жители ничего не знают. Власти города просто опубликовали информацию в официальных источниках, которые мало кто читает. Даже местные общественники были не в курсе.

Председатель местного ТОСа Ирина Лобанкова отреагировала на возможность местных жителей вносить свои предложения активно и сразу же перечислила главное, в чём нуждаются местные жители.


Дороги Кегострова

«Остров нуждается в культурном центре или клубе, в больнице, дороги у нас построены 70 лет назад, они в ужасном состоянии. Рядом с дорогой когда-то был тротуар. Сейчас его нет, пешеходов часто сбивают, водители за рклём часто выпившие. На кладбище уже негде хоронить. Большая проблема со свалкой, нам фактически некуда девать отходы: по идее нужно вывозить на городскую свалку, но никто этим не занимается. В этом году обещают пригнать тяжёлую технику, примять, прибрать там… У нас нет никакого производства. Между прочим, раньше здесь был совхоз, выращивали капусту, морковку, свёклу, был раньше и аэропорт. Остров жил. А сейчас молодёжь спивается…», — сетует Татьяна Павловна и вспоминает визиты больших чиновников, после которых ничего на Кегострове не менялось.

Три года назад приезжал губернатор Архангельской области Игорь Орлов, дал 13 поручений, семь из которых выполнены, считают местные активисты, только на бумаге. Остальные шесть поручений остались «на контроле».


Всё что осталось от аэропорта

«Никто о нас не думает, мы десять лет прожили без речного вокзала — разве это мы землю продали (здание было признано ветхим ещё в 2012 году — прим. ред.)? Неужели нельзя было сначала решить вопрос с вокзалом, а потом уже строить жильё на набережной?», — говорит председатель ТОСа.

По словам Ирины Лобанковой, на острове не много людей, болеющих за свою землю, подтягиваются к решению проблем, но мало. Наша собеседница надеется, что люди всё же будут участвовать в жизни острова, поскольку перспективы у территории есть.


Дороги Кегострова

Около десяти лет назад был разработан проект развития Кегострова как рекреационной и туристической территории Архангельска «Кегостров – сердце Поморья». В 2015 году данный проект был презентован на форуме «Народная стратегия», организованном Корпорацией развития Архангельской области. Во время своего визита на остров Игорь Орлов отметил, что эта территория должна стать «точкой роста как для города Архангельска, так и для области».

Планы создателей проекта — весьма амбициозны: благоустройство «диких» пляжей, открытие гостевых домов и небольших музеев, реконцепция территории бывшего лесозавода, строительство ландшафтных экопарков, аквапарка и даже канатной дороги на остров, отправной точкой которой является район Красной пристани.



Руководитель проекта, председатель Кегостровского землячества Вадим Медведков считает, что именно канатная дорога со смотровыми вышками на обоих берегах — один из наиболее эффективных и понятных с позиции возврата инвестиций объектов. Кроме транспортной функции, фуникулёр предоставляет возможность посмотреть на Архангельск с высоты птичьего полёта, сделать панорамные снимки и своё фото на фоне города... В САФУ были разработаны фуникулёрные схемы для Кегострова и даже для Бревенника и Хабарки.



Так, наиболее распространены маятниковые канатные дороги. Принцип работы пассажирской маятниковой канатной дороги заключается в перемещении вагонов по несущим канатам, закреплённым на верхней станции и натянутым контргрузами на нижней.

Вариант со строительством моста, вернее, двух — с выходом на Северодвинскую трассу через остров — тоже изучался и просчитывался. Но, пожалуй, такой проект исполним только на федеральном уровне. Кроме того, такая «перемычка» почти вдвое «сократит» расстояние между городами, а значит, Кегостров рискует повторить судьбу Краснофлотского и утонуть в транспортном потоке.

Для финансирования реализации предложенных идей рассматривалось пять источников: средства городского, областного и федерального бюджетов, вложения поселений и частные инвестиции. В целом создать на Кегострове рекреационно-туристическую территорию планировалось к 2020 году.

Вадим Медведков поясняет, что проект нуждается в серьёзной доработке, но при этом в нём уже заложен внушительный фундамент и с нуля начинать ничего не нужно. Проект имеет большое социальное значение: если он будет реализован, наверняка появятся желающие построить там дома, дачи, следом потянется торговля — поселки и деревни начнут оживать. Однако для доработки и успешной реализации намеченных планов необходимо объединение усилий. Во-первых, активное участие муниципалитетов — Октябрьского округа Архангельска и администрации Приморского района. Во-вторых, участие области — прежде всего в части транспорта и логистики. И в-третьих, более активное сотрудничество власти с Общественным советом острова Кего.

Проект планировки должен учитывать наработанные материалы и мнение местных жителей

На наш взгляд, одним из путей такого сотрудничества различных институций может быть как раз совместная разработка проекта планировки архангельской части острова Кего, чтобы имеющиеся идеи, наработки и планы нашли в нём соответствующее отражение. Это позволит создать уже правовое, территориальное, градостроительное обоснование предлагаемых концепций, что будет серьёзным шагом вперёд на пути развития острова и как самостоятельной территории, и как части города.



Однако один из проблемных моментов состоит в том, что проект планировки будет разработан только для той части Кего, которая относится к городу Архангельску, тогда как в контексте предложенных идей остров следует воспринимать не иначе как целое территориальное образование и разрабатывать проект планировки нужно на весь остров, а не только на его городскую часть.

Владислав Дреко
Александр Кулешов
Перейти к комментариям