Мнение

Канатка на остров Кего: реальность или мечты?

Получилось у Нижнего Новгорода - получится и у нас

30 января 2017, 11:13
Михаил Силантьев
Директор ассоциации «Фермеры Русского Севера», председатель Архангельского регионального отделения «Союза Садоводов России», депутат Архангельского областного Собрания 2, 3 и 4 созывов.
В СМИ уже неоднократно поднимался вопрос о строительстве канатной дороги на Кегостров – но дальше кухонных разговоров дело никогда никуда не шло. Причина сего в том, что многие думают, что строительство такого объекта нам не выгодно, и Архангельску его не потянуть. Но так ли на самом деле?

Для поиска ответов на такой вопрос я обратился к известному общественнику – специалисту по вопросам острова Кего - Вадиму Медведкову.

С его слов, сегодня городской и областной бюджеты тратят следующие средства для обеспечения доступности этой территории для горожан:

– эксплуатация буксирной переправы в период ледостава\ледохода, ежегодно осуществляемая авральным способом, людей при этом перевозят в нечеловеческих условиях на незащищённых и необорудованных для перевозки пассажиров палубах буксирных судов – средства исчисляются десятками миллионов рублей и идут они из областного бюджета;

- содержание и эксплуатация автомобильного зимника по льду осуществляется из средств «Автодора», и на это мероприятие уходит около 2,5 миллионов рублей на сезон;

- содержание и эксплуатация пешеходного зимника по льду – так называемой «дороге жизни» - финансируется из средств мэрии города Архангельска и стоит городу около 2 миллионов рублей на сезон;

- содержание и эксплуатация пассажирской летней теплоходной переправы, стоимость проезда по которой составляет 28 рублей с человека за поездку в одну сторону.

При этом уже не первый год поднимается вопрос о необходимости приобретения новых теплоходов для пассажирских речных перевозок – затраты на эту покупку предполагается разделить между бюджетами города и области, а это – сотни миллионов...

Как видим, для того, чтобы обеспечивать «попажу» на остров, сегодня ежегодно тратятся весьма солидные средства. А сколько стоит строительство и эксплуатация канатной дороги? Обратимся к опыту Нижнего Новгорода, где, как известно, не так давно – в феврале 2012 года – заработала канатная дорога (к тому же самая длинная в Европе).

Вот какую информацию даёт Википедия по вопросу затрат на строительство Нижегородской канатки:

«По распоряжению губернатора, для организации строительства и последующей эксплуатации канатной дороги 10 апреля 2008 года было зарегистрировано ОАО «Нижегородские канатные дороги». По состоянию на сентябрь 2010 года, 67,9 % обыкновенных акций находилось в собственности областного правительства, 32 % – администрации Нижнего Новгорода. Рассматривалась возможность частичной приватизации. Первоначально стоимость проекта оценивалась в 550 млн рублей, 302,5 млн планировалось выделить из областного бюджета, к 2011 году стоимость возросла до 850 млн рублей. Общая сумма вложений составила 950 млн рублей, половина из них – кредитные средства».

Напоминаю, что Нижегородская канатка – самая длинная в Европе, её протяжённость составляет около 4-х км.

Моё предложение следующее – сделать предварительные расчёты строительства канатной дороги с застеклёнными вагончиками на Кегостров из Зеленца. Общая протяжённость её в этом случае составит не более 1 км – следовательно, и затраты на строительство и эксплуатацию, по сравнению с Нижегородской, сократятся в разы. В этом случае величина затрат на строительство канатной подвесной дороги на Кегостров составит на уровне покупки пары новых пассажирских теплоходов или общих пятилетних затрат на обеспечение попадания на остров, которые в случае её появления можно будет сократить! Но сама по себе канатка – это ещё и новый экскурсионный бренд города и области, который притянет к себе внимание многочисленных туристов и самих горожан – как в Нижнем, где путешествие на канатке стало непременным атрибутом свадеб, дней рождений и выходных прогулок горожан.

Опять же, проводя аналогию с Нижним, мы видим, что и стоимость проезда по ней вполне можно держать на уровне сегодняшней цены на теплоходе того же маршрута.

Итак, мы имеем: приемлемую и сравнимую со стоимостью приобретения новых теплоходов круглогодичную связь с островом, сокращение расходов на содержание переправ, развитие малоэтажного строительства на острове, новые рабочие места для обслуживания канатки. Большой опыт эксплуатации подобных городских канатных дорог имеется за рубежом (Нью-Йорк, Лондон, Барселона и др.). Также опыт горных канатных дорог в Пятигорске, Геленджике.

Нам нужно создать рабочую группу из специалистов и общественников города и Кегострова, которая проведёт все необходимые расчёты возможности приблизить остров Кего к центру Архангельска.

Мы забыли, что Архангельск всегда был самым передовым городом России – у нас в числе первых появилось автобусное движение, в числе первых появились трамваи, в Архангельске в числе первых городов появилось городское электрическое освещение. Чем наше поколение хуже? Неужели мы сегодня не способны одними из первых принимать современные новые технические решения для развития городской среды? Думаю – это возможно!

Где взять денег – спросите вы – бюджеты нищие, кредиты невозможные? Я тоже не верю в бескорыстность чиновников и не считаю правильным доверять им такое дело – всё провалят и распилят. Бизнес у нас зашорен и кроме как строить торговые центры ни на что не способен. Но выход есть – строить нужно на средства граждан в складчину! Объявить сбор средств со всех нуждающихся – и собирать нужное финансирование.

Вполне можно внедрить опыт строительства бизнеса на паях. Большинство Кегостровцев и Архангелогородцев, да и жителей других городов с удовольствием станут совладельцами такого проекта – если будут предусмотрены три условия:

1. Возглавит этот проект кристально честный и уважаемый человек.

2. Пайщики будут получать прибыль от эксплуатации объекта в будущем.

3. Величина взноса не будет очень большой. Даже если установить её от тысячи рублей на человека – нужные средства будут собраны за 2-3 года – пока идёт проектирование!

Мы сами можем сделать нашу жизнь лучше – кто ЗА?


Так жители Кегострова добираются домой сегодня


Фото: Канатная дорога в Нижнем Новогороде daily-nn.ru, tonkostyturizma.ru, дорога жизни на остров Кего - фото со страницы Юлии Левандовской.
Перейти к комментариям