Город

«Мы сожжём этот дом – и тогда заживём!»

21 мая 2023, 11:34
«Мы сожжём этот дом – и тогда заживём!»

Не случайно накануне автору приснился деревянный дом. Как сказал глава администрации Архангельска Дмитрий Морев на пресс-конференции, в руководящих кругах обсуждается вопрос сноса оригинала дома Овчинникова. Такие слова обескуражили.

Из истории дома

Дом Овчинникова – памятник архангельской деревянной архитектуры. Построен архангельским плотником и строителем Семёном Овчинниковым в 1912 году на улице Воскресенской, за номером 37. На первом этаже жили сами Овчинниковы, второй этаж сдавался в аренду, а на третьем этаже со стороны двора жила прислуга. Дом выстроен в стиле русского деревянного модерна. Внешний облик характерен боковым эркером над главным входом, строгими формами высоких и узких окон, изящной башенкой с кованой решёткой наверху. Обшивку из тёса брусчатый дом получил в 60-е годы.

Сегодня это последний деревянный дом на всей улице Воскресенской. Хотя совсем недавно вокруг дома стояли разные другие деревянные здания, сегодня дом плотно окружён каменными многоэтажными новостройками. В интернете даже появился мем с фотографией этого дома на фоне многоэтажек с подписью «Окружён, но не сломлен». Впрочем, весь Архангельск был таким. Сегодня от старого деревянного города остались гниющие крошки, за редчайшим исключением.

Советские архитекторы предлагали снести этот дом при формировании общей линии застройки Воскресенской (в те годы – Энгельса). Отсутствие дома Овчинникова заметно на проекте детальной планировки центра Архангельска 1987 года. В 1991 году на Чумбаровке появилась копия дома Овчинникова, весьма точно соответствующая оригиналу. Цветовое решение фасадов лишь весьма похоже на бисквитный торт с кремовыми украшениями. Рядом стоящие дома канули в Лету, как и все деревяшки на Воскресенской. Дом Овчинникова выстоял, хотя в последнем соседнем доме уже временно жили строители многоэтажек вокруг.

Капремонт здания производился в 1967 году.
В 1998 году физический износ объекта составил 68,15 %.
В 2013 году дом признали аварийным.

До недавнего времени в нём жили люди, в том числе весьма молодые и искренне влюблённые в свой дом. Однако физическое состояние муниципального жилища под государственной охраной стремительно ветшало, а спасать и даже ремонтировать памятник – то ещё занятие по хлопотам и затратам. А как известно из ЖК РФ, бремя содержания жилища лежит на собственнике. Бремя сохранения памятника – в том числе. Поэтому пару лет назад последние жильцы покинули прекрасный, но опасный дом.

Дом как памятник

Согласно Решению исполнительного комитета Архангельского областного Совета народных депутатов № 109 от 19.10.1987, дом Овчинникова был признан памятником архитектуры местного значения и поставлен на государственную охрану.

Предметом охраны дома Овчинникова стали его архитектурно-градостроительные характеристики. Так, отмечались его местоположение и роль в композиционно-планировочной структуре квартала — в то время, когда квартал ещё был застроен малоэтажными деревянными домами. Из архитектурных особенностей здания специалисты выделяют конфигурацию крыши, общую конфигурацию здания, композицию и архитектурно-художественное оформление фасадов здания, материал и характер отделки фасадов объекта культурного наследия, столярные заполнения дверных и оконных проемов на фасадах, конструкции и материал несущих стен и перекрытий. Интерьерными и экстерьерными деталями ценятся изразцовые печи, внутренние и наружные двери с латунными скобяными изделиями, паркетные полы, ограждение лестничных маршей.

Дом Овчинникова, как и любой объект культурного наследия, является предметом наблюдения областной Инспекции по охране объектов культурного наследия. Автор лично ходил на приём к специалистам Инспекции. По словам специалистов, они писали претензии владельцу здания – муниципалитету – о необходимости привести здание в порядок, дабы не нарушить закон. На эти письма приходили однозначные ответы: при дефицитном городском бюджете выполнить работы не представляется возможным.

Функция как основа жизни

Чтобы любое здание физически жило – его надо использовать. То есть у объекта должна быть социально-культурная функция, которая будет обеспечивать приток денежных средств от эксплуатации здания. А из этих денег уже будут формироваться расходы на содержание и ремонт. Что делать в доме Овчинникова? И не просто «что», а «что-то, приносящее деньги». Варианты могут быть разные – музей, общепит, торговля, гостиница и пр. Вопрос лишь в том, кто за это заплатит и кто будет потом туда ходить. То есть это уже бизнес-планирование. Этим должны заниматься компетентные люди. Муниципалитет владеет зданием, следовательно, отвечает за его сохранность. Если он не в состоянии содержать объект, он может привлечь тех, кто в состоянии. Привлекал ли? Неизвестно.

Стоимость сохранения

В уровне цен 2017 года стоимость работ по приведению в порядок дома Овчинникова составляла 49 миллионов рублей. Площадь здания составляет 410 кв. м. Таким образом, стоимость реставрации за один квадратный метр в ценах 2017 года составляла 120 тысяч рублей. Это средняя стоимость жилья в центре Архангельска на сегодняшний день… При этом на сегодняшний день стоимость этих работ раза в два выше, с учётом общего роста цен, изменений законодательства и продолжающегося ветшания конструкций здания. Если стоимость работ умножить на площадь всех аварийных деревянных памятников города, то выйдет немыслимая для городского бюджета сумма.

Исходя из этого, чисто экономически дешевле построить здание заново, нежели реставрировать сгнившие конструкции. Поэтому, например, дом Киселёва у Дворца спорта именно воссоздают: снесли прогнившие остатки и возводят из бруса заново. История с домом Киселёва показательна и тем, что это одна из редких для Архангельска практик передачи здания за один рубль юридическому лицу, которое обязуется привести в порядок или воссоздать объект. С домом Овчинникова можно поступить так же. Единственное – найти заинтересованного инвестора. Велась ли эта работа администрацией города – неизвестно. Во всяком случае, по словам Дмитрия Морева, здание перевели из жилого в нежилое.

Что говорят законы?

Законы стоят на стороне защиты дома Овчинникова.

Дом Овчинникова указан в официально утверждённом проекте планировки центральной части Архангельска. Проект планировки выполнен градостроителями из мастерской генеральных планов «НижегородгражданНИИпроект» в 2013 году. Это значит, что профессиональные архитекторы и градостроители посчитали необходимым сохранение дома Овчинникова в сложившейся городской застройке Архангельска.

Согласно Карте градостроительного зонирования на исторически центральную часть города Архангельска, территория вокруг дома Овчинникова и под зданием отнесена к зоне регулирования застройки 2-го типа (ЗРЗ-2). Это значит, что здание и территория вокруг него охраняется, а использование территории регламентируется Постановлением Правительства Архангельской области от 18 ноября 2014 года N 460-пп "Об утверждении границ зон охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, расположенных на территории исторического центра города Архангельска (в Ломоносовском, Октябрьском и Соломбальском территориальных округах)".

Помимо муниципальных и региональных документов, на стороне защиты дома стоит федеральное законодательство. Дом Овчинникова находится под охраной государства, в соответствии с Федеральным законом «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» от 25.06.2002 N 73-ФЗ.

Градостроительный вопрос

С учётом богатого опыта городских пожаров, вполне вероятно, что дом Овчинникова мы утратим. Не снесут, так сгорит. Здесь вопрос более глобальный. Следует ли кардинально переосмыслять застройку улицы?

Сегодня здесь сложилась прекрасная игра на контрастах: деревянный дом и каменные здания, маленький в окружении многоэтажек, старый в новом и пр. Разумеется, зданиям, особенно памятникам, лучше жить в своей среде: в окружении застройки, которая сформировалась вокруг здания исторически – с её домами, тропинками, садами и пр. Но в данном случае волею судьбы получилась прекрасная во всей своей трагичности игра: сформировался уникальный градостроительный контраст, который позволяет глубже понимать суть городского пространства в его не только пространственном, но и временнОм аспекте.

Помимо сноса дома Овчинникова, рассматриваются варианты приспособления здания под учреждение образования или дополнительного образования. Хочется верить, что созидательный настрой будет преобладать над разрушительным, ведь к городу следует относиться бережно.

По мнению автора, дом Овчинникова нужно либо сохранить, либо при невозможности реставрации воссоздать на родном месте.

Именно дому Овчинникова выпала роль стать той самой родинкой на лице любимого человека – в данном случае, родинкой на улице Воскресенской.

«Они толпой к дому подошли
И окружили с четырёх сторон,
Но вот когда стены подожгли,
Тихий стон, стон услышали в нём…»
Скрыть комментарии