Общество

Электрокаров в Архангельске прибавляется, несмотря на дефицит зарядных станций

27 июл 2023, 08:35
Портал в будущее

Понедельник. Разгар рабочего дня. Для решения деловых вопросов северодвинец Илья Кирьянов прибыл в Архангельск. Приехал не на автобусе, такси или обычной легковушке, а на электрокаре. Да, да на той самой машине, которая вместо сгораемого топлива, «питается» электроэнергией. В представлении большинства северян такой автомобиль - словно портал в будущее. Для Ильи же – привычное средство передвижения.

История появления электромобилей отсылает к началу 19 века. В 1837 году шотландец Роберт Дэвидсон представил такую машину. В ней, правда, умещались всего два человека – водитель да пассажир. Электромобиль работал от одноразовой батареи. Презентация следующего электромобиля проходила в Париже. Его представил француз Густав Труве. Транспорт разгонялся до 12 км/ч и мог проехать 26 километров. В 1899 году русский инженер Ипполит Романов разработал электрическую автомашину, которая была способна двигаться без подзарядки около 60 километров.

Мода на китайское

На сегодняшний день в России есть несколько десятков моделей электромобилей на любой вкус, цвет и кошелек. Недавно портал «Автостат» подвел итоги российского авторынка за июнь 2023 года. В прошлом месяце автопарк нашей страны пополнили 1 054 новых электрокара. Если говорить о марках, то на первом месте располагается Volkswagen – было продано 196 таких авто. Следом находится Tesla с результатом 145 штук, а «бронза» рейтинга у отечественной компании Evolute – 144 реализованных авто.

Илья Кирьянов передвигается на электромобиле китайской сборки BYD. Это уже своего рода бестселлер автопрома поднебесной. В июле китайский автогигант подал заявку на строительство электромобильного завода в Индии.

– Основное преимущество электромобиля – недорогая езда. В среднем, чтобы проехать 100 километров нужно 20 киловатт. Летом меньше, зимой больше. Двадцать киловатт – это 120-130 рублей по дневному тарифу, если сделать ночной тариф, 2,3 рубля, то вообще дешевле в два раза получается. На бензин же уйдет минимум 400 рублей на 100 километров, – рассказывает Илья Кирьянов.

По словам Ильи, Архангельская область шагнула в электроэру. В регионе уже порядка 70 электрокаров. Любители экологичного вида транспорта даже собираются на тематические встречи, где рассказывают о своих железных конях. В регионе представлены такие марки, как TESLA MODEL X, Tesla Model 3, Nissan Leaf, Chevrolet Bolt, BYD и другие электромобили.

Машина заряжается, владелец расслабляется

Вечер. После плодотворного дня наш герой Илья заехал подзарядить своего железного коня. В Архангельске пока всего две специализированные зарядные станции для электромобилей: на подземном паркинге в ТРК «Титан-Арена» (ул. Воскресенская, 20) и рядом с областным Домом молодежи (ул. Шубина, 9).

Пока Илья делает покупки в ТРК «Титан-арена», автомобиль заряжается. Электрический ток поступает из обычной сети в аккумуляторы, находящиеся в машине.

– Было бы здорово, если бы зарядки появились в области при отелях и придорожных кафе. От Архангельска до Вологды 750 км, и нет ни одной зарядной станции. Хочу отметить, что предприниматели могли бы устанавливать хотя бы обычную розетку в 220 вольт, с возможность уличного использования.

Илья уверен, что появление зарядных станций при отелях и кафе может принести бизнесу дополнительный доход. Так, пока заряжается электромобиль, люди смогут отдохнуть в отеле или пообедать в общепите, которые обеспечат эту новую потребность автолюбителей.

– В Архангельске зарядки, которые есть, - бесплатные, можно сказать, что пока это сугубо социально направленные проекты, со стороны бизнеса и со стороны властей. Но в других регионах – это коммерческие проекты. Довольно много станций в Вологодской области. Ценник разный, от 12 до 25 рублей за киловатт. Разброс цен большой. Когда я с Москвы перегонял машину, останавливался в деревне заряжался от обычной розетки 17 часов примерно, – вспоминает Илья.

Больше зарядок – больше электрокаров

Эксперт по электротранспорту Петр Мовчан уверен, что электрокар на сегодняшний день – это исключительно городская машина и на ней не стоит выезжать за пределы областного центра, а тем более, отправляться в дальнее путешествие. Дело в том, что на сегодняшний день в России только начинает развиваться инфраструктура для использования электротранспортом. Если в Архангельске есть пара зарядных станций, то в области их вовсе нет.

– В маленьком городе удобнее пользоваться электромобилем, машину можно купить дешевле, можно взять, к примеру, старенький «Нисан» с коротким пробегом, за 500 тысяч рублей, и хорошо чувствовать себя на нем, – говорит эксперт.

Петр Мовчан доехал из Санкт-Петербурга до Владивостока на «Тесле». По его словам, поездка – настоящее приключение. Дело в том, что заряжается электротранспорт достаточно долго.

– Даже если мы заряжаем постоянным током на мощной зарядной станции, все равно нужно подождать около часа, плюс бывают отключения электроэнергии, сбои в работе программного обеспечения. Когда едешь до зарядной станции – не знаешь она работает или нет. Точнее знаешь, что она работает, в мобильном приложении показывает, что все в порядке, но по факту можешь приехать, а она не функционирует. 95 процентов обладателей электромобилей, не выезжают далеко из города. Считаю, что нужно сначала сделать комфортной хотя бы езду в городе на этих машинах, а потом уже думать и о развитии автопутешествий, – считает Петр Мовчан.

Любопытно, что зарядки для электромобилей хотят размещать рядом с домами без разрешения их жильцов. Такую возможность прорабатывает Минстрой. Сейчас для этого требуется решение общего собрания собственников. Также девелоперов могут обязать устанавливать такие зарядные станции уже на этапе строительства домов.

– В Питере обязали застройщиков на этапе проектирования включать в план установку станций. На этапе застройки намного выгоднее это заложить в проект, чем потом, когда все построено. Через десять лет таких машин будет половина на дороге, они в основном будут заряжаться у дома, – уверен эксперт.

По мнению Петра Мовчана, в нашей стране растет интерес к элетротранспорту, но вместе с тем, остается масса вопросов по поводу его обслуживания.

Для популяризации личного электрического транспорта среди северян, архангельские парламентарии прорабатывают вопрос отмены с 1 января 2024 года транспортного налога для электромобилей мощностью до 200 л.с.

Будем надеяться, что и владельцы многочисленных торговых центров в областном центре, поскорее внесут свой вклад в приближение эры электромобилей, и зарядные станции в паркингах Архангельска перестанут быть редкостью.
Скрыть комментарии