Туризм

Визитная карточка Онеги — морошка, Новодвинска — варежка

09 апр 2021, 10:15
В Архангельске прошел семинар для сотрудников местных администраций по национально-культурной проблематике. На этот раз темой стало этнобрендирование территорий. То есть умение преподнести родной уголок как родину чего-нибудь традиционного: сказочного персонажа, реального исторического лица, культурного артефакта, распространенного в данной местности растения, животного, ландшафтного объекта и т. д.

Поделиться опытом пригласили члена Общественной палаты Мордовии, гражданского активиста Евгения Ледяйкина, его коллегу из Республики Коми, члена федеральной Общественной палаты Анну Чуракову и советника Федерального агентства по делам национальностей Софью Бережкову.

Вначале собравшиеся заслушали итоги недавнего соцопроса среди жителей региона. Оказалось, что идентифицируют себя как граждане России 88,8% опрошенных, при этом количество заявивших себя северянами, русскими, жителями Архангельской области или своего населенного пункта больше (последних, например, 97%). Также 88,9% уверены, что межнациональные отношения в области спокойные, 96,1% никогда не сталкивались с дискриминацией по национальному признаку, а 98% — с религиозной дискриминацией. При этом 76,6% респондентов ничего не знают о том, что делает областная и местная власть в сфере национальной политики.

Большинство относятся к мигрантам из ближнего зарубежья положительно или нейтрально, в то же время более половины весьма негативно относится к их наличию в правоохранительных структурах и во властных кабинетах.

В прошлом году новодвинцы добились победы в конкурсе на лучшую муниципальную практику, представив свой проект «Музей поморской варежки» и получив 75-миллионную дотацию на его дальнейшую раскрутку.

Кстати, если бы они победили в конкурсе за год до этого, то не могли бы рассчитывать на столь внушительную сумму. Теперь по их стопам намерены идти онежане с брендом «Царевна Морошка». В Онеге сегодня не просто пропагандируют северную ягоду, а еще и делают бижутерию с изображением морошки. Их коллеги из Республики Коми делают такие же украшения в виде крохотных прялок. Варежки же с национальным орнаментом вяжут в мордовском селе Паракино и устраивают мастер-классы по вязанию. Не случайно нередко звучат упреки в том, что в качестве такого этнобренда используется что-нибудь первое попавшееся, нехитрое, банальное вроде архангельского Снеговика. Вместе с тем в последнее время появляются и действительно брендовые проекты — такие, как строительство поморского коча. Впрочем, и варежка, если ее грамотно презентовать, может стать визитной карточкой города, который ассоциируется в основном с ЦБК.

А вот аналога мордовской этнодеревне Паракино в Поморье пока нет, хотя есть уже несколько «самых красивых деревень России». Проект такого масштаба где-нибудь на берегу Белого моря или на одном из островов двинской дельты мог бы стать отличным брендом регионального уровня.

Тем более, если это будет живая деревня, населенная людьми, как то же Паракино, а не еще один музей под открытым небом. Кстати, аналог представленного Евгением Ледяйкиным «Дома традиций» есть под Архангельском — это «Кяр-дом» на Кегострове, центр народного творчества, который сегодня привлекает даже гостей из регионов России и из-за рубежа.

 Николай Кармакулов
Скрыть комментарии