«Север притягивает»: Сергей Никулин о развитии туризма в Архангельской области

Туристско-экскурсионная компания «Помор-Тур» в этом году отметила 25-летие.

21 мая 2019, 13:47

Мы поговорили с руководителем компании Сергеем Никулиным и узнали о развитии северного туризма, о популярных направлениях и секретах успеха.


— Сергей Артурович, для начала расскажите, как вы сами пришли в сферу туризма?

 — 30 лет назад судьба сама привела меня в туризм. Начал я работу в Архангельском областном совете по туризму и экскурсиям. Время запомнилось тем, что это был период массового организованного туризма.

Поэтому я хорошо понимаю, каким должен быть «идеальный» туризм на Севере. Да, в те времена была очень мощная централизованная система. Работали шесть бюро путешествий, восемь клубов туристов, турбазы в Малых Корелах, Каргополе, Сие, на Соловках. Это были гостиницы, 50 специализированных автобусов для туристов. Пять теплоходов ходили на Соловки, они совершали регулярные круизные рейсы.

Потом начались, как мы называем, «лихие» 90-е. И система эта была разрушена, хотя мы до последнего пытались её сохранить. Пришлось начинать с нуля!

Мы с коллегами решили создать туристическую компанию. Арендовали помещения и начали работать. Сначала у нас было четыре учредителя и семь сотрудников. Помимо самостоятельного этапа становления, мы решили восстановить туристические маршруты.

— Что вам удалось восстановить?

 — Самое главное — это то, что мы смогли организовать авиатуры на Соловецкие острова. Теплоходов не стало, но туристы по-прежнему хотели попасть на Соловки. Мы запустили чартерную цепочку, состоящую из 21 рейса, было это в 1996 году.

В 1997 году возродили также и теплоходные рейсы. У нас был красивый белоснежный пятипалубный теплоход «Клавдия Еланская», пять лет эти круизы пользовались популярностью. Потом законодательство изменилось, стоимость перегона судна из Мурманска в Архангельск стала неподъёмной, поэтому круизное сообщение исчезло.

Но мы продолжили работать и удалось возродить массовые направления туризма. Это туры в Онегу, на остров Кий. Кроме летних переключились и на зимние программы. Разработали туры на Пинегу — в Карпогоры, Пинегу, Суру, Сосновку. Мы первыми разработали тур в лесной отель Голубино. Сегодня эти направления активно развиваются, пользуются спросом.

Также мы первыми сертифицировали наши маршруты, получили международную лицензию на прием иностранцев.

Дальше занялись продвижением нашего туристического продукта — стали активно участвовать в международных туристических выставках. Были десятки российских и зарубежных выставок — в Москве, Санкт-Петербурге, Лондоне, Берлине. Провели и первую областную туристическую выставку «Мир путешествий Поморья».

— Ваши труды оценили по заслугам?

 — Туркомпания завоевала множество наград. Мы были лауреатами национальной туристской премии имени Юрия Сенкевича в номинации «Лучший региональный туроператор в области въездного и внутреннего туризма». Являлись серебряными призерами конкурса «Лучший бренд года» с брендом «Речные круизы на пароходе-колеснике «Н. В. Гоголь».

Лауреаты международной премии «Лидеры туриндустрии» в номинации «Лучший туроператор по внутреннему туризму». Это очень престижные в России премии.

— Что удалось продвинуть в плане развития туризма за последние годы?

 — Три года назад мы заключили с Архангельским филиалом ФГУП «Росморпорт» договор, и сегодня в Архангельске появилась возможность с экскурсиями посетить ледоколы «Диксон», «Капитан Чадаев», «Капитан Косолапов», «Капитан Евдокимов». Сложно, потому что это режимные объекты, но все-таки туристы совершают экскурсии на уникальные суда. Это единственный в России тур, где появилась возможность побывать на ледоколах во время работы по проводке судов в зимнее время. Это эксклюзив.

— Все-таки, почему туристы едут на Север? Чем мы привлекаем?

 — Север притягивает так, что люди к нам всегда возвращаются. У всех свой интерес — кому-то ближе история, кому-то культура. Но каждый найдет для себя что-то важное. Мы создаем комбинированные туры, которые позволяют познакомиться со всеми особенностями Севера — с природой, с архитектурой, историей.

— А какие направления самые популярные?

 — Конечно, традиционно это массовые направления — Архангельск, Соловки, Кий-остров, Каргополь. Они пользуются безумной популярностью. Сегодня интерес у туристов вызывают туры в Кенозерье, а также прогулки на пароходе-колеснике «Н. В. Гоголь». Из перспективных, активно развивающихся направлений можно назвать: Голубино, Устьяны, Пинежье. Но мы понимаем: чтобы завлечь туриста, показать ему экзотику, надо в первую очередь развивать массовые направления.

— А как же арктический туризм? У него есть будущее?

 — Перспективы у арктического туризма огромные. Эту тему надо продвигать, но чтобы она стала двигателем туризма в целом, нужны условия для развития. Сегодня все-таки эта тема вызывает некий скепсис — нет круизных судов, нет нормальных дорог, нет устойчивого авиасообщения. Проблем пока слишком много, требуются решения на уровне федеральной власти. А также плановое видение развития туризма: необходимо ставить цели, задачи и сроки на их выполнение.

— Вы для себя поставили какие-то цели на будущее?

 — Мы не живем вчерашним днем, двигаемся вперед и разрабатываем новые маршруты. Сегодня появляются различные виды туризма, чего только не придумают! Но мы пробуем новое, например, направление гастрономического туризма в нашем регионе очень перспективное, хотя сначала мы к нему относились с подозрением. Главное — пробовать новое и удивлять!

ООО Туристско-экскурсионная компания «Помор-Тур»

Офис по приему на Русском Севере:

ул. Чумбарова-Лучинского, 49, офис 4

тел./факс (8182)65-33-10,21-40-40

e-mail: pomortur08@yandex.ru

Фото: Максим Звягинцев, предоставлено ООО «Помор-Тур».

Скрыть комментарии