Туризм

Рассказ об одном совещании, иллюстрирующем «народную мудрость»…

Совещание АРТА и Минкульта

20 сен 2019, 13:00
Архангельская региональная туристская Ассоциация встретилась с представителями областной администрации по вопросам, поднятым в открытом письме на имя губернатора Игоря Орлова.

Напомним, что открытое письмо туристических организаций было опубликовано в СМИ 19 августа 2019 года. Реакция областной администрации вполне укладывается в сроки, отпущенные законодательством на ответ на обращения граждан. Но представители туристического бизнес-сообщества высказали справедливое желание увидеть письменный (печатный текст) ответ на своё письменное заявление. Ведь, как известно, что написано пером, то не вырубишь топором, а слово к делу не пришьешь…

«Как корабль назовешь…»

Однако, обо всём по порядку. Во-первых, Министерство культуры Архангельской области, в чьем ведении находятся вопросы туризма, назвало встречу: «Совещание с представителями турсообщества региона по актуальным вопросам туризма в Архангельской области». Как отметили руководители туристических компаний, входящих в Ассоциацию, такое определение темы встречи не является корректным.

«Совещания по актуальным вопросам» носят общий характер и могут проходить, когда угодно. Задача подобных «разговоров» связана с формированием некой политики в области той или иной сферы экономики: актуальные вопросы развития – и далее по списку подчеркни нужное – лесной отрасли, здравоохранения, образования… игры на губной гармошке и т.п. Такие обсуждения являются инициативой власти. Здесь же всё с ног на голову перевернулось: представители обладминистрации в лице Минкульта легким мановением руки превратили начальный посыл в собственную инициативу: «совещание по актуальным вопросам…» При такой постановке вопроса даже похвалить чиновников и чиновниц хочется: ай, молодцы! Вот как пекутся о развитии туризма в регионе! Куда, казалось бы, проще обозначить встречу как … «обсуждение открытого письма АРТА по вопросам, мешающим развитию туристического бизнеса в регионе». Но это означает признать наличие таких вопросов и тем самым дать понять, что не всё так хорошо в «датском королевстве», то есть с туризмом под патронажем архангельского областного Минкульта. Но этого ж не может быть, потому что … этого быть не может! Вот и слукавили в самом начале. Ну, как тут опять не вспомнить народную мудрость: как корабль назовешь, так он и поплывет.

И поплыл корабль встречи через рифы неудобных вопросов со стороны туристского бизнеса к красивому самоотчету заместителя министра культуры Архангельской области по вопросам туризма Светланы ЗЕНОВСКОЙ. Отчёт этот был подготовлен изначально и под занавес встречи с пафосом озвучен. Что и говорить – сделано немало. Здесь и участие в федеральных программах, и раздача грантов, и восстановление памятников культуры. Но не с этим обратилась АРТА к губернатору и пришла обсуждать не успехи Минкульта на пути решения вопросов развития туризма в регионе, и не собирались руководители туркомпаний критиковать специалистов Минкульта за их работу или – не дай Бог! – советовать, как работать и на что еще обратить свой креативный взор. А пришли предприниматели с КОНКРЕТНЫМИ ПРОБЛЕМАМИ, МЕШАЮЩИМИ РАЗВИТИЮ ТУРИЗМА (читай «бизнесу») в Архангельской области. В ответ же – бла-бла-бла. Отчет Минкульта о проделанной работе в данном случае был ни к селу, ни к городу. Но поскольку прозвучал он в самом конце, то впечатление от встречи со стороны туристического бизнес-сообщества, по общему мнению, выражается одним словом – НЕДОУМЕНИЕ. Недоумение это переросло в возмущение, когда на вопрос председателя АРТА Александра БЕЛЕЦКОГО: «А как насчет письменного ответа на наше открытое письмо?», госпожа Светлана ЗЕНОВСКАЯ через плечо, уже выходя из зала, бросила: «А мы вам уже ответили этим совещанием»

«Слово к делу не пришьешь…»

Это было «во-первых». А теперь, во-вторых: по вопросам письма всё же «прошлись». Даже львиную часть заседания на это потратили. Надо быть честными и отметить, что положительные ответы были. Все они прозвучали из уст министра транспорта Вадима КРИВОВА. В частности, министр рассказал, что взлётно-посадочная полоса на Соловках будет отремонтирована и продлена до 900 м и сможет принимать самолеты с 7 ноября этого года. Что Л-410 станет ближе для иногородних туристов, прилетающих в Архангельск, поскольку их вылеты-прилёты будут перенесены из Васьково в главный Архангельский аэропорт Талаги (аэропорт имени Абрамова). Впрочем, на этом позитив кончился. Что касается развития придорожной инфраструктуры, начиная со стоянок для туристического транспорта и заканчивая туалетами, Вадим КРИВОВ объяснил, что это не относится к финансированию дорожного строительства, которое идёт по федеральной программе, а относится исключительно к сфере частных бизнес-интересов. Что в этом направлении делается, министр не пояснил. Поэтому осталось неясным: находится ли данный вопрос вообще в сфере «актуальных вопросов развития туризма в Архангельской области», инициируемых властью? По всей видимости, по умолчанию нет.

Также не относится к этой сфере внесение Красной пристани в реестр пристаней, чтобы к ней могли приставать с пассажирами и за пассажирами круизные лайнеры и тот же многострадальный пароход-колесник «Гоголь». Вывод этот напрашивается сам собой, после рассказа Вадимом КРИВОВЫМ о долгой и многотрудной процедуре согласования этого вопроса при отсутствии вообще какой-либо внятной финансовой выгоды. Содержание пристани обходится 500-600 тысяч рублей в год. Нужен коммерческий оператор, который должен найти в этом коммерческую выгоду, но такой оператор не находится, потому что… пристань по бумагам не является пристанью. Но, чтобы внести пристань в реестр пристаней, надо подготовить обоснование, сколько вообще там будет пассажиров и судов за год. Кому это надо? Вам, господа «туристы», вот и делайте обоснование. А мы это вставим в бумагу и отправим по инстанциям – авось за пару-тройку лет что-то выгорит… Но потом, вы должны найти оператора пристани, или стать таковым… В общем, круг замкнулся: спасение утопающих – дело рук самих утопающих… Вот было бы славно, если бы чиновники специалисты, проявляя заботу о развитии туризма в Архангельской области, взялись с рвением за создание инфраструктурных условий для этого на примере всё той же Красной пристани, отремонтированной за миллионы рублей лет пять тому назад, но так и не начавшей функционировать. Но нет – это было бы слишком легко для бизнеса: раз и на всё готовое прийти? Дудки!

А дальше всё в таком же духе. Пристань на Кий острове, куда туристов, большинство которых из столичных регионов приезжает, выгружают с риском для их жизни, поскольку этой пристани толком нет… Ответ: не в нашей компетенции. Включение протоки Корытка в реестр судоходных путей (формальная процедура), чтобы «Гоголь» мог возить туристов на маршруте Архангельск – Северодвинск. Вроде, в нашей компетенции. Но дайте обоснование. Потому как, зачем вообще это всё надо? 45 лет возили пассажиров, теперь капитания порта запретила. Да и ладно. Вам надо, вы ж хотите на этом зарабатывать, вот и бейтесь… тратьтесь… А нам это зачем? Константин ЯСТРЕБЦОВ советник руководителя ФГБУ «Администрация морских портов Западной Арктики» со своей стороны пояснил: запретили ходить с пассажирами правильно – это мы о людях беспокоимся, случись что, кто будет виноват – морская инспекция. Так что надо запретить. Раньше глаза закрывали, теперь никак не можем. Ну, правильно, пароход «Гоголь» старенький, а предприятия атомного судостроения «Звездочка» … - безответственный судовладелец, напрашивается вывод после разъяснений «морского» чиновника. Но как только бумажку принесете, что путь судоходный – пожалуйста! А что 45 лет не видно было, что судоходный? Видно, но сначала бумажка… А кто ж эту самую б… подготовит? Вот вы и подготовите все обоснования. Это ж вам надо. А области не надо? Не надо. А как же насчет «актуальных вопросов в сфере развития…»? В ответ чиновники улыбаются: это не ваша компетенция определять, что актуально, а что нет. Круг замкнулся.
И в таком же духе далее по всему списку.

  • Промышленный туризм? Ответ: «Обращаемся на Космодром, на Севмаш – не разрешают. Так, что сами-сами, по-тихому: договорились, группку сводили. Главное, нам отчетик потом скинуть не забудьте – сколько туристов свозили. Это важно для «развития сферы»…
  • Новодвинская крепость, пристань? Ответ: «Не в нашей компетенции. Вам надо?...»
  • Восстановление водного маршрута Архангельск-Котлас? Ответ: «Дноуглубительные работы… деньги… Вам надо?...»
  • Областной закон о туризме работает, можно подвести итоги? Ответ: «Возьмите в открытых источниках и прочтите. Отчеты публикуем… Вам надо?...»
  • Система подготовки и переподготовки экскурсоводов в области? Ответ: «Предлагаем. Кто хочет – проходит. Хотят мало…» А система? Ответ: «Вам надо?..»

Ну, что тут скажешь? В принципе, как корабль назвали, так он и проплыл: актуальные вопросы прозвучали, поговорили, ну, и отчитались, чтобы сгладить осадочек от частоты ответов со словом «нет».

И всё-таки одно конкретное предложение прозвучала из уст министра культуры Вероники ЯНИЧЕК: «Давайте возьмем какой-то один конкретный проект, обсудим его и подготовим план реализации. И вообще надо встречаться регулярно … хотя бы раз в месяц». И это правильно. Правда, никто не заметил, чтобы кому-то было поручено вести протокол этого совещания…

Председатель правления НО АРТА Александр БЕЛЕЦКИЙ направил на имя губернатора Игоря ОРЛОВА письмо с просьбой дать ответ на открытое письмо туристического сообщества, опубликованное 27 июня 2019 года.




По просьбе ИА «Двина сегодня» руководители туристических компаний направили свои мнения по поводу прошедшей встречи.

Александр ЦВЕТ, специально для ИА «Двина Сегодня»
Скрыть комментарии