Проблемы с «Гоголем» поднимут на федеральном уровне

09 сен 2019, 14:30
Архангельская региональная туристская ассоциация обратилась в Госдуму, чтобы рассказать о ситуации с уникальным пароходом-колесником «Н. В. Гоголь».

Во встрече с депутатом Госдумы Дмитрием Юрковым приняли участие председатель правления АРТА Александр Белецкий, генеральный директор компании «Помор-Тур» Сергей Никулин, а также директор парохода «Н. В. Гоголь» Олег Девятов.

Корытка не должна утонуть в «корыте бюрократии»!

Напомним, что в этом году дирекция парохода («ЦС «Звездочка») и компания «Помор-Тур» (архангельский оператор) открыли новый туристический маршрут в направлении Архангельск-Северодвинск-Архангельск.

Программа получила название «Дорогой первых строителей» — именно этим путем с 1936 года прибывали в Молотовск (Северодвинск) заключенные Ягринлага, воздвигшие город, ставший колыбелью атомного подводного судостроения на Русском Севере. Таким образом, новый экскурсионный маршрут проходит не только по живописным природным местам, дающим представление о неповторимой красоте Северной Двины и ее побережья вблизи Архангельска и Северодвинска, но и содержит в себе историческую ценность. В рамках программы проводится экскурсия по городу корабелов, а архангельские экскурсоводы, работающие на маршруте — люди увлеченные, обладающие по истине энциклопедическими знаниями, умеющие грамотно и интересно донести их до туристов. Это признают все, кто успел побывать на этой экскурсии. Такой маршрут имеет все шансы стать визитной карточкой Архангельской области

Особо туристы отмечали само пребывание на пароходе, где неповторимым образом сочетаются аутентичность «колесника» и комфорт — индивидуальные удобные каюты со всем необходимым, кают-компании для проведения встреч и концертных мероприятий, ресторан-буфет с хорошей кухней. Недаром единственный в России действующий колесный пароход столь популярен среди современных российских киношников! Например, в этом году должны были состоятся съемки нового фильма «12 стульев» с участием Дмитрия Нагиева в главной роли.

В том, что пароход находится в столь хорошем состоянии и привлекателен для туристов очевидная заслуга удачно сложившегося тандема эксплуатанта в лице предприятия «Звездочка» и туроператора в лице «Помор-Тур». Партнеры решили в этом году провести пробные рейсы, опираясь на сложившийся уже опыт «хождения» между Архангельском и Северодвинском на протяжении более 45 лет, в том числе и с пассажирами.

С начала объявления новой экскурсионной программы ею успели воспользоваться 200 туристов, в том числе из других регионов России.

Известная российская туристическая компания, эксплуатирующая теплоход «Русь Великая», заключила соглашение с архангельским туроператором на 5 экскурсионных программ «Дорогой первых строителей» в текущую навигацию. Но выполнить удалось только одну — 23 июля.

Причиной прекращения выполнения экскурсий стало предписание капитана Архангельского порта, запретившего выполнять рейс с пассажирами между Архангельском и Северодвинском в связи с отсутствием в реестре судоходных путей протоки Корытка. При этом тот, факт, что рейс выполнялся более четырех десятков лет с уведомлением диспетчерской службы порта при каждом выходе, капитана порта ничуть не смутил. Предложение осуществлять перевозку туристов по временным разрешениям до тех пор, пока не будет соблюдена бюрократическая составляющая, портовым чиновником была категорически отвергнута.

Судовладелец и туроператор вынуждены были исполнить предписание — прекратили выполнение рейсов. Однако, не сложили руки. И дело тут не только в понесенных — ощутимых! — финансовых потерях. В конце концов, «Звездочке» есть, чем заниматься по прямому профилю своей деятельности, и предприятие спокойно может отказаться от эксплуатации парохода, который только плодит убытки. А «Помор-Тур» сосредоточится на других не столь проблемных направлениях.

Но и судовладелец и туроператор стали быть во все колокола, обращаться во все инстанции. 

Красная пристань должна быть не только «красивой»!

Кроме проблемы с Корыткой инициаторы встречи также был поднят вопрос о Красной пристани, которая была отремонтирована почти пять лет тому назад и стала излюбленным местом для посещения не только горожан, но и гостей города. Вот только по прямому назначению как причал для судов Красная пристань использоваться не может. Причина всё та же: чисто бюрократическая. Красиво сданная в своё время пристань до сих пор не оформлена по бумагам как… пристань.

Решить этот вопрос должен тот, в чьем ведении она находится. По одной информации — это Фонд имущества Архангельской области, по другой администрация Архангельска. В ходе встречи, в которой также приняли участие представители министерства транспорта Архангельской области, даже возникла дискуссия по этому поводу. Но в чьем бы ведении Красная пристань не находилась — невозможность её использовать по прямому назначению при том, что на её восстановление были потрачены немалые деньги — это сущая бесхозяйственность и… головотяпство. В истории нашей страны были времена, когда за такие дела очень крепко наказывали!.. Впрочем, и сейчас случаются примеры…

Пока же бедный старичок «Н. В. Гоголь» — уникальный колесный пароход России, гордость Поморья! — на правах пасынка вынужден втискиваться в выделенный причал у Морского-речного вокзала между современными ледоколами и другими судами, не обладая ни их маневренностью, ни техническим возможностями. Колесник на то и колёсник, что может вставать только вдоль причальной стенки, ему необходимо пространство на всю длину корпуса с запасом для подхода. И случается довольно нередко, когда пароход вынужден отчалить не причалив, поскольку соседние причалы заполнены. Туристы или «болтаются» на воде, или просто не могут подняться на борт. 

Депутат Госдумы обещал оказать содействие в этом вопросе и разобраться с проблемой.


Как «Гоголю» пройти в Котлас и Новодвинскую крепость?

Во время встречи были подняты и другие вопросы, связанные с эксплуатацией «колесника». Восстановление регулярных рейсов Архангельск-Котлас, прекращенное в 2014 по причине недостаточной глубины реки для прохождения парохода на двух перекатах. Их глубина составляет 1,5 метра, что достаточно для маломерных судов. Но у «Гоголя» как раз такая осадка и ему нужно добавить глубину хотя бы до 1, 8 метра. Если бы этот вопрос был решён, то в Архангельской области возродилось бы регулярное речное пассажирское движение. А этот вопрос уже имеет не только туристическое, но и социальное значение. Представители министерства транспорта Архангельской области обратили внимание на то, что дноуглубительные работы — дело очень затратное. Для этого потребуются федеральные деньги.

Столь же непростым оказалось решение по Новодвинской крепости, к которой сегодня не подойти со стороны реки по причине отсутствия причала, или хотя бы причального понтона. Кроме того, нет и подъездных путей, а «выгружать» пассажиров в болото и грязь — дело неблагодарное, желающие вряд ли найдутся. А между тем Новодвинская крепость — памятник федерального значения.

Представители АРТА также рассказали депутату ГД о заинтересованности в сохранении и развитии туристических маршрутов с использование парохода «Н. В. Гоголь» со стороны Ассоциации туристических операторов России. По этому вопросу 10 сентября во время Международной туристической выставки в Москве инициирована встреча с привлечением Минкульта РФ и Ростуризма. Депутат выразил желание со своей стороны также принять участие во встрече.

 Председатель правления АРТА Александр Белецкий поделился своими впечатлениями от разговора с депутатом Государственной Думы:

«Мы надеемся, что поднятые вопросы по сохранению туристических маршрутов на пароходе „Н. В. Гоголь“ будут всё же решены до начала новой навигации. Но это лишь часть тех проблем, которые мешают развитию туризма в Архангельской области и копятся годами как снежный ком. Самые значительные из них были изложены нами в открытом письме на имя губернатора. Это была вынужденная мера, поскольку диалог с властью никак не налаживался. На 17 сентября министерство культуры, курирующее вопросы туризма в Архангельской области, назначило встречу в связи с этим письмом. Мы рассчитываем на конструктивный диалог и по его итогам также планируем сделать заявление».

Александр ЦВЕТ специально для ДС, фото предоставлено «Помор-Тур» 
Скрыть комментарии