Туризм

Фантом Гоголя: почему пароходу-колёснику запретили рейсы из Архангельска в Северодвинск

Административный форс-мажор для последнего действующего в России парохода-колесника «Н. В. Гоголь»

29 июл 2019, 12:42
В июне этого года один из ведущих операторов внутреннего и въездного туризма Архангельской области компания «Помор-Тур» открыла новый круизный маршрут на направлении Архангельск — Северодвинск — Архангельск. Круиз выполнял единственный в России действующий пароход-колесник «Н. В. Гоголь», отметивший в 2019 году свое 108-летие.

Новый маршрут вызвал огромный интерес не только у жителей Архангельской области. Так, только за июнь по направлению Архангельск — Северодвинск — Архангельск на круизах побывало более 90 туристов — и это, учитывая, что реклама туров началась лишь в мае! С начала июля круизные путевки приобрели уже почти 160 туристов.

А 23 июля пароход впервые выполнил рейс из Северодвинска в Архангельск с полной пассажирской загрузкой — более 105 туристов, из которых 62 туриста специально прибыли из Москвы и других регионов на теплоходе «Русь Великая». Это стало демонстрацией туристического интереса к водному путешествию по Северной Двине в масштабах всей страны и очевидным признанием успешной работы архангельского туроператора по развитию въездного туризма, как одного из направлений развития экономики Архангельской области. Подтверждением сказанного стал также и тот факт, что столичный партнер подписала с «Помор-Тур» в 2019 году соглашение на 5 круизов до конца летней навигации.

Но 24 июля всё закончилось: в адрес туроператора «Помор-Тур» и судовладельца «Центра судостроения «Звездочка» поступило официальное письмо от капитана морского порта «Архангельск» с запретом осуществления речных пассажирских рейсов на участке Северодвинск — Архангельск — Северодвинск. Чтобы разобраться в возникшей ситуации специальный корреспондент ИА «Двина сегодня» встретился с директором парохода Олегом Девятовым и генеральным директором компании «Помор-Тур» Сергеем Никулиным на борту парохода «Н. В. Гоголь».

Протока есть, а слова — нет…

В начале беседы Олег Девятов напомнил историю последних четырёх десятилетий в судьбе парохода. В 1973 года «Н. В. Гоголь» был передан Северным речным пароходством на баланс «ЦС «Звездочка». На тот момент судно находилось в плачевном состоянии и не могло использоваться для пассажирских перевозок.



Потребовался год на его техническое восстановление, после чего, начиная с 1974 года «Н. В. Гоголь» стал регулярно эксплуатироваться для организации отдыха работников судостроительного предприятия. Все свои рейсы выходного дня с пятницы по воскресенье пароход начинал из Северодвинска; проходил протокой Корытка, выходил в Никольский рукав и далее — на Северную Двину.

После капитального ремонта в 1996 году пароход «Н. В. Гоголь» стал позиционироваться как туристско-экскурсионное судно. Именно тогда встал вопрос о вовлечения парохода в коммерческое использование. Так как у предприятия своих наработок в этом вопросе не было, приняли решение привлечь туроператора. Одна из первых фирм, которые откликнулись на это предложение, была компания «Помор-Тур». В 1998 году пароход получил базирование на 151 причале у Морского-речного вокзала столицы Поморья, что естественным образом повлекло за собой перемещение интенсивности пассажирских перевозок в Архангельск. Благодаря сотрудничеству с компанией «Помор-Тур» была организована продажа экскурсионных рейсов.




 — Олег Вячеславович, из вашего рассказа получается, что вот уже 45 лет пароход «Н. В. Гоголь» постоянно возит пассажиров. Сначала это были работники «Звездочки», а с 1998 года — обычные туристы. За это время официальные предписания по поводу курсирования парохода Северодвинск-Архангельск-Северодвинск и в целом по Северной Двина поступали?

 — В том-то и дело, что и нет! С того момента, как мы начали осуществлять выход из Северодвинска никаких предписаний, ограничивающих или запрещающих, ни от какой организации ни разу не поступало! Предписание от капитана морского порта Архангельск появилось только 24 июля 2019 года.

 — Кто давал разрешение на базировку у того же 151 причала в Архангельске? Кто выставлял навигацию для парохода?

 — Вся причальная линия принадлежит Росморпорту. У него мы арендуем на летний сезон причал. Пароход из Северодвинска на Северную Двину может выйти только через протоку Корытка. Мы не какие-то подпольщики. У нас заключен официальный договор с Севводпутем. Эта организация, которая выставляет навигационную обстановку на том участке, о котором мы сейчас говорим.

 — То есть о пассажирских перевозках на пароходе «Н. В. Гоголь» все знали…

 — Конечно! Мало того, перед каждым выходом из Северодвинска в Архангельск или наоборот капитан судна докладывает в службу управления судами капитании морского порта Архангельск. А в Северодвинск мы ходим постоянно: во-первых, потому что там наша основная база, во-вторых, пароход бункеруется — заправляется топливом — в Северодвинске каждые 10–12 дней во время навигации.

(Сказанное подтверждает присоединившийся к разговору капитан парохода Иван Петров: «Это установленное правило. Я всегда информирую капитана порта не только о своем выходе, но и о наличии пассажиров на борту. Если возникают какие-то проблемы, например, из-за погодных условий или по другим причинам, о которых капитан порта не обязан сообщать, выход мне запрещают, и это принимается как непреложный закон».)

 — Итак, 45 лет все обо всем знали. В том числе — внимание! — и капитан морского порта Архангельск. Что же такое вдруг произошло в июле 2019-го, что капитан порта издал распоряжение, запрещающее выполнять пассажирские рейсы на участке протока Корытка (а по-другому из Северодвинска в Северную Двину пароходу и не попасть!)?!

 — Капитания порта ссылается на то, что этот участок официально не введен в перечень внутренних водных объектов Российской Федерации. Из рекламы в этом году они узнали, что «Н. В. Гоголь» возит пассажиров Архангельск-Северодвинск-Архангельск

— То есть все эти годы, когда капитан парохода докладывал в службу управления судами о каждом своем выходе, капитан морского порта Архангельск не знал о перевозке пассажиров, а из рекламы узнал?! Что капитания и рекламу регулирует? А как же тогда бункеровка в Северодвинске?

 — Бункероваться можно…

— Театр абсурда какой-то! А как же тогда Севводпуть выставлял навигацию все эти годы?

 — Здесь момент спорный. По идее Севводпуть может регулировать и выставлять навигационную обстановку на тех участках, которые официально признаны судоходными…

 — То есть тем самым Севводпуть признавал судоходность протоки Корытка? Скажите, эта организация знает о появившемся запрете и, если знает, что говорит по этому поводу?

 — Знает. Дело в том, что в администрации «Морской порт Архангельск» прошло совещание с участием всех заинтересованных и вовлечённых сторон. Там присутствовал и капитан порта. Представители Севводпути ситуацию никак не прокомментировали. Их ответ был прост: нас попросили — мы выставили навигацию.

— То есть, если я обращусь в Севводпуть с просьбой выставить речную навигацию на проспекте Троицкий в Архангельске, они это сделают… за деньги и не посмотрят, что это асфальтированная дорога, а не река? Извините, это был риторический вопрос… А теперь по существу дела: сказать, что участок не включен в перечень водных путей — ничего не стоит… Есть какой-то документ, подтверждающий эти слова?

 — Есть постановление Российской Федерации, где перечислены внутренние водные пути Северной Двины, и в нем Корытка отсутствует…. Де-юре этого пути нет… Но-де-факто, где тогда проходил пароход «Н. В. Гоголь» из Северодвинска в Архангельск и обратно, начиная с 1974 года?



— Каковы могут быть дальнейшие действия, чтобы решить проблему?

 — Если этот участок официально будет включен в перечень внутренних водных путей Северной Двины, то капитания порта снимет запрет. Для этого судовладелец, в данном случае «Звездочка», должен обратится в минтранс Архангельской области с просьбой организовать работу по включению данного участка, потому что он интересен с точки зрения развития туризма… и т. д. Правительство области, со своей стороны, формирует пакет документов и отправляет всё это выше по инстанции…

 — Бедный судовладелец! Мало того, что он не только сохранил, но и улучшил техническое состояние достояния области в виде знаменитого «Н. В. Гоголя», который ему сбагрили за ненадобностью, так он, судовладелец, еще и вынужден решить вопрос о снятии запрета на использование парохода, скажем прямо, в коммерческих целях! И что — какие-то действия начались?

 — Пока нет. Но мы уже побывали на приеме у министра транспорта Архангельской области. Объяснили ему ситуацию. Он по нашей просьбе также связался с капитаном порта и получил ответ, что капитания порта не берёт на себя ответственность разрешить передвижение парохода «Н. В. Гоголь» по запрещенному участку с пассажирами на борту. Единственное, о чем после этой встречи мы договорились, это то, что минтранс проработает вопрос по реальности включения этого участка в перечень… Может, он вообще не соответствует требованиям к судоходному участку и будет ли у этого всего какое-то логическое завершение.

 — В итоге что мы имеем: с одной стороны, бумагу, вернее, её отсутствие, с другой, 45 — летний опыт, который доказывает, что пароход ходил по этому участку и нормально вписывался…

 — Да. «Звездочка» ведь сама не случайное в вопросах судоходства предприятие. Там прекрасно понимают, что такое судовая безопасность на водных маршрутах. Все переходы парохода «Н. В. Гоголь» осуществлялись только на полной воде и только в сопровождении вспомогательных судов-буксиров.

 — Но ведь существуют временные разрешения?! Зная, что столько лет возили пассажиров по этому участку, понимая, что в этом году открыта программа и многие приобрели экскурсионные путевки на следующие рейсы, в том числе туристы из других регионов, что нельзя принять какое-то временное разрешение хотя бы до конца сезона пока бумаги не будут оформлены?

 — Такое решение предлагалось. Капитан порта с этим не согласился.

К разговору о судьбе парохода «Н. В. Гоголь» подключился генеральный директор «Помор-Тур» Сергей Никулин.


О Красной пристани

За время, которое «Помор-Тур» занимается экскурсионными программами на пароходе Гоголь, было реализовано немало интересных и востребованных проектов. Прежде всего стоит вспомнить восьмидневные рейсы из Архангельска до Котласа, Солевычегодска.

Маршрут пользовался большой популярностью, настолько, что был признан как лучший региональный туристический маршрут России. Пароход-колесник «Н. В. Гоголь» получил за него ведущую национальную туристическую премию имени Юрия Сенкевича. К сожалению, в связи с обмелением Северной Двины в 2014 году маршрут был закрыт.

— То есть в отличие ситуации с маршрутом Северодвинск — Архангельск, маршрут Архангельск — Котлас был закрыт по объективным причинам: стал несудоходным?

 — Да. В связи с этим мы стали искать другие возможности для экскурсионных программ на воде с использованием парохода «Н. В. Гоголь».

Тогда же в 2014 году в Архангельске была сдана отремонтированная «Красная пристань». Она на сегодня действительно очень красивое, исторически знаковое место, откуда могут уходить речные суда. Но, к сожалению, мы столкнулись с тем, что эта набережная для подходов и отходов судов с пассажирами на борту запрещена…

 — Вы меня пугаете! То есть и здесь та же история: пристань есть, а слова нет?!

 — Примерно так. Причина в том, что причалы «Красной пристани» официально не введены в границы порта Архангельск. Не проведено категорирование их на предмет транспортной безопасности. Оператором «Красной пристани» является Фонд имущества и инвестиций Архангельской области. В течении 4-х лет так и не выполнены работы по введению причалов пристани в границы порта, не проведено категорирование и не получено разрешение на работу с пассажирами.

 — В обоих случаях, что с Корыткой, что с «Красной пристанью», какие-то специальные работы не нужны, а всего лишь нужно законным образом оформить надлежащие бумаги. Я правильно вас понял?

 — Именно так. Это в чистом виде административная бюрократическая работа. Мы, как туристическая компания все эти годы надеялись, что причалы «Красной пристани» получат разрешение на работу с пассажирами. Мы разработали немало туристско-экскурсионных программ как для взрослых, так и для детских групп. Они включают в себя не только экскурсии по пароходу, но познавательные программы для школьников. В отличие от 151 причала у Морского-речного вокзала, у стенки «Красной пристани» пароход все время может стоять, на нем можно проводить различные мероприятия, используя в том числе площадку как музейную и развлекательную. Учитывая, что Красная пристань это центр города, центр притяжения массовых мероприятий, всё это очень привлекательно как для жителей Архангельска, так и для гостей города.



Тогда же, «отрабатывая» «Красную пристань» в качестве основного туристического причала, «Помор-Тур» по согласованию с судовладельцем «ЦС «Звездочка» разработал программу мини-круизов и 4-х часовых водных экскурсий на маршруте Архангельск-Северодвинск-Архангельск.

Такие туры на пароходе отлично вписываются в туристические программы для иногородних, которые приезжают в Архангельск на 4–5 дня.

Мы ждали разрешение по «Красной пристани». Нам обещали, что вот-вот. В 2019 году нам наконец объявили, что документы по «Красной пристани» будут получены гарантировано к началу навигации. Поэтому уже в осенне-зимний период 2018 года мы приступили к запуску этих программ. С этой целью провели несколько совещаний с представителями муниципальных администраций Архангельска, Северодвинска, Новодвинска, Приморского района. В совещаниях принимала участие и Корпорация развития Архангельской области. Мы искали и находили точки соприкосновения в рамках агломерации «Большой Архангельск» (Архангельск-Новодвинск-Северодвинск), о которой так много говорят последнее время…

— То есть туристический водный маршрут Архангельск — Северодвинск — Архангельск уже тогда прозвучал и все, от кого зависит принятие административных решений, были в курсе?

 — Да, мы вместе с Корпорацией развития готовили эти вопросы. И ни у кого никаких сомнений не возникало. Потому что на тот момент у нас никаких запретительных документов на проведение этих рейсов на руках не было. Таким образом, проработав экскурсионные программы с использованием рейса Архангельск-Северодвинск-Архангельск и «Красной пристани», которую представители областной администрации гарантировали официально открыть для пассажиров, мы представили их на весенних туристических выставках в Москве. Мы заявились с круизной компанией «Русич», у которой теплоход «Русь Великая», на совместную программу. «Русич» взял у нас пять рейсов на различные программы, в том числе их очень заинтересовал мини-круиз Северодвинск-Архангельск

 — То есть фактически подключились московские туроператоры и тем самым рейс попал в российскую турпрограмму?

 — Конечно! К сожалению, чем ближе подходил туристический сезон, тем яснее становилось, что документов по «Красной пристани» не будет, и мы можем потерять еще как минимум год. Тогда мы совместно со «Звездочкой» приняли решение запустить программу от Морского-речного вокзала: проработать этот год как пилотный, чтобы посмотреть, есть ли спрос. Были согласованы удобные даты по переходам Архангельск-Северодвинск-Архангельск. Был выстроен график всех заходов, и мы объявили на весь летний период продажу маршрутов. Был подписан договор с турфирмой «Русич». И вот 23 июля у нас состоялся первый рейс с этим заказчиком…

На кого лягут убытки

 — Давайте на этом месте Сергей Артурович остановимся — мы вернулись в начало нашей беседы. Скажите, сколько туристических путевок на «Н. В. Гоголь» уже продано до конца летнего сезона?

 — Глубина продаж очень большая. Порядка семидесяти путевок уже выкуплено. Мы начали предупреждать людей о закрытии маршрута. Разброс цен путевок большой от 700 рублей за обычный прогулочный рейс до десятков тысяч за 3–4 — дневные экскурсии. Объясню почему: та же «Русь Великая» приходит в Архангельск из Москвы — цена круиза очень высокая. Многие покупают тур для того, чтобы проплыть на пароходе «Н. В. Гоголь» по маршруту Северодвинск-Архангельск и тем самым приобретают два круиза в одном пакете.

 — То есть в программу вложился не только «Помор-Тур»? Потери возникнут и у «Русича»?

 — Конечно, они вложились в рекламу, подготовили специальные видеоролики…

 — Вот закрыли круиз Архангельск-Северодвинск-Архангельск, люди начнут отзывать свои путевки… На кого лягут убытки?

 — Случаи, когда туристическая программа отменяется по решению госорганов, к сожалению, относятся к… форсмажорам. И туристы предъявляют претензии к туроператору. «Помор-Туру» или турфирме «Русич», которые эти претензии опять же переадресуют «Помор-Туру». Мы понесли и финансовые потери, в том числе на рекламу, и временные убытки. Но имиджевые потери в этом случае невосполнимы…

 — Я не предлагаю вам рассуждать об имидже Архангельской области в связи со сложившимися обстоятельствами, очевидно, что он после всех этих дел будет восприниматься внешним окружением не со знаком плюс…

 — Мы надеемся… То, что сейчас произошло, как раз и покажет, насколько региональная власть готова содействовать, поддерживать региональный туризм… Разговоров очень много, постоянно идет речь о необходимости развития туризма в области, наполняемости бюджета и так далее. Но вот конкретная ситуация, и здесь уже мало одних разговоров. Мы прекрасно осознаем, что впервые в области появился совершенно новый маршрут, который за собой как флагман может «потянуть» ещё массу интересных туристических программ.

А Олег Девятов добавил:

 — Впервые за 20 лет работы директором парохода вижу полное непонимание и потерю взаимодействия турсообщества с региональной властью, ответственной за туризм.

Беседовал Александр Цвет
Фото автора и предоставлены компанией «Помор-Тур»
Скрыть комментарии