Спорт

Участники экспедиции на Канин нос из Мезени прошли около 1000 км на снегоходах

22 мар 2018, 15:06
Участники заполярной экспедиции «Свет маяка» рассказали, как преодолели 970 километров пути по заснеженной тайге, о романтичном метеорологе, сильной вьюге и голосовании в Шойне.

Путешественники прошли по маршруту:  Мезень — Несь — Чижа — Шойна — мыс Канин нос (маяк) — Шойна — Несь — Мезень — Кимжа. 



Сама экспедиция стартовала 14 марта из Мезени, пятеро человек на снегоходах отправились покорять арктические просторы. Целью такого путешествия является популяризация Русского Севера. Участники экспедиции хотели показать Архангельскую область как привлекательный туристический объект. Кроме того, единственная женщина в экспедиции — Анна Ракицкая — установила рекорд России на «самую длинную снегоходную автономную экспедицию, пройденную женщиной в условиях Заполярья».

По словам капитана группы Сергея Тимофеева, самым ответственным этапом экспедиции является, конечно, подготовка и сбор команды. Все путешественники давно знакомы друг с другом, и уже неоднократно участвовали в различных походах.

«Они прошли подготовку — небольшой снегоходный пробег, где показали себя как профессионалы. В такие путешествия нужно идти только с проверенными людьми», — рассказал Сергей Тимофеев.



Первый переход до села Несь из Мезени путешественники прошли без приключений, к вечеру уже были на месте. Во время перехода из Неси в Шойну ударил мороз -35 градусов. Наградой за пережитый холод для участников стало северное сияние. Некоторые увидели природное явления впервые. 

Самым длинным переходом стал путь от Шойны до мыса Канин Нос, который и был конечной точкой экспедиции. Около 150 километров преодолели путешественники за 9 часов на снегоходах. И на мысе Канин нос остались ночевать у метеорологов.



Это единственный раз, когда снегоходчиков приютили на ночлег бесплатно. В населенных пунктах, по словам участников экспедиции, местные жители всегда очень радушно принимали, рассказывали сплетни о жителях другой деревни, делились едой и ночлегом, читали новости из газет, но утром приходилось расплачиваться за тёплый приём рублём, и всегда запрашиваемая сумма была одинаковой - 1000 рублей с человека.

«На метеорологической станции работают муж с женой, мужчина у нас попросил какой-нибудь необычный сувенир, чтобы и в условиях Заполярья поздравить супругу с прошедшим 8 марта. Мы отдали ему упаковку конфет», — рассказывает капитан похода.



Сюрпризом в экспедиции для путешественников стал сильный мороз — погодные агрегаторы давали одну информацию, а по факту оказывалось гораздо холоднее. Даже местные жители шутили, что с погодой экспедиции «повезло». Все восемь дней путешествия ночью температура воздуха опускалась ниже -30 градусов.

На обратном пути с мыса путь снова лежал через Шойну, и там путешественники остановились не только на ночлег, но и для того, чтобы поучаствовать в голосовании. 



«Мы заранее взяли открепительные удостоверения в Москве и подгадали ход экспедиции так, чтоб 18 марта оказаться в Шойне и сделать свой выбор», — говорит участница Анна Ракицкая.

Экспедиция стала серьёзным испытанием как для самих путешественников, так и для техники и снаряжения. На пути из Шойны снегоходчики попали в снежную бурю, как говорят полярники, «молоко». При видимости всего 2-3 метра, капитан принял решение вернуться обратно в населённый пункт. Из-за этого заявленные 770 километров экспедиции превратились по факту в 970 километров.



Несмотря на тяжёлые условия, все члены экспедиции довольны результатом, дома они проведут только месяц, а затем отправятся в пустыню, путешествовать на машинах. Единственным минусом, как шутят участники, стало то, что им не пришлось ночевать в арктической палатке.

Путешественники сделали вывод о том, что местное население, проживающее в условиях Крайнего Севера в небольших поселениях, не собирается переезжать в крупные города. В селе Чижа, например, в детском саду с каждым годом становится всё больше и больше малышей.



Хоть миссия и состояла в привлечении внимания к Русской Арктике, как к туристическому объекту, ребята признают, что северные города ещё не готовы предоставлять туристические услуги, например, для желающих покататься на снегоходах.

«В Мезени есть очень хороший музей, но рядом с ним нет никаких гостевых домов, а они нужны, потому что это нам легко жить в любых условиях, а иностранным туристам, например, проблематично будет добраться до Мезени, не говоря уже о том, что тут нет инфраструктуры для отдыха и подготовки к дальнейшему путешествию на снегоходах», — прокомментировал Сергей Тимофеев.



Примечательно, что в тундре стоят «столбики» для путешественников и по снегу наезженна настоящая снегоходная трасса, так как местные жители используют чаще всего этот транспорт для передвижения, но этого тем не менее ещё не достаточно для ведения массового туризма.

Несмотря на неподготовленную инфраструктуру, участники экспедиции «Свет маяка» советуют всем туристам посетить для начала красоты своей области, страны, а потом уже ехать по путёвке в жаркие страны.

Анна Морозова
Фото Анны Ракицкой






Скрыть комментарии