Спорт

«Битва наций»: русские вне конкуренции не без помощи архангельской «валькирии»

26 мая 2018, 14:16
Архангельская спортсменка привезла золото крупнейшего международного турнира по историческому средневековому бою.

Рождённый когда-то в России, исторический средневековый бой (ИСБ) давно перестал быть внутренним событием – теперь им занимаются практически на всех континентах планеты. Конечно, нечто подобное существовало в Европе – НЕМА (Historical European Martial Arts) – некий современный синтез любительского фехтования, спорта, изучения истории, истории оружия, теории и практики его применения созданный, прежде всего, по материалам средневековых трактатов.

В разных странах Старого света существовали свои системы владения холодным оружием и рукопашного боя. Основы этого воинского искусства заносились в специальные трактаты. В наше время это стало в основном уделом реконструкторов, однако русские выдумали нечто особенное – внесли в романтическое увлечение спортивную составляющую – так появился Исторический средневековый бой, распространившийся в довольно короткое время по всему миру.

Это одиночные, групповые и массовые схватки в полном боевом вооружении и вполне серьёзным оружием в полный контакт. Судятся они профессиональными арбитрами, которые и сами имеют боевой опыт. ИСБ можно назвать спортивной составляющей исторической реконструкции – есть вполне определённые требования к аутентичности доспеха и оружия, при этом он очень многое взял из современных видов единоборств. Условия максимально приближены к боевым реалиям Средневековья. Главный турнир по ИСБ – «Битва наций» – тоже изначально появился в России, но уже успел стать основным мировым событием такого уровня. К примеру, на первой «Битве» в конце девяностых рубились только представители России Украины и Белоруссии, но уже в 2010 присоединились поляки, потом подтянулась и остальная Европа и даже мир.

В этом году состоялась уже девятая по счёту «Битва наций». О масштабе события можно судить хотя бы по количеству стран-участниц – их было тридцать две, представлявших все континенты планеты, исключая, разве что, Антарктиду.

Турнир прошёл в итальянском городке Санта Севера неподалёку от Вечного города. Антураж соответствовал – свою историю город ведёт ещё со времён Римской империи, там находится один из старейших замков Италии постройки X века. Кстати, замок назван в честь молодой римлянки, погибшей во время одного из вторжений варваров на территорию империи. Однако если бы на её месте была наша героиня, каким именем назвали бы замок – большущий вопрос.

Итак, знакомимся: наша землячка Оксана Яргина, резидент архангельского клуба «Северный волк», член сборной дружины России и чемпионка мира по массовым боям на стали. Спортивным мечом Оксана занимается около года, а на железо исторического средневекового боя перешла всего каких-то полгода назад. Однако сказать, что этим ограничивается её боевой опыт, означало бы ничего не сказать – стальному мечу и рыцарскому доспеху предшествовали 20 лет дзюдо и рукопашного боя. Такого разнёсшие Санта Севера вандалы точно не смогли бы вынести.

– «Битва наций» – это вообще большое событие?

– Сейчас да. В самом первом чемпионате участвовали представители всего четырёх стран: России, Украины, Белоруссии и Польши. Нынешняя «Битва» была представлена уже 32 странами-участницами от России и практически всех стран Европы до Канады, Австралии, Мексики и Китая.

– Средневековый бой в современном его проявлении имеет какую-нибудь национальную специфику?

– Как соревновательная дисциплина – нет, но это имеет значение для реконструкции, воссоздающей определённые эпохи и события: битвы, осады и прочее. Единственное – на такого рода турнирах есть требования к доспеху, который должен соответствовать своему историческому временному интервалу, но при этом быть достаточно надёжным для защиты бойца.



– Как определяется степень надёжности и вид доспеха для допуска к соревнованиям?

– Обычно используют европейский доспех XII–XV веков. Славянский доспех тоже в своём роде хорош, но у нас не было таких битв, какие сотрясали Европу, поэтому для соревнований он не совсем подходит по надёжности защиты.

– То есть на соревнования можно заявиться в любом доспехе или только в европейском?

– Можно в любом, но при этом нужно думать, даст ли тебе твой доспех необходимую защиту.

– Кстати, ты упомянула про Китай. Что вообще представители Поднебесной делали на турнире. У них ведь совершенно отличная от европейской система боя и виды оружия и доспеха.

– Доспех, кстати, у них был достаточно аутентичный, национальный – их ни с кем не спутаешь. Когда изначально прислали организаторам «Битвы наций» описание того, в чём они намеревались выступать, – это были аналоги именно китайского исторического доспеха. Но по мерам безопасности они не проходят.



– Как же тогда они прошли допуск?

Евгений Костык, главный тренер клуба «Северный волк», руководитель регионального отделения Федерации спортивного меча:

– Фишка в том, что на турнире нет ни одной стопроцентной реплики исторического доспеха, поскольку они не проходят по мерам безопасности. По этой же причине бугуртсмены крайне редко используют русский доспех, поскольку он тоже не подходит для современного ИСБ – у него очень много открытых частей: у шлема нету личины, не полностью закрыты руки-ноги. Так что современная реплика только процентов на семьдесят соответствует историческим аналогам.

Что касается китайцев, то, чтобы соответствовать требованиям безопасности, они адаптировали свои доспехи для бугуртов (бугурт – массовый бой. Прим. ред.), усилив их защиту, но сохранив при этом внешнюю аутентичность. В принципе, то же самое делают и другие участниками – внешне всё натурально и исторично, внутренне – более защищено, чем это было в эпоху Средневековья: поставлены дополнительные пластины, дополнительные элементы защиты.



– Получается что-то вроде «Доспех средневековый модернизированный и дополненный»?

– Типа того. Оксана, к примеру, надевала под доспех на спину мотоциклетную «черепаху». Также на русский шлем – так называемую «сову» – который оставлял открытой нижнюю часть лица, защищённую лишь кольчужной сеткой, под кольчугу ставят металлическую пластину. Внешне же всё остаётся так, как должно – судьи соревнований учитывают внешнюю аутентичность костюма.

– У таких мероприятий обычно аутентичность пытаются соблюсти во всём: от доспехов участников до стилистики палаточного лагеря и выбора места для турнира. На «Битве наций» такое же погружение в эпоху?

Оксана Яргина:

– Да, это реконструкторская составляющая ИСБ. На территории замка, расположенного на берегу Тирренского моря, были устроены два ристалища с трибунами, шатровый лагерь, в котором жили участники и зрители турнира. Декорацией служил сам замок.



– Команды были сформированы по национальному признаку или же представляли какие-то определённые рыцарские ордена или воинские формирования?

– Каждая сборная представляла свою страну, как на чемпионатах мира.

Евгений Костык:

– Самые яростные бои происходили, кик можно догадаться, между историческими соперниками: Англией и Францией, которые, как будто продолжая Столетнюю войну, бились крайне жёстко. Американцы, у которых нет своей средневековой истории, тоже сражались весьма яростно (тут, вероятно, сказывается влияние политической ситуации). Русские же вообще зачастую вне конкуренции.

На прошлых «Битвах наций», например, была такая номинация, как «Все против всех», когда все участники, независимо от национальной принадлежности, просто делятся на две команды и рубятся двумя лагерями – на одном поле встречается сразу несколько пар бойцов и побеждает та двойка, из которой хотя бы один боец остался на ногах. Тогда даже комментаторы неофициально называли её «Мир против России».

Оксана Яргина:

Сборная из России заняла в командном зачёте весь пьедестал: золото, серебро и бронза. Причём во всех номинациях. Так, среди мужчин в «пятёрках» (схватка пять на пять. Прим. ред.) наши тоже не оставили никому шансов на выход в призовую тройку. Женщины в «пятёрках» взяли золото, победив в финальной схватке украинских соперниц. Плюс золото Королевской битвы и весь пьедестал женского и мужского триатлона…



– А если немного подробнее о номинациях и категориях…

– Номинаций было несколько одинаковых для мужской и женской категорий: «Щит-меч», «Меч-баклер» (баклер – маленький круглый щит. Прим. ред.), «Алебарда», «Полуторный меч» – чемпионы в каждом виде попадали в номинацию «Триатлон», когда бьются поочерёдно тремя видами оружия. Также разнообразие битв заключалось и в их массовости: 5Х5 и 21Х21 (Королевская битва) – а там топоры, фальшионы (оружие с расширяющимся к концу коротким клинком с односторонней заточкой. Прим. ред.), алебарды, разные щиты…

– Сколько бойцов на «Битву наций» выставила Россия в этом году?

– Русская команда была представлена полусотней участников.

– А ты чемпион в какой номинации?

– В номинации «5Х5» – она была впервые представлена на турнире (раньше было только 3Х3). Фактически участников битвы с каждой стороны по восемь человек – пятеро активных бойцов и трое запасных, готовых, как в хоккейной ледовой дружине, по решению капитана, заменить уставших или травмированных бойцов.



– Получается, русские победили везде?

– Не совсем так – сборная из России всего лишь взяла 14 из 17 наград. Причем в двух из трёх оставшихся наши в этом году просто не были представлены в профбоях (проффайт – это что что-то вроде ММА, только в доспехах и с оружием, – прим.ред.).

– Как в России вообще проходит отбор на «Битву наций»?

– Основной отборочный турнир – это питерский «Рекон», который проводится ежегодно в феврале.

– Во что обходится полное снаряжение для участия в турнире: оружие, доспехи, поддоспешник?

– Около ста тысяч. Причём это только на то, чтобы соответствовать правилам безопасности и чтобы тебя просто не прибили в первом же сходе. Но требования безопасности настолько серьёзны, что вероятность серьёзных травм сведена к минимуму. Хотя всякое случается – украинка в этом году повредила колено так, что восстанавливаться будет не меньше года. Любой спорт от этого не застрахован.

– Разве нет такого бонуса, как в том же «Евровидении», когда страна-победитель принимает у себя следующий турнир?

– Слава богу, мы – не «Евровидение». Пока неизвестно, где состоится следующая битва. Решение будет приниматься руководством международной федерации.

– Интересно, как ты вообще попала в этот спорт?

– Это скорее не спорт, а соревновательная дисциплина. Может, когда-нибудь ИСБ станет спортом. Меня в спортивный меч привела дочь, которая пришла в него раньше. Приходя с каждой тренировки, она с таким увлечением об этом рассказывала, что я сама пришла посмотреть, что это такое. И тут сыграл спортивный азарт: 20 лет занятий рукопашкой и дзюдо, в котором я мастер спорта СССР и чемпионка России, – я захотела попробовать. Затянуло настолько, что за время этой своей истории я уже стала аттестованным судьёй Федерации спортивного меча, начала выступать на состязаниях по спортивному мечу, руководство федерации обратило на меня внимание и начало приглашать на отборочные соревнования для участия в сборной России по историческому бою на стали. Помогли мне с доспехом, выездами, сборами.

Конечно, большую роль сыграл стаж в дзюдо. Нужно было просто адаптироваться для битвы в доспехе и с оружием – всё. Несколько месяцев меня тренировали, приглашали на сборы чуть ли не по два раза в месяц в течение почти полугода, вводили достаточно жёсткий режим тренировок.

– Получается, приёмы дзюдо и рукопашного боя можно использовать в рыцарском поединке?

– Конечно. И это большой плюс.

– В боях допускаются какие-либо приёмы, кроме фехтовальных?

– Можно использовать не только фехтование, но и удары, броски, удержания, добивания.

– А разве экипированный воин в железе мог, к примеру, заехать ногой в голову соперника?

Евгений Костык:

– Ещё как мог.


– В средневековых трактатах вряд ли встречались такие приёмы.

– Конечно, даже в трактатах по фехтованию всё выглядит эффектно и красиво. Проблема в том, что далеко не все приёмы реально применить в современном ИСБ. Это как в том же каратэ – можно идеально красиво выполнять движения ката, но далеко не факт, что в том же виде их удастся перенести на условия реального боя.

– Вероятно, есть некие запреты, которые нельзя нарушать – оружие-то нешуточное, можно и покалечить противника или чего похуже…

Оксана Яргина:

– Строгих канонов, как можно бить, а как нельзя, нет. Но, как и в любом виде спорта, есть запрещённые удары: нельзя бить в пах, по затылку, ниже колена, в колено. Также есть негласные запреты – не бить в сочленение, – но это больше вопрос соблюдения кодекса чести.



– Так смысл в чём? Победить?

– Да, но не любой ценой. Возможность сделать что-то, не регламентированное правилами, но некрасивое, есть у каждого. И кто-то этим пользуется. Но это вопрос этики – у одних она есть, у других нет.

– Выходит, в личном поединке обладающий таким опытом боец имеет преимущество?

Евгений Костык:

– Тут скорее речь идёт не столько о единоборстве, сколько о командной битве, спайке команды. Если бы вся пятёрка состояла из чемпионок по дзюдо, но она собралась бы за месяц до турнира, вряд ли из этого вышло бы что-то результативное. Так, к примеру, в задачу Оксаны входит связать соперницу боем. Если не можешь её положить, просто не давай ей отвлекаться на других. Если кто-то из членов команды освобождается, вырубив противника, он спешит на помощь соратнику, который находится в более невыгодной ситуации – такую стратегию специально разрабатывает капитан.



– Какие преимущества даёт такой блестящий результат русской команды на будущее?

Оксана Яргина:

– Никаких. Приехали, посоревновались, выиграли, порадовались и уехали готовиться к следующему году. Потому что те, кто нам проиграл, будут стремиться нас выиграть – это постоянный рост и стимул не почивать на лаврах, иначе можно на следующей «Битве наций» оказаться в аутсайдерах, а мы не можем такого себе позволить.

Александр МакГрэгор
Скрыть комментарии