В школах Арктической зоны РФ вводятся уроки экологической грамотности детей

18 июн 2018, 14:01
Арктика – особый регион, с уникальной флорой, фауной и экосистемой в целом, и уже сегодня в регионах АЗРФ в общеобразовательных школах вводятся уроки, направленные на повышение экологической грамотности детей, заявил доцент РАНХ и ГС, эксперт «Проектного офиса развития Арктики» (ПОРА) Александр Воротников в ходе Дискуссионного клуба на тему: «Экологическое образование в школах Арктической зоны РФ».

Заседание клуба состоялось 15 июня – в день создания юннатского движения России. Воротников отметил, что Россия переходит к зеленому развитию, но не все знают, что это такое. Часто говорят: экология – дорогое удовольствие, однако именно зеленое (устойчивое) развитие даёт новые технологии. Учителя, специалисты по экологии находятся на острие этого вопроса, так как им необходимо учить детей, от которых зависит будущее страны, мира.



Выступавшие представители школ, образовательных структур и госорганов рассказали о своих проектах и предложили увеличить экологическую составляющую в образовании школьников, сделать обучение практикоориентированным, усилить методическое обеспечение и ввести в школах новый предмет - экология.

Менеджер региональных программ ПОРА Олеся Кужель представила совместный проект Экофонда СФУ и Экспертного центра ПОРА «Сохраним белого медведя», в котором акцент ставится на антибраконьерскую кампанию и просветительскую работу с населением, особенно с подрастающим поколением. Программа предполагает создание пилотного просветительского центра в Норильске, где будут проводиться занятия с детьми с использованием современных технологий, таких как виртуальная и дополненная реальность. Белый мишка станет главным героем познавательных уроков об Арктике, её экологии, истории, культуре, и станет другом ребенка на всю жизнь.

Интерес у собравшихся вызвало предложение руководителя Экологического пресс-центра Общественной палаты РФ, координатора проекта «Детский экологический пресс-центр» Владиславы Ковалевской, которая предложила создать детские эко пресс-центры в арктических регионах. Задачами таких пресс-центров станет - вырастить поколение журналистов-профессионалов, понимающих неразрывную связь Человека и Природы, умеющих грамотно освещать экологическую проблематику, опираясь на мнение экспертов и обладая собственными практическими знаниями и навыками.



Доцент кафедры экономики природопользования Экономического факультета МГУ Пётр Кирюшин, сооснователь проекта «ВузЭкоФест», заявил, что для формирования зеленой экономики на государственном уровне необходимо готовить для регионов лидеров, которые будут поддерживать устойчивое развитие. С 2015 года проходит фестиваль ВузЭкоФест – более 50-ти ВУЗов-участников ежегодно внедряют зеленую инфраструктуру в своих учреждениях. Эксперт отметил, что решения, разработанные на базе школ и институтов, могут в дальнейшем приниматься и для города.

Подводя итоги мероприятия, Александр Воротников выделил основные аспекты внедрения экологии в школах и повышения экологической грамотности в АЗРФ: обучение детей должно опираться на традиции Северных регионов, не забывая о приезжающем и работающем в Арктике населении; обучение экологии нужно начинать с детского сада, когда дети наиболее восприимчивы к информации; в школах экологию нужно вводить не как отдельную дисциплину, а как междисциплинарный курс с обязательной прикладной частью; метод донесения экологической информации изменить на современный,интересный подрастающему поколению; разработать курс экологии для АЗРА с учетом региональных особенностей; на базе «Атласа новых профессий», состоящего из профессий «будущего», сформулировать список профессий, необходимых для Арктики; создать единый центр в АЗРФ, координирующий все экологические мероприятия.

В заключении Александр Воротников отметил, инициативы тогда эффективны, когда они поддерживаются и сверху и снизу. На днях в структуру Министерства природных ресурсов и экологии РФ включены два новых департамента: государственной политики и регулирования в сфере развития особо охраняемых природных территорий (ООПТ) и в области гидрометеорологии, изучения Арктики и Антарктики. Создание департаментов своевременно и актуально, и их деятельность усилит экологическую составляющую в работе Министерства в целом. Каждый шаг в Арктике и на ООПТ связан с экологией, и здесь очень важно согласование интересов бизнеса и государства, распределение рисков между ними при реализации задач социально-экономического развития Арктической зоны РФ.

Фото Сергей Карпухин
Скрыть комментарии