Наука и IT

Роботы в Арктике: там, где не пройдут люди

02 авг 2022, 16:29

Арктический плавучий университет завершил первую экспедицию сезона: «Профессор Молчанов» вернулся в порт, на второе плавание его заменит научно-экспедиционное судно «Михаил Сомов». Александр Гордейчик, один из участников дебютного в этом году плавания, в Арктике проверял возможности своего робота-вездехода: новаторского проекта, разработанного в лабораториях САФУ. Его «Atlas» уже не раз демонстрировал возможности на искусственных препятствиях, по реальному бездорожью он проехал впервые.

- В рамках какого проекта разрабатывался робот? 

В рамках внеучебной деятельности и участия в соревнованиях по робототехнике. Мы разрабатываем проекты в лабораториях кафедры автоматики, робототехники и управления техническими системами [САФУ – прим.ред.]. В них мы с одногруппниками занимаемся различной проектной деятельностью, каждый своим проектом. У кого-то это проекты по учебе, у кого-то это самостоятельные разработки. 

- В чем уникальность конструкции робота по сравнению с аналогами?

У робота установлено шесть колес с самостоятельными моторами. Это обеспечивает высокую проходимость по различным препятствиям. Также на нем установлена камера для передачи видеосигнала на экран компьютера, чтобы дистанционно управлять роботом. В идеале такой робот должен работать там, где не могут присутствовать люди: в зонах ЧС, ЧП и на бездорожье.

- С какой целью проектировался данный робот и смог ли ты апробировать эту цель в экспедиции?

Основной целью для экспедиции были ходовые испытания в арктических условиях. Данные испытания прошли успешно. Высадки происходили в северной части архипелага Новая Земля, их было четыре в различных бухтах. Самой разнообразной была высадка на Мысе Желания. Там было множество разных типов поверхностей для испытания: камни, почва, растительность, заболоченная местность.

- Робот, побывавший в Арктике, до этого уже отмечался на всероссийских соревнованиях. В чем суть этих соревнований?

Это были соревнования «Кубок РТК». Ребята со всей страны разрабатывают своих роботов для прохождения испытательного полигона. Полигон состоит из большого числа блоков, имитирующих различные препятствия. Также там есть задания на работу манипулятором. Выигрывает команда с наилучшим результатом. Баллы начисляются за преодоление каждого участка полигона и выполнения различных заданий – доставка груза, автоматическая езда по линии, нажатие кнопок. 

  

- Насколько сильно смоделированные участки «препятствий» отличались от реальных, которые ты опробовал в экспедиции?

Самым главным отличием являются размеры лабораторных препятствий. Они небольшие, их можно просто проскочить на скорости. Например, есть блок с тремя большими камнями который проходится достаточно легко. При этом «на деле» каменистый участок оказался достаточно сложным для беспрепятственного движения. После полигона реальные условия позволяют в полной мере оценить проходимость на различных типах поверхностей.

- Какие были основные трудности управления роботом на реальных препятствиях?

Адаптация к различным типам поверхностей, которые предполагают разное управление. Например, на мелкой гальке легко разворачиваться на месте, на выброшенных водорослях делать это уже сложнее. 

- Вносил ли ты какие-то изменения в конструкцию робота перед высадкой?

Было снято навесное оборудование, предназначенное для движения робота по черной линии шириной около пяти сантиметров, это один из участков полигона соревнований. Робот должен следовать по данной линии самостоятельно, без управления человеком. Также удалены некоторые детали, предназначавшиеся исключительно для соревнований.

- Появились ли у тебя какие-то планы по изменению или доработке конструкции робота после проб в Арктике?

После первой высадки сразу были внесены изменения в конструкцию. Были добавлены провода, которые упрощали обслуживание робота на высадках. Считаю, испытания прошли успешно. Робот показал высокую надежность и проходимость

- После собеседования ты оказался в списке «запасных». Когда ты узнал, что все-таки едешь?

Не в запасных, а в резерве! В начале мая мне позвонили и сказали, что освободилось место и узнали, могу ли я поехать. Я согласился. 

- Был ли какой-то план по апробации проекта, знал ли ты заранее, где тебе придется высадиться с роботом?

Был список предполагаемых мест высадок и планируемые работы на них. Количество испытаний и их объем варьировались в зависимости от местности. Проводилось измерение скорости передвижения на различных поверхностях. Оценивалась проходимость робота и время работы от аккумулятора.

Автор: Полина Кунакова
Фото: дневники Арктического плавучего университета, официальный сайт "Кубок РТК"

Скрыть комментарии