Наука и IT

Находка в Онежском районе остатков шитого судна позволила лучше изучить историю арктического коча

19 фев 2020, 11:26
Изучение судна коча, благодаря которому была освоена огромная территория Сибири и Дальнего Востока в XVII в., имеет давнюю историю, которая успела обрасти загадками, домыслами и мифами.

Как изначально выглядел коч до сих пор не известно - достоверные изображения отсутствуют.

Пока английские и голландские путешественники пытались пробиться на восток арктическими морями в поисках пути в Индию и Китай, но не смогли пройти восточнее Новой Земли, русские ежегодно на кочах организовывали морские экспедиции в устье реки Оби, а в течение XVII века поэтапно прошли весь Северный морской путь, обогнули самую восточную оконечность Азии и вышли в Тихий океан (Охотское – «Ламское» море). По сути, коч был тем инструментом, благодаря которому Россия в XVII веке приобрела богатейшие территории Сибири и Арктики.



Все типы кочей объединяет совершенно уникальная единая технология строительства путём сшивания досок обшивки растительными волокнами – «вицей». На Севере России и в Сибири технология «шитья» была детально разработана. Для соединения досок обшивки друг с другом в клинкер (внахлёст) использовался распаренный корень сосны, прутья можжевельника или ели, которым плотно стягивали доски обшивки, а обшивку «пришивали» к шпангоутам и килю. В России такой корень для «шитья» называли «вицей». В отверстиях вицу стопорили с помощью специальных клинышек, затем судно тщательно смолили. По такой технологии строились и большие суда - более двадцати метров длиной. Это была достаточно простая и дешёвая технология, но именно она предопределила быстрое продвижение русских вдоль арктического побережья на Восток и освоение всей Сибири. 

Находки в Мангазее

Мангазея – первый русский город сибирского Заполярья, основанный в 1601 году на реке Таз. Город пережил стремительный взлёт, став основным поставщиком «мягкой рухляди» – пушнины – в государеву казну, но просуществовал недолго – в 1672 г. его жители переселились на Турухан, левый приток Енисея.

Во время раскопок, проводившихся в Мангазее в 60-70-хх гг. ХХ в., в промёрзшем грунте был обнаружен большой объём судовых деталей, которые вторично использовались для строительства домов. Эти находки позволили историку и археологу М.И. Белову предпринять одну из первых попыток реконструкции коча.

Возобновившиеся в начале ХХI века раскопки, проводимые комплексной экспедиций НПО «Северная археология-1», позволили значительно расширить представление о русских полярных судах и по-новому взглянуть на подходы к реконструкции русских судов XVII века.

Дома в Мангазее строились из разобранных судов – кочей. В основании домов лежат распиленные кили судов, стены сделаны из бортов кочей, в дело шли мачты и реи. На мангазейских досках средняя толщина вицы – 2 - 2,5 см. Суда имели клинкерную обшивку, при этом ширина доски могла достигать 40 см при толщине в 5 см. 

Известно широко распространённое мнение, что кочи имели «округлые борта», благодаря которым при ледовом сжатии их могло выдавливать на поверхность. 

Исторический эксперимент

До сих пор основной инструмент покорения Арктики – уникальное судно коч – так и остаётся до конца не раскрытой загадкой. К сожалению, не сохранилось полного набора шитого судна – коча, а восстановление его облика из остатков, обнаруженных на раскопках, пока напоминает складывание пазла. В этом плане очень ценными являются любые находки судов подобного типа.

В 2018 году на берег Онежского озера в районе Вытегры выкинуло остатки крупного шитого судна. Это было настоящим подарком как для специалистов, которые занимаются восстановлением технологий русского судостроения, так и для России в целом, так как на примере этого судна видны все технологические особенности допетровского «староманерного» судостроения.



В России периодически реализуют проекты по строительству судов и лодок типа «коч», но ни один из проектов пока не может быть назван исторически достоверным, все они далеки от истины. Таким образом, исторический эксперимент по восстановлению коча и организации на нём плавания ещё ждёт своей реализации. Больше о коче можно прочитать на сайте Go Arctic - по ссылке.

Фото: https://goarctic.ru/travel/polyarnoe-sudno-koch-i-osvoenie-arktiki-v-xvii-veke/?sphrase_id=3813
Скрыть комментарии