Наука и IT

Людмила Хаймина о современной подготовке математиков и значении больших данных

15 дек 2017, 17:06
Накануне 85-летия появления программ физико-математического образования в Архангельской области мы пообщались с директором Высшей школы информационных технологий и автоматизированных систем Людмилой Хайминой и задали ей вопросы о перспективах развития математических направлений подготовки в вузе.

— Людмила Эдуардовна, расскажите, как сегодня готовят математиков в САФУ? Какие направления подготовки наиболее востребованы?

— В нашей высшей школе ведется подготовка математиков по двум направлениям бакалавриата: «Прикладная математика и информатика» и «Педагогическое образование». Работают магистерские программы «Высокопроизводительные и облачные вычисления» и «Математическое моделирование социально-экономических процессов региона» (Прикладная математика и информатика) и «Математическое образование» и «Информационные технологии в образовании» (Педагогическое образование). Подготовкой классических математиков, заточенных под работу в научно-исследовательских центрах, мы сейчас не занимаемся, так как наблюдается низкая востребованность в таких кадрах на рынке труда. Востребованы же сегодня, в основном, специалисты в области прикладной математики. Ежегодные наборы на обучение по математическим направлениям — от 50 до 70 человек на бакалавриат и 40 человек на магистерские программы. В 2019 году мы планируем открыть еще одну магистратуру по прикладной математике и информатике — «Интеллектуальный анализ больших данных». На сегодня университет располагает всей необходимой базой для разработки этого актуального направления: имеется суперкомпьютер, молодые специалисты в области больших данных, контакты с университетами и исследовательскими центрами.

— Почему тема больших данных сегодня так актуальна? Для чего планируется открытие тематической магистратуры?

— В современном обществе с каждым днем растет объем данных, эта проблема становится фундаментальной. Поэтому современная IТ-индустрия поднимает проблематику так называемых больших данных, или «Big Data». Формируется и соответствующая научная отрасль, занимающаяся этой проблематикой. В ближайшем будущем специалисты в области больших данных будут очень востребованы на рынке труда — именно поэтому мы планируем открыть соответствующую магистратуру в 2019 году. Сейчас мы выстраиваем отношения с другими образовательными и научными подразделениями, которые ведут подготовку в области больших данных. Ведутся переговоры с Томским государственным университетом, Уральским федеральным университетом. Также мы подготовили общеуниверситетскую образовательную программу по большим данным, которая будет внедряться на всех направлениях подготовки вуза в 2018 году.

— Как Высшая школа информационных технологий и автоматизированных систем готовит учителей математики? Насколько востребованы педагогические направления подготовки среди абитуриентов?

— Мы готовим учителей математики уже почти 85 лет. Сегодня в нашей высшей школе ведется педагогическая подготовка по двойному профилю «Математика и информатика», обучаются на этом направлении бакалавриата пять лет. Также открыты две магистерские программы педагогической направленности: «Математическое образование» и «Информационные технологии в образовании». Программы очень востребованы в связи с тем, что для работы в школах, колледжах и вузах необходимо иметь высшее педагогическое образование. В целом же наши бакалавры и магистры в большинстве своем работают в школах. На протяжении последних нескольких лет сохраняется тенденция активного поступления абитуриентов на педагогические направления подготовки. Проходные баллы на этих направлениях подготовки одни из самых высоких. На педагогическое направление ежегодно существует целевой набор, и в нашей высшей школе он гораздо больше, чем на инженерных направлениях. Большую заинтересованность в целевиках проявляют муниципальные органы образования Архангельской области, так как востребованы учителя математики и информатики.

— Какие инновационные методы подготовки педагогов появились в последнее время в связи с цифровизацией школьного образования?

Наша высшая школа готовит не просто учителей математики и информатики, но педагогов-исследователей. Такие специалисты способны не только преподавать школьный предмет, но и заниматься с обучающимися исследовательской работой, проектной деятельностью. Эти компетенции формирует у студентов профильная кафедра экспериментальной математики и информатизации образования, которая ежегодно выпускает все новые и новые педагогические кадры. Много внимания мы уделяем использованию цифровых технологий в образовательном процессе. Наша высшая школа является участником международного проекта MITE (Методики и информационные технологии в образовании). На базе ВШ ИТАС и общеобразовательных школ работают экспериментальные площадки. По итогам работы в проекте уже защищена кандидатская диссертация и готовятся две к защите.

— Куда, кроме школ, могут устроиться на работу выпускники математических направлений подготовки?

Наши выпускники работают в школах, колледжах, университетах. При этом следует отметить, что математики сегодня востребованы не только в образовательных организациях. На современном рынке труда требуется большое количество аналитиков, людей, умеющих выстраивать прогнозы. Наши выпускники обладают соответствующими компетенциями, поэтому спектр предприятий и организаций, готовых принять их на работу, весьма широк.

Источник: Северный Арктический федеральный университет
Скрыть комментарии