Традиции самоуправления Архангельского Севера имеют глубокие исторические корни, уходящие вглубь самобытной поморской культуры. До 70-х гг. XV века Поморье относилось к вотчине Новгородской республике, где главным органом управления было Вече — сход всех свободных граждан республики. На Вече принимались все законы, избирались должностные лица республики — князь, тысяцкий (глава новгородского войска), архиепископ. В республике господствовали свобода торговли и предпринимательства, вероисповедания, слова — все то, что сейчас называется гражданскими свободами. Примечательно, что выборными были все должностные лица республики, они несли свои полномочия ровно год, затем на эти должности избирались новые лица. При недолжном исполнении служебных обязанностей или непочтительном отношении к гражданам республики любое должностное лицо могло быть изгнано с Новгородской земли. Так, в XII — XIV вв. новгородцы несколько раз изгоняли со своей земли князя, а затем выбирали нового. Новгородская республика являлась образцом демократического устройства государства в эпоху средневековья и была частью европейской культуры. Широкие торгово-экономические и культурные связи с Западом (Европой) и Востоком (Византией) сформировали здесь особую культуру, не имеющую аналогов нигде в мире. Аналогические традиции бытовали и на Севере, в Поморье. Поморское судостроение, мореплавание и поморская торговля «прорубили» местным жителям окно в Европу намного раньше, чем это сделал Петр I со своими реформами в остальной части страны. Местные жители никогда не зависели от государства, и не ждали от него помощи.
В книге «Очерк истории города Архангельска в торгово-промышленном отношении» историк-краевед С. В. Огородников оставил описание Севера тех времен: «Северная Двина, как главный торговый путь, по которому богатства Севера караванами тянулись через цветущие в то время города Устюг и Вологду в Великий Новгород, естественно служила причиной группировки многих на берегах ее селений, среди которых сосредоточилась новгородская власть в лице двинских посадников и двинских бояр, жившая сперва в Матигорах и Ухт-острове — деревнях, лежащих близ Холмогор, а в начале XIV века уже в Холмогорах, чему доказательством служит Двинская грамота «от великого князя от Ивана, от посланника Даниила, от тысяцкого Авраама и от всего Новгорода к Двинскому посаднику на Холмогоры к боярам двинским». Землю на Севере могли покупать не только бояре, а затем дворяне, но и посадское (городское) население, и крестьяне. Особенностью землевладения в Заволочье (раннее название Подвинья) и Новгороде было половничество — когда собственник земли и работник делили «выход» (прибыль) от обработки земли пополам, что исключало социальные конфликты. Главную отрасль промышленности составляло «звероловство». Меховая торговля была господствующей в Европе: ценность товаров определялась количеством мехов, которые ходили как деньги на рынках Европы и России, ими платили и торговые пошлины. Единицей, выражающей ценность, была «куна» (куница). Новгород из Заволочья получал тогда меха собольи, лисьи, бобровые, куньи, беличьи, из прочих товаров моржовое сало, кожи, рыбу, соль, деготь, смолу, лес и т. д.
После гибели Новгородской демократической республики в результате присоединения ее к Москве при Иване III, где уже сформировалась деспотическая форма правления с централизованной властью князя и небольшой группы бояр, постепенно сформировалось и бесправие всех прочих социальных групп (посадского населения — торговцев, ремесленников, купечества), закрепощено было крестьянство. При такой форме правления у народа полностью отсутствовала возможность влиять на власть, при этом постоянно возрастали налоги и сборы; реальных парламентских функций выборного представительства от народа не существовало. При этом, Поморью, несмотря на жесткую политику Ивана III, Василия III и Ивана IV в. отношении обособленных ранее земель, была оставлена значительная часть самоуправления в обмен на существенно более высокие налоги (общая сумма годового налогооблажения в среднем была выше примерно в 3 раза, чем на остальной территории страны). Территория Поморья в официальных хрониках стала носить название Двинской земли. Новгородских посадников заменили Земские сотские люди, сменявшиеся ежегодно — они были выборными от народа, в их руках сосредотачивались суд и сборы податей (Двинская летопись, часть 1). Формально, на территории Поморья земля от частных владетелей отошла к Великому князю и сделалась землей государственной, на которой все жители были обложены податью — по полугривне с сохи (территориальная единица налогооблажения). Со времен Ивана III двиняне платили ежегодно в казну посошную (подворную) подать, которая с середины XVI в. получила название «тягло» в смысле прямого имущественного налога. В селах и деревнях раскладка податей производилась с конца XVI в. по количеству сох, в посадах — по количеству дворов. Число дворов в сохе было различно и зависело от степени зажиточности плательщика — количество земли во владении, пространства двора, количеству «труда и капитала». Посошная или подворная подать включала и подать промысловую и позже — подушную. Аналогичным образом платило налоги и духовенство — налог исчислялся с монастырских землевладений и промыслов. Сейчас такой принцип называется прогрессивной системой налогооблажения. Однако, эти перемены были лишь административного свойства, изменившие порядок взимания податей, но не повлиявшие на саму суть жизни вольных северян.
У поморов, не знавших никогда ни крепостного права, ни татаро-монгольского ига, всегда оставались элементы собственного законодательства. В Поморье отсутствовали законы, связанные с закрепощением крестьян, закреплялось сильное значение поморской общины: сельские жители, будучи полностью свободными, решали все вопросы жизни самостоятельно на сельском сходе. По поморским законам, фактически, главой семьи, дома и хозяйства являлась мать большого семейства, на нее же, как правило, записывалось и имущество семьи, и торгово-ремесленные предприятия — это была вынужденная мера, поскольку мужчины — главы поморских семей большую часть времени года проводили на тяжелых и опасных морских промыслах, откуда могли и не вернуться. «Море — наше поле», — говорили поморы. Им кормились. Но нередко море становилось и местом гибели северян. На женщин в поморских поселениях возлагалось и исполнение ряда административных обязанностей (в центральной России доступных только мужчинам). Как пишет специалист по поморской культуре Т. А. Бернштам, высокий уровень грамотности в поморской среде, «складнические традиции и большая роль старообрядчества сводили официальные функции сельского схода до самых важнейших в хозяйственном и общественном значениях. Большинство общинных правил и норм составляли традицию и не требовали специальных собраний и обсуждений».
В XVI в. при Иване IV официально Архангельск стал первым и главным морским международным торговым городом-портом. За высадкой на берегу Белого моря заблудившегося по пути в Индию судна английского капитана Ричарда Ченслера, последовало его препровождение в резиденцию Ивана Грозного, и затем заключение официального торгового соглашения между Англией и Россией — до основания Санкт-Петербурга основной поток международной торговли шел через Архангельск. В Архангельске задолго до объявления его городом, сформировалась самобытная Немецкая слобода — район проживания купцов-иностранцев, многие из которых основали здесь не только новые предприятия, но и целые династии, навсегда связав свою жизнь с поразившим их красотой и благолепием Русским Севером.
При Петре I, трижды посетившим Архангельск и восхищавшимся прекрасным и зажиточным Севером и его образованными и трудолюбивыми жителями, была образована Архангелогородская губерния во главе с генерал-губернатором, а Архангельск стал губернским городом, что формально повысило его статус. Однако, со строительством Санкт-Петербурга основной объем торговли был перенесен в Балтийские портовые города. Для российского купечества дарованы были льготы — земская пошлина по перевозке товаров уменьшена была с 5% до 3%, но для архангельских купцов она оставалась прежней. Все это снизило объемы торговли на Севере. Почти прекратилось при Петре и судостроение на Соломбальской верфи — основными теперь были верфи на Балтике. Однако, в плане самоуправления важны были следующие преобразования петровского времени. Петр I разграничил права и обязанности обывателей введением юридических начал, которых до этого времени не существовало. В 1700 г. в Архангельске состоялось открытие присутственного места Земской избы, председатель которого, городской Бургомистр со своими помощниками должен был ежегодно избираться из среды лучших купцов «для ближайшего заведования как торговыми и промышленными делами города», так и «расправой» (судом) между торговыми и посадскими людьми и уездными крестьянами. Отстранив подсудность горожан от различных государственных ведомств и даровав им право собственного суда, Петр дальнейшими законами постепенно предоставил горожанам способы устроить самоуправление по примеру западных городов. Подати обязаны были платить все сословия, а торговцы и ремесленники — «соразмерно достатку». Торговые люди были обязаны нести погодно «казенные» (государственные) и городские службы.
Во второй половине XVIII в. Екатерина II, проведя реформы местного самоуправления, даровала городам статус юридических лиц, а торгово-посадскому населению облегчила налоги с целью развития в стране торговли и промышленности. Архангельск получил свой первый «регулярный» план застройки и благоустройства, а Немецкая слобода закрепила свой официальный статус особой экономической территории.
Важнейшей вехой в развитии страны стали реформы Александра II, создавшие первый в России прецедент комплексных либеральных преобразований, оздоровивших не только систему управления, но и все сферы жизни общества. Именно они положили начало новой эпохе в развитии самоуправления на Севере. В Архангельске, помимо назначаемых Сенатом генерал-губернаторов, появились выборные органы власти — городская дума во главе с городским головой, и городская управа. Раз в четыре года горожане переизбирали весь состав новых органов местного самоуправления, куда могли избираться все жители города. Но, сами горожане при выборе городской власти отдавали предпочтение наиболее ответственным, почтенным и состоятельным гражданам. В основном это были представители купечества, за чей счет ремонтировались дороги и общественные здания, создавались учебные заведения и больницы, богадельни и приюты для неимущих граждан. Однако, никакого имущественного и социального ценза не существовало. Никаких денег представители избираемых городских органов власти не получали — ими руководило лишь стремление помочь городу, улучшить его городскую среду, систему здравоохранения, образования и культуры. За время существования городской думы на посту ее председателя (городского головы) побывало не так много почтенных граждан (этот институт самоуправления был упразднен с установлением на Севере советской власти), однако, все они оставили по себе добрую память в сердцах горожан своими значимыми делами и грамотным управлением. Одним из ярких представителей этого поколения управленцев был Яков Иванович Лейцингер (1855–1914), потомок древнего швейцарского рода, четыре раза переизбранный горожанами на пост городского головы (с 1903 по 1914 гг.) и по сей день упоминаемый потомками коренных архангелогородцев с благодарностью. Он не только увеличил доходы городской казны в два раза, преобразовал облик города, оставив ему водопровод, действовавший большую часть советского времени, профессиональную пожарную дружину (в деревянном городе частым явлением были пожары), построил несколько школ, амбулаторию и две больницы, создал современную для того времени систему городского освещения, добился разрешения на проведение самой северной ветки городского трамвая (ее открыли уже после смерти Якова Ивановича в 1916 г.), вернул в бюджет деньги, выделенные на его лечение городской управой, но и создал первую фотолетопись города. Имея собственную фотомастерскую, национализированную советской властью в 1930 г., Яков Иванович сохранил не только облик сотен горожан, обращавшихся к нему за фотографиями по большим праздникам, но и облик самого Архангельска.
Архангельск начала ХХ в. представлял собой город-музей под открытым небом. На Север после завершения постройки в 1898 г. Северной ветки железной дороги, стихийно хлынули общественные деятели, писатели, путешественники, журналисты, поэты и художники эпохи Серебряного века. Будущий академик И. Э. Грабарь, побывав в Архангельске, назвал его красивейшим из городов Европы, а Север — сокровищницей русской культуры. Архангельск никогда не был провинциальным городом. До советской власти он являлся полноценной частью европейского культурного пространства, а жившее здесь население было смешанным в этническом, культурном и религиозном отношении. Центральную часть города занимал аристократический район Немецкой слободы с купечеством иностранного происхождения (немцы, голландцы, норвеги, датчане, шведы, англичане) — представители североевропейской морской торговой зоны, которые внесли важнейший вклад в развитие экономики и культуры региона. В Архангельске находились 7 дипломатических миссий, и столько же религиозных конфессий.
Советская власть прервала традиции местного самоуправления. Сразу же прекратилось международное сотрудничество региона со странами Европы и поморская торговля. Создание ГубЧК и комиссии Кедрова, физическое уничтожение и эмиграция наиболее состоятельной, активной и талантливой части населения — экономической элиты региона из числа иностранных и российских купцов и промышленников, гибель культуры (с 1936 г. Архангельск перестал существовать как город искусства) отбросили далеко назад гражданское самосознание, взаимную ответственность горожан по отношению друг к другу, принцип отчетности власти перед народом, и многое другое. Начавшийся красный террор, не прекращавшийся на протяжении 70 лет, уничтожил достижения северян за много веков.
В 90е годы ХХ в. на короткий период возрождены были традиции местного самоуправления, когда вернулись прямые выборы губернаторов и депутатов областного собрания, мэров городов, глав городских и сельских органов местного самоуправления. Однако, современные попытки реформировать местное самоуправление ведут к окончательному искоренению остатков этой традиции, и ставят под удар человеческое достоинство и самосознание свободных жителей Русского Севера.
Хатанзейская Е.В. кандидат исторических наук, научный сотрудник НИУ «Высшая школа экономики».
Фото предоставлено автором