Наука и IT

Где ложки, где туфли, а где Иммануил Кант: Татьяна Черниговская рассказала северянам о мозге

23 ноя 2018, 16:20
В Архангельске прошли лекции учёного в области нейронауки, психолингвистики и теории сознания Татьяны Черниговской. В рамках всероссийской конференции по когнитивной науке на первой встрече она рассказала о том, как живётся человеку в цифровом мире.

Актовый зал главного корпуса САФУ был полон, поэтому организаторам пришлось вести трансляцию на большом экране в холле учебного заведения. Сама Татьяна Черниговская удивилась, что собрала аншлаг.

Мозг нам не по мозгам 

Нейролингвист сообщила, что вопросами мозга в науке занимается в той или иной мере каждая отрасль знания. Постоянно выходит огромное количество статей о нашем «сером веществе», но вместе с этим в мире не существует такого суперкомпьютера, с помощью которого все эти Big data (большие данные) можно было бы собрать воедино и понять, в каком направлении нужно двигаться дальше. Вот тут науке и нужны новые гении, чтобы посмотреть на накопленные знания, возможно, абсолютно под другим углом.

 Ясно, что заниматься просто сбором данных о том, что где в мозгу находится — где вилка, где ложка, где туфли, где губные помады, а где Иммануил Кант — это безумное дело. Существует огромная нейронная сеть — и там всё живет везде. Нам нужна новая научная парадигма, а не еще миллион фактов о мозге.

Учёный попросила не приписывать её к алармистам (прим.ред."паникёрам"), но во время встречи произносила немного пугающие вещи:

 Абсолютно всё, что когда-либо попало в наш мозг, остаётся там, хотим мы этого или нет. И когда-то информация, о которой мы сами уже не помним, даст о себе знать.

Учёный констатировала, что мы попали в абсолютно другой мир, но оказались совершенно к этому не готовы. Не готова принять новую реальность и российская система образования. Сейчас всё меняется с ошеломляющей скоростью, и теперь в мире, как в Зазеркалье, нужно бежать, чтобы просто оставаться на месте и бежать ещё быстрее, чтобы двигаться вперёд. В школах Финляндии нашли свой подход. Чтобы дети в системе образования не привыкали к одной и той же обстановке, им часто меняют кабинеты, делают перестановку, постоянно внедряют новшества, чтобы они научились ориентироваться и не пугаться всегда подвижного окружающего мира.

 Мы попали в другой тип цивилизации, уже есть дети, которые родились в цифровую эпоху, уже есть мир, который регулируется совершенно не так, как раньше. Я не уверена, что мы имеем контроль над этим миром. И мы должны этому учить наших детей, а мы сами не умеем. Мы потеряли контроль. Мир становится очень опасным, и одновременно — это мир, в котором находится огромное количество возможностей. 

Затронула Татьяна Черниговская и тему постоянного контроля и открытости. В современном мире всё известно про всех — можно точно установить, где человек обедал, сколько денег у него на счету и что лежит в сумочке, не говоря уже о прозрачности общения в социальных сетях. 

Виртуальный мир больше не выдумка и не игрушки

 Этот мир сверхбыстрый. Счёт идёт на нанометры и наносекунды. Я вынуждена вас расстроить, но в нанометрах и наносекундах жизни нет. Аппараты будут принимать решения. Я знаю, что вы мне ответите, что решение всё равно принимает человек — палец человеческий нажмёт на кнопку. Но «палец» будет анализировать информацию, которую ему даст этот монстр.

Поэтому сама идея «Терминатора» потихоньку перестаёт казаться фантастической. Да и сами люди не способствуют своей счастливой жизни. На встрече учёный затронула любимую тему блогеров о жизни «здесь и сейчас». Приводим несколько её цитат.

 Большинство людей ведут себя так как, будто жизнь — это черновик. Жизнь начинается с момента зачатия и она одна. Почему надо жить так, как будто будет возможность потом что-то исправить?  В тот момент, когда искусственный интеллект начнёт обладать сознанием, когда он решит, что он личность, тогда — всем до свидания, спокойной ночи! Мы потеряли контроль над миром. Но как определить наличие сознания? Мне даже в самом изысканном фантазировании в голову не приходит, как это сделать. 

Также Татьяна Черниговская дала совет молодым матерям, которые стремятся с младенчества научить ребёнка считать и писать.

 У развивающего человека собственные темпы. Например, Эйнштейн в пять лет едва говорил и читать не умел. Его считали умственно отсталым. Когда безумные мамаши начинают своих годовалых детей учить брать интегралы, это неправильно. Ребёнку, может быть, хочется в куклы играть в этом время. Мозг развивается по своим программам, оставьте его в покое. 

И напоследок, учёный посоветовала всем, кто хочет развиваться и тренировать память, смотреть сложные фильмы и читать сложные книги. Мозгу должно быть трудно, только тогда будет прогресс, а вот степень трудности каждый для себя определяет сам.

Анна Морозова

Фото автора

Скрыть комментарии