В
Архангельске прошли лекции учёного в
области нейронауки, психолингвистики и
теории сознания Татьяны Черниговской. В
рамках всероссийской конференции по
когнитивной науке на
первой встрече она рассказала о
том, как живётся человеку в
цифровом мире.
Актовый зал главного корпуса САФУ был полон, поэтому организаторам пришлось вести трансляцию на
большом экране в
холле учебного заведения. Сама Татьяна Черниговская удивилась, что собрала аншлаг.
Мозг нам не по мозгам
Нейролингвист сообщила, что вопросами мозга в
науке занимается в той или иной мере каждая отрасль знания. Постоянно выходит огромное количество статей о
нашем «сером веществе», но
вместе с
этим в
мире не
существует такого суперкомпьютера, с
помощью которого все эти Big data (
большие данные) можно было
бы собрать воедино и
понять, в
каком направлении нужно двигаться дальше. Вот тут науке и
нужны новые гении, чтобы посмотреть на
накопленные знания, возможно, абсолютно под другим углом.
—
Ясно, что заниматься просто сбором данных о
том, что где в
мозгу находится
— где вилка, где ложка, где туфли, где губные помады, а
где Иммануил Кант
— это безумное дело. Существует огромная нейронная сеть
— и
там всё живет везде. Нам нужна новая научная парадигма, а
не
еще миллион фактов о
мозге.
Учёный попросила не
приписывать её
к
алармистам (
прим.ред."паникёрам"), но
во
время встречи произносила немного пугающие вещи:
—
Абсолютно всё, что когда-либо попало в
наш мозг, остаётся там, хотим мы
этого или нет. И
когда-то информация, о
которой мы
сами уже не
помним, даст о
себе знать.
Учёный констатировала, что мы
попали в
абсолютно другой мир, но
оказались совершенно к
этому не
готовы. Не
готова принять новую реальность и
российская система образования. Сейчас всё меняется с
ошеломляющей скоростью, и
теперь в
мире, как в
Зазеркалье, нужно бежать, чтобы просто оставаться на
месте и
бежать ещё быстрее, чтобы двигаться вперёд. В
школах Финляндии нашли свой подход. Чтобы дети в
системе образования не
привыкали к
одной и
той
же обстановке, им
часто меняют кабинеты, делают перестановку, постоянно внедряют новшества, чтобы они научились ориентироваться и
не
пугаться всегда подвижного окружающего мира.
—
Мы
попали в
другой тип цивилизации, уже есть дети, которые родились в
цифровую эпоху, уже есть мир, который регулируется совершенно не
так, как раньше. Я
не
уверена, что мы
имеем контроль над этим миром. И
мы
должны этому учить наших детей, а
мы
сами не
умеем. Мы
потеряли контроль. Мир становится очень опасным, и
одновременно
— это мир, в
котором находится огромное количество возможностей.
Затронула Татьяна Черниговская и
тему постоянного контроля и
открытости. В
современном мире всё известно про всех
— можно точно установить, где человек обедал, сколько денег у
него на
счету и
что лежит в
сумочке, не
говоря уже о
прозрачности общения в
социальных сетях.
Виртуальный мир больше не выдумка и не игрушки
— Этот мир сверхбыстрый. Счёт идёт на нанометры и наносекунды. Я вынуждена вас расстроить, но в нанометрах и наносекундах жизни нет. Аппараты будут принимать решения. Я знаю, что вы мне ответите, что решение всё равно принимает человек — палец человеческий нажмёт на кнопку. Но «палец» будет анализировать информацию, которую ему даст этот монстр.
Поэтому сама идея «Терминатора» потихоньку перестаёт казаться фантастической. Да и сами люди не способствуют своей счастливой жизни. На встрече учёный затронула любимую тему блогеров о жизни «здесь и сейчас». Приводим несколько её цитат.
— Большинство людей ведут себя так как, будто жизнь — это черновик. Жизнь начинается с момента зачатия и она одна. Почему надо жить так, как будто будет возможность потом что-то исправить? В тот момент, когда искусственный интеллект начнёт обладать сознанием, когда он решит, что он личность, тогда — всем до свидания, спокойной ночи! Мы потеряли контроль над миром. Но как определить наличие сознания? Мне даже в самом изысканном фантазировании в голову не приходит, как это сделать.
Также Татьяна Черниговская дала совет молодым матерям, которые стремятся с младенчества научить ребёнка считать и писать.
— У развивающего человека собственные темпы. Например, Эйнштейн в пять лет едва говорил и читать не умел. Его считали умственно отсталым. Когда безумные мамаши начинают своих годовалых детей учить брать интегралы, это неправильно. Ребёнку, может быть, хочется в куклы играть в этом время. Мозг развивается по своим программам, оставьте его в покое.
И напоследок, учёный посоветовала всем, кто хочет развиваться и тренировать память, смотреть сложные фильмы и читать сложные книги. Мозгу должно быть трудно, только тогда будет прогресс, а вот степень трудности каждый для себя определяет сам.
Анна Морозова
Фото автора