Наука и IT

Экспедиция «На Восток!» встретила осень в Верхоянске

05 сен 2017, 07:56

Большая вездеходная экспедиция, стартовавшая из Архангельска в Петропавловск-Камчатский началась весной 2017 года. Команда из восьми человек пройдёт маршрут длиной 10 000 км на российских вездеходах ШЕРП по бездорожью в условиях полярного лета. 

Лето закончилось и осень на пути следования экспедиции уже полноправно начала вступать в свои права. Летописец экспедиции Владимир Шильников скудно но интересно описал события последних дней.

  • 31 августа, последний день календарного лета. Движемся в сторону Верхоянска по зимникам и тропам. Довольно часто встречается нежилое жильё. Домики якутские с наклонными стенками и плоскими крышами — типичное строение в бывших селениях. Нынче они используются как охотничьи заимки и избушки на зимниках.

  • Дойдя до реки Дулгалах продолжили движение вдоль неё. Встретили жилое жильё. Два пастуха проживают здесь, присматривают за лошадьми на вольном выпасе. Лошадок разводят на мясо, а если повезёт, то служат ездовыми. Одна такая стояла на привязи под седлом. Затем наткнулись на здание бывшей МТФ (молочно-товарная ферма). Здесь и далее уже приличная дорога. Вполне можно ездить на автомобилях типа Урал или УАЗ. Деревня Мачах поразила обилием развалившихся скотных дворов. Коровы пасутся в большом количестве, но видимо их уже не заставляют жить коллективно. Дома в деревне самые разнообразные, от достаточных, из современных материалов, до древних развалюх. К ночи дошли до реки Яны, образованной слиянием двух рек, Дулгалах и Сартанг. Часы перевели ещё на час, теперь у нас разница с московским временем семь часов.

  • Первое сентября. Поздравляю с началом официальной осени. И температура воздуха соответствующая — три градуса выше нуля. Утром быстро собрались, переправились через реку Яну. На другом берегу расположен город Верхоянск. Проехали через него рано утром, магазины аптеки и музеи закрыты, школьники с цветами идут в школу. Останавливались лишь для фотографирования. На одной из коротких остановок случайно встретились с главой администрации, он проезжал мимо. В городе много памятников, посвященных истории создания, становления и развития.

  • До Батагая домчали по отличному грейдеру. Покрытие ровное, но ужасно пыльное. На подступах к посёлку нас встретил Иван Мюдович, проводил сначала до кафе, где мы вкусно и цивильно пообедали, затем до базы, где мы смогли остановиться до вечера и ночи. За это время провели техническое обслуживание машин. Заодно поменяли аккумуляторы на новые, в преддверии будущей зимы, которая не за горами.

  • С утра второго сентября ланировалось заправиться побыстрее и стартовать, но не вышло. На дизель электростанции в эту пору проводится профилактический ремонт и свет время от времени выключают. АЗС топливо не отпускает, поскольку не работают насосы. Поэтому пол дня провели в ожидании включения электроснабжения. В конце концов свет дали и мы заправили баки с расчётом дойти до ближайшей заправки, в Зырянке. Далеко отъехать не получилось, ходового времени мало. Заночевали в пяти километрах от реки Адыча.

  • Утреннее солнце встало и осветило наш лагерь, расположившийся почти у самого грейдера. Редкие проезжающие автомобили с удивлением притормаживали, увидев необычные для здешних мест механизмы. Стартовав, мы проехали ещё несколько километров по хорошей дороге и свернули на зимник. Местами он выглядел как вполне приличная лесная дорога, но в основном мы двигались по болотам и размытым колеям.

  • Часто наш путь проходил вдоль довольно свежих оврагов — это эррозия почвы, вызванная нарушением поверхностного слоя при прокладке зимников и движением тяжёлой техники. Вода размывает грунт и образуются промоины и овраги, заваленные упавшими деревьями. Дорогу снова прокладывают рядом, через некоторое время всё повторяется. Через одну такую промоину, больше похожую на сошедший сель, нам пришлось проехать. Проявив чудеса акробатики, со страховками и лебёдками, всё же преодолели её без потерь. Зимник привёл в деревню Улахан-Кюель, имеющую второе название по якутски Табалах. Здесь купили свежего хлеба, расспросили про местность по дальнейшему пути следования, про быт и вообще, о жизни. В деревне проживает более тысячи человек, имеется сто двадцать коров и сколько то лошадей. Сообщение летом только вертолётом, а зимой по зимнику с Батагаем и Якутском.

  • Во второй половине дня продолжили движение. Было много болот и озёр с плавающими берегами, заросшими травой. Ночь застала в лесу, где с трудом нашли сухое место.

Экспедиция «На Восток!» продолжается….


Скрыть комментарии