Политика

Орлов: Каждый из нас делами и поступками пишет симфонию своей жизни

Послание губернатора Архангельской области заксобранию региона

11 апр 2018, 13:05
Губернатор Архангельской области Игорь Орлов обратился к депутатам и общественности с ежегодным посланием. Пока в редакции готовится аналитический текст о выступлении главы региона, приводим полную версию обращения о социально-экономическом и общественно-политическом положении в Архангельской области. Речь длилась около 40 минут.


Русский Север – особая земля. Ее история – история сильных, отважных людей. История первопроходцев и изобретателей. Людей, которые умели мечтать. Которые шли до конца, воплощая свою мечту в жизнь. Каждое новое поколение, обустраивая свой край, наполняет мечты новым содержанием, преодолевая вызовы своего времени и рассчитывая на свои силы.

А «Сила человека, – как писал наш земляк Федор Абрамов, – в связи его с большим делом, … чтобы превратить равнодушную, суровую землю в обжитой и добрый дом. Для этого и живут люди».

Для этого – наши с вами совместные планы, осознанные экономические и социальные задачи, формирование сбалансированной идеологии развития региона, которая должна стать «клеем», связывающим людей, бизнес и власть в целеустремленный организм, способный к новым большим шагам.

Время открывает резервы страны и ее регионов. Народ объединился, отвечая на внешние и внутренние вызовы, и стал осознавать себя реальной созидательной силой. Накопленную энергию согласия нельзя потерять, ее надо трансформировать в процессы развития с ясной долговременной перспективой. Для этого мы должны быть готовы эффективно использовать все виды современных технологий, создавать и осваивать новые формы работы и новые отрасли, определить новые точки роста Архангельской области.

И главным ориентиром нашей деятельности по-прежнему должны быть интересы и благополучие людей. Инвестиции в человека, в развитие его потенциала, в создание новых возможностей для самореализации – ключевая установка нашей работы.

Новейшие экономические и социальные перспективы для людей открываются через реализацию масштабной программы пространственного развития.

Федеральным Правительством ведется работа по формированию Стратегии пространственного развития России. Она определит региональные горизонты, приоритетные направления размещения производительных сил на территории каждого субъекта.

В рамках Стратегии фиксируется текущая отраслевая специализация регионов России, но важнее – прогнозируется, какие отрасли станут драйверами развития, внесут максимальный вклад в становление нового технологического уклада страны.

Нашей общей задачей является не только позиционирование Архангельской области в Стратегии пространственного развития, но более глубокий анализ наших возможностей. Большое складывается из малого.

В связи с этим министерству экономического развития совместно с муниципальными образованиями поручаю провести инвентаризацию специализации своих территорий и оценить потенциал их развития на долгосрочную перспективу.

В Стратегии пространственного развития будут определены точки роста и совершенствования регионов. Однако для развития требуется сопутствующая инфраструктура. Органам исполнительной власти Архангельской области необходимо внести изменения в программы и схемы развития региональной инфраструктуры для синхронизации с федеральными планами. Мы должны максимально эффективно распорядиться этим шансом в интересах жителей Архангельской области.

Коллеги, вы знаете, что в нашем регионе разрабатывается стратегия социально-экономического развития до 2035 года, которая имеет консолидирующий характер. В послании Федеральному Собранию президент страны Владимир Владимирович Путин отметил, что именно «мнение людей, каким быть их городу или поселку, должно быть решающим». В прошлом году мы активно вовлекали в процесс формирования приоритетов и целей региональной стратегии жителей нашей области, бизнес и представителей общественности. Считаю необходимым продолжить эту практику и вынести во втором полугодии на общественное обсуждение уже готовый проект стратегии.

Сегодня мы часто говорим о новых вызовах. Безусловно, от усилий, ответственности каждого из нас на своем месте зависит, насколько успешно мы пройдем этот период роста и каких результатов добьемся. Важно воспользоваться не только нашими природными возможностями, но также теми, которые предоставляет текущая ситуация, и в полной мере их реализовать. Архангельская область богата природными ресурсами. Внедрение прорывных технологий по их глубокой переработке, выбор тренда на производство продукции с высокой добавленной стоимостью позволит обеспечить комплексный подход к развитию территорий, в том числе сельских, повысить конкурентоспособность как всего региона, так и муниципальных образований. Опыт в ЛПК у нас есть – свидетельство тому – спрос на пеллеты и биотопливо. Будем тиражировать его на другие отрасли хозяйства.

Важным фактором, влияющим на конкурентоспособность предприятий, является в целом развитие конкурентной среды на том или ином рынке. В декабре прошлого года вышел указ президента Российской Федерации № 618 «Об основных направлениях государственной политики по развитию конкуренции», в котором содействие развитию конкуренции определено как приоритетное направление в работе органов власти. Указ имеет стратегический характер. Также Указом утверждён Национальный план развития конкуренции на 2018–2020 годы, предусматривающий ключевые показатели по развитию конкуренции на ближайшие три года.

Реализация Указа и Национального плана позволит увеличить долю присутствия организаций частной формы собственности на рынках таких отраслей региональной экономики, как агропромышленный комплекс, строительство, недропользование местного значения, жилищно-коммунальное хозяйство, газо- и электроснабжение, транспорт, инфо-коммуникации, рекламные услуги, образование и здравоохранение.

В этой связи в текущем году следует определить отрасли региональной экономики, по которым необходимо снизить долю присутствия государственного и муниципального сектора и дать возможность бизнесу развиваться на данных рынках. Правительству Архангельской области необходимо обеспечить реализацию Указа Президента и Национального плана по развитию конкуренции.

Хочу акцентировать внимание глав муниципальных образований на необходимости учёта того, что конкурентоспособность определяется не только наличием конкурентных преимуществ территории, но и уровнем их использования. Более высокое качество территориального менеджмента создает предпосылки для возрастания технологического и социального прорыва ваших районов.

Ключевым фактором роста для территории является повышение эффективности региональной экономики, увеличение производительности труда на базе современных технологий и компетенций. Здесь ведущая роль принадлежит бизнесу. Мы продолжим улучшать деловой климат, формировать комфортные условия для инвестиций в производство, в создание качественных рабочих мест, развивать инфраструктуру, а также настраивать систему образования – высшего и профессионального – на потребности всех отраслей экономики региона.

Предпринимательская инициатива способна оживить экономику региона. Поэтому условия для организации и ведения бизнеса должны быть максимально удобными. В этой связи поручаю министерству экономического развития сформировать информационный пакет о господдержке предпринимателей с позиции конечного пользователя.

С целью совершенствования системы поддержки и развития предпринимательства в Архангельской области реализуется проект по созданию единой площадки организационной, информационной, имущественной и финансовой поддержки бизнеса. Многофункциональный центр для предпринимательства, действующий по принципу «одного окна», станет площадкой для коммуникации предпринимателей между собой, с властью, наукой, образовательными центрами для усиления компетенций действующих предпринимателей и обучения новичков.

Система поддержки и развития предпринимательства должна охватить все муниципалитеты Архангельской области, создать сеть своих представителей в районах с целью выявления и поддержки предпринимателей на удаленных территориях, обеспечить коммуникации между бизнесом и местной властью, развитие проектов, нацеленных на развитие муниципальных территорий.

Критически важным условием достижения указанной цели является привлечение деловых объединений в работу в рамках проекта. Считаю выработку механизма участия основных бизнес-объединений региона в создаваемой единой системе поддержки предпринимателей одной из главных задач, решение которой позволит перезапустить работу не только региональных институтов развития, но и деловых объединений. Поручаю руководителю проекта включить глав региональных отделений Опоры России, Деловой России, Торгово-промышленной палаты и Российского союза промышленников и предпринимателей в команду проекта.

Одним из важнейших инструментов повышения производительности труда является внедрение новых технологий. Именно они сегодня будут менять экономическую карту территорий и, как следствие, систему социальных преобразований. Мы должны обеспечить все условия для беспрепятственного внедрения новых разработок в производство, поддерживать стартапы и исследования, в том числе и в сфере цифровых технологий, развивать профессиональные компетенции, отвечающие новым технологическим задачам.

Центральным звеном инновационной системы нашего региона является Северный (Арктический) федеральный университет им. М.В. Ломоносова, который в 2017 году вошел в приоритетный проект «Вузы как центры пространства создания инноваций», инициирована реализация соответствующего проекта на уровне Правительства Архангельской области. В результате реализации проекта университет должен стать центральным звеном инновационной системы не только нашего региона, но и всей Арктической зоны Российской Федерации, а также – одним из базовых партнеров поддержки предпринимателей. В реализации всех наших программ мы будем опираться на мощный научный потенциал Федерального исследовательского центра комплексного изучения Арктики им. академика Лаверова Российской Академии наук.

Считаю необходимым Правительству Архангельской области совместно с университетом, исследовательским центром Российской Академии наук и всеми заинтересованными сторонами в рамках приоритетного проекта обеспечить до конца формирование целостной системы внедрения и поддержки инноваций в Архангельской области.

Масштабные вызовы технологического развития, обеспечения экологической, биологической, продовольственной безопасности показывают, что решать их можно только с помощью сильной науки и современных технологий. Нам необходимы востребованные временем решения в аграрном комплексе, вплоть до создания новых видов продукции, в строительстве и транспорте, в энергетике, в создании и внедрении биотехнологий. Мы ожидаем от архангельских ученых большей помощи в решении социально-экономических задач региона.

Я обращаюсь к нашим научным лидерам и ведущим экспертам и одновременно к бизнес-сообществу: следует сформировать перечень предложений прикладного характера, который будет востребован экономикой и социальной сферой региона. Считаю необходимым подготовить и утвердить перечень приоритетных направлений развития науки и технологий в Архангельской области.

Выход региона на принципиально новый уровень определяет необходимость внести существенные преобразования в систему высшего и среднего профессионального образования и профессиональной переподготовки кадров, в первую очередь – по передовым технологическим направлениям. Такая модернизация предполагает учёт потребностей и запросов предприятий региона и бизнеса, а в качестве обратной связи – гарантию трудоустройства выпускников и закрепления их на малой родине.

Несомненно, уровень интеллектуального развития наших выпускников предполагает их востребованность на крупнейших предприятиях и в компаниях страны. И это вызывает гордость за молодых земляков. Однако порой мы упускаем молодые умы по причине отсутствия вакансий, что является свидетельством наших с вами ошибок в области формирования кадровой безопасности нашего региона.

Возращение к государственному заказу в области подготовки кадров – это утопия в условиях рыночной экономики и превалирующего количества вакансий в бизнесе перед государственными предприятиями.

Развитие взаимодействия образовательных учреждений и учреждений дополнительного образования с предприятиями реального сектора экономики послужит базой для формирования современной системы профориентации школьников.

Организовать коммуникацию школьника и его будущего работодателя в лице бизнеса – задача сложная, но выполнимая. Уже есть положительные примеры: управление по делам молодежи и патриотическому воспитанию в 2017 году организовало детскую профориентационную смену на главном лесном форуме страны – «Лесоруб XXI века». Удалось показать новое лицо профессии и тем самым заинтересовать современных школьников ведущим направлением региональной экономики – лесной отраслью.

И уже в 2018 году компания «Титан», оценив эффективность такого подхода, взяла на себя обременение финансирования данной смены. Теперь уже можно говорить не только о профессиональном самоопределении сегодняшних школьников, но и о целевом обучении и отложенном контракте между школьником и его будущем работодателем. Это современная альтернатива государственному заказу.

Считаю, что министерству экономического развития, министерству образования и науки Архангельской области, управлению по делам молодежи и патриотическому воспитанию, нашим вузам и Исследовательскому центру РАН совместно с крупными работодателями необходимо тиражировать данный опыт в основные сферы экономики региона: лесоперерабатывающую, рыбопромышленную, горнодобывающую отрасли, машиностроение, а также в новые отрасли экономики, включая цифровую, робототехнику, искусственный интеллект.

Также считаю, что для обеспечения подготовки квалифицированных кадров в соответствии с потребностями экономики области необходимо развивать сетевое взаимодействие профессиональных образовательных организаций с целью повышения эффективности использования имеющихся кадровых, методических, лабораторных ресурсов и высокотехнологичного оборудования.

Система образования каждой ступенью, каждым ответвлением является лестницей в профессию. И прорастать начнут те зерна, которые брошены в благодатную почву вовремя, то есть еще в начальной школе. Начальное звено нашей системы образования – это фундамент не только знаний, но и талантов и интересов, желания развиваться и творить. Использовать это время – значит, подарить стране новых Ломоносовых.

Выявление талантливых и одаренных детей, поддержка, сопровождение – на этом базируется концепция дополнительного образования. Считаю необходимым министерству образования и науки расширить перечень конкурсных мероприятий для дошкольников и младших школьников, которые помогут им определить круг своих интересов, обрести вкус к творчеству, сделать первые шаги к будущей профессии. Безусловно, необходимо продолжить взаимодействие с центром «Сириус», г. Сочи и разработать концепцию создания центра поддержки одаренных и талантливых детей по всех направлениям – наука, культура, спорт – в Архангельской области, приступить к ее реализации, а также расширить сеть муниципальных очно-заочных, дистанционных школ для одаренных детей. Одаренные дети – это надежда страны и мощный ресурс нашего региона.

Перед Правительством Архангельской области и органами местного самоуправления стоят серьезные задачи по обеспечению доступности образования, в том числе по ликвидации второй смены обучения в школах и созданию новых мест в дошкольных образовательных организациях. Главам муниципальных образований совместно с Правительством необходимо предпринять меры для выполнения всех подготовительных работ к началу строительства школ и детских садов и эффективного расходования средств областного и федерального бюджетов, предусмотренных на данные направления. В муниципальных образованиях с наибольшей потребностью в дошкольных местах – проработать вопрос обеспечения доступности также за счет иных мероприятий, в том числе с привлечением заинтересованных представителей бизнес-сообщества в сфере дошкольного образования. Подчеркну: мы не сможем решить вопрос обеспечения местами в детских садах без привлечения бизнеса. Поручаю министерству образования и науки региона разработать новые решения в развитии сети частных детских садов. Правительство области выступит гарантированным заказчиком.

Грамотное управление занятостью детей, мудро выстроенная работа по организации досуга молодежи обеспечит нам надежный плацдарм для будущего региона. Дом культуры 2018 года – это современный многофункциональный досуговый центр, это место где может себя найти житель любого возраста и убеждения. Именно Дом культуры, а не очередной торговый центр должен стать точкой притяжения молодежи. Сегодня отличным примером преображения является областной Дом молодежи. Нам удалось превратить вчерашний ДК моряков в интересный современный многофункциональный досуговый центр. Создавая многофункциональные быстровозводимые социально-культурные центры, Дома культуры, мы сможем аккумулировать творческую энергию жителей области всех возрастных категорий, помочь реализоваться их талантам, в целом – встать на путь формирования комфортного культурного и общественного климата в регионе.

Считаю важным министерству культуры, управлению по делам молодежи и корпорации развития разработать «дорожную карту» реконструкции существующих домов культуры Архангельской области. У нас должен быть унифицированный список требования к центрам, единые принципы дизайна и благоустройства территории вокруг них. Крайне важно связать эти изменения и с федеральной программой «Комфортная городская среда».

В 2017 году министерством культуры были инициированы и успешно реализуются в Архангельске новые социокультурные проекты: «Культурный рюкзак» и «Культурный саквояж». Они направлены на увеличение доступности культурных ценностей для двух важнейших целевых аудиторий: школьников и архангелогородцев старше 60 лет.

Поручаю министерству культуры проанализировать опыт реализации проектов, его результаты и рекомендовать муниципальным образованиям и городским округам Архангельской области данные проекты для внедрения на местах.

2018 год в Поморье объявлен Годом музыки. В Архангельской области намечено более 70 масштабных мероприятий, направленных на привлечение внимания к музыкальному образованию, укрепление культурного сотрудничества, в том числе межрегионального и международного.

В 2019 году мы отметим 100-летие со дня образования трех государственных музеев Архангельской области: Каргопольского историко-архитектурного и художественного музея, Сольвычегодского историко-художественного музея и Вельского краеведческого музея им. Кулакова. Министерству культуры должным образом подготовить и провести на самом высоком уровне эти значимые мероприятия.

В связи с тем, что в Архангельске каждые два года будет собираться международный Арктический форум, в регионе сложилась уникальная ситуация для нового решительного шага в развитии территории, благодаря позиционированию себя как культурного центра арктического региона с опорой на самый амбициозный бренд: «Архангельск – культурная столица Арктики». Сегодня ни один город мира, расположенный в арктической зоне, не может конкурировать с Архангельском по уровню и качеству культурной наполненности. Это бесспорное преимущество необходимо использовать.

Предлагаю начать подготовку уже сейчас и открыть в рамках Арктического форума в 2019 году Арктический культурный саммит, который будет профессиональной конференцией не только глав культурных ведомств городов Арктического региона, но и представителей культурных сообществ и креативных индустрий, руководителей музеев, театров, библиотек, концертных залов, журналистов, представителей национальных культурных институций. Арктический культурный саммит должен стать рабочей площадкой для обсуждения основных культурных и социальных вызовов, с которыми сталкиваются арктические города, для выработки совместных решений и механизмов взаимодействия на межрегиональном и международном уровнях.

Нельзя упускать из виду и формирование позитивного имиджа территории. Арктический культурный саммит должен стать локомотивом в развитии «маркетинга места». Формирование региональных культурных брендов представляет важнейший инструмент в конкурентной борьбе городов и регионов за привлечение и эффективное использование качественного человеческого капитала и, соответственно, инвестиций в регион.

Интеграция вопросов культуры в территориальное планирование способна повысить качество жизни населения. Культура сегодня становится стратегическим активом в деле построения эксклюзивных, творческих и устойчиво развивающихся территорий.

Наши действия во всех сферах деятельности продиктованы заботой о людях. Выстраивая эффективную систему здравоохранения, мы должны ориентироваться на потребности всех жителей области, обеспечить доступность и качество медицинской помощи каждому. Требует внимания дальнейшее развитие системы оказания медицинской помощи в труднодоступных и удаленных территориях с учетом строительства новых фельдшерско-акушерских пунктов, маршрутизации оказания медицинской помощи с использованием санавиации, выездных форм работы, телемедицинских технологий, дистанционных методов диагностики. Качественный скачок в развитии всех сфер жизни должен быть ощутим всеми жителями Поморья.

Правительством региона в 2018 году начинается реализация проекта по строительству 16 фельдшерско-акушерских пунктов из модульных конструкций для населенных пунктов с численностью населения до 2000 человек, не имеющих медицинских организаций, расположенных отдаленно.

Сегодня регион присоединяется к общероссийским мероприятиям по формированию новой модели оказания первичной медико-санитарной помощи населению. Министерству здравоохранения необходимо создать Региональный центр организации первичной медико-санитарной помощи, где будут учтены такие направления, как:

открытая и вежливая регистратура;
прозрачность организации лечебно-диагностических процессов для пациентов;
перераспределение нагрузки между врачом и средним медицинским персоналом;
внедрение электронного документооборота;
повышение удовлетворенности населения качеством и сроками получения медицинской помощи.

Также считаю важным продолжить работу по развитию материально-технической базы поликлиник и больниц, прежде всего детских.Это позволит своевременно выявлять ранние формы заболеваний у населения, применять профилактические мероприятия, а также снижать общее количество случаев инвалидности среди детей.

Нельзя оставить без внимания и службу скорой медицинской помощи. Региональному министерству здравоохранения необходимо контролировать своевременное обновление автопарка, провести единую диспетчеризацию службы, что позволит сократить время приема, передачи вызовов и прибытия оперативных служб к месту вызова, повысить готовность медицинских организация к оказанию медицинской помощи при экстренной госпитализации.

Вопрос развития территорий предполагает обеспечение квалифицированными специалистами медицинских организаций, расположенных в сельской местности, рабочих поселках и «малых» городах с населением до 50 тысяч человек. Мы уже имеем хорошую практику в рамках реализации проектов «Земский доктор» и «Земский фельдшер». В этом году необходимо привлечь с закреплением на рабочих местах сроком на пять лет не менее 50 специалистов. Для укрепления кадрового потенциала первичного звена здравоохранения надо создать условия по привлечению и трудоустройству на должности участковых педиатров, терапевтов, врачей-стоматологов выпускников Северного государственного медицинского университета, прошедших процедуру первичной аккредитации.

Министерству здравоохранения Архангельской области надлежит сформировать план, итогом реализации мероприятий которого (а это ремонт, строительство, оснащение офисов врача общей практики, подготовка кадров) будет развитие системы для привлечения врачей общей практики в отдаленные и островные территории Архангельской области.

Мы знаем, что болезнь легче предупредить, чем лечить. Поэтому важным направлением в современной медицине должно быть профилактическое. Все усилия медработников тщетны, если человек сам не стремиться к здоровому образу жизни. В 2018 году будет продолжена диспансеризация населения, в ходе которой осмотрами планируется охватить более 150 тысяч взрослых пациентов и более 200 тысяч детей. Вместе с тем реализация столь масштабных планов невозможна без совместных усилий государственных медицинских организаций, органов местного самоуправления и предприятий, оказания содействия в получении медицинской помощи, в том числе организации подвоза людей в случае необходимости.

Профилактика болезней, ранняя диагностика, своевременная медицинская помощь, применение высокотехнологичного оборудования – вот важнейшие составляющие вопросов сбережения жизни и здоровья населения, активного долголетия людей старшего возраста и полноценного развития детей.

Не менее важно выстроить справедливую систему социальной помощи отдельным гражданам и семьям. Прежде всего мы должны обеспечить адресность социальной поддержки. Сегодня в соответствии с областным законодательством превалирует категорийность: установлено более 90 различных категорий получателей помощи. И только единичные меры социальной поддержки предоставляются по принципу нуждаемости. Поручаю министерству труда, занятости и социального развития Архангельской области проанализировать эту ситуацию и проработать организационно-правовые механизмы изменения существующей практики, обеспечив государственной поддержкой именно нуждающихся граждан.

Одним из направлений инвестиционной стратегии Архангельской области на период до 2025 года является увеличение количества негосударственных организаций, предоставляющих социальные услуги населению Архангельской области на основе механизмов государственно-частного партнерства и концессии. Формирование предложений по передаче имущественных комплексов организаций социального обслуживания частным инвесторам обеспечит возможность более широкого участия высококвалифицированных специалистов в сфере оказания социальных услуг и их предоставление в соответствии с высокими стандартами качества.

Необходимо проработать вопрос о заключении концессионных соглашений в муниципальных образованиях Архангельской области, где функционируют государственные дома-интернаты для пожилых граждан и психоневрологические интернаты. На территориях интернатов имеются земельные участки с подведенными коммуникациями для строительства новых жилых корпусов или их пристройки к действующим зданиям, есть потенциальные возможности для развития.

Негосударственные поставщики социальных услуг доказали свою состоятельность и высокое качество работы. Разделение финансовых потоков между государственными учреждениями и негосударственными поставщиками требует выверенных действий по изменению сети государственных организаций социального обслуживания. При этом мы должны понимать, что запросы каждого нуждающегося человека должны быть удовлетворены.

Благоприятную среду для жизни формирует и спорт. Механизмы привлечения внебюджетных средств социально ответственного бизнеса необходимо задействовать в вопросах развития спортивной инфраструктуры региона. Ряд районов области успешно применяет данную практику. Предлагаю транслировать этот опыт на весь регион. Обращаюсь к главам муниципальных образований: инициатива по развитию спортивной инфраструктуры, определению необходимости строительства спортивных объектов должна исходить от самих муниципалитетов с учетом социально-экономической обстановки в районе и потребностей населения.

Сегодня нам также необходимо акцентировать внимание на развитии системы малобюджетных спортивных комплексов шаговой доступности. Подобные объекты будут способствовать развитию и массового спорта, и спорта высших достижений.

В послании Федеральному Собранию президент Российской Федерации В.В. Путин сказал, что «…именно вовлечённость людей в дела страны и гражданская активность, как и культурные, нравственные, духовные ценности, делают нас единым народом, способным к достижению больших целей».

Формирование действительно демократического общества невозможно без развитого гражданского самосознания, сильных и инициативных жителей в Архангельской области. Задача власти – создать все условия для развития и поддержания такой инициативы, так как институты гражданского общества по своей природе – наши самые надежные партнеры. Они действуют по призыву своего сердца и руководствуясь своей совестью. Мы будем и дальше продвигать те инициативы, которые помогают создать в обществе особую атмосферу взаимопомощи, обеспечивают преемственность важнейших жизненных ценностей – это считаю самой главной работой на перспективу.

Сегодня общественные организации реализуют сложные проекты по работе с молодежью, группами социального риска, лицами с особенностями физического или ментального развития. По сути дела, они участвуют в формировании и сохранении гуманистических идей в обществе.

К сожалению, не все еще до конца это понимают. Поэтому мы должны привить представителям власти культуру соработничества с НКО и ТОСами, так как они через общественные инициативы, а мы через административный ресурс решаем одну и ту же задачу – создание благоприятных условий для жизни людей в регионе.

Архангельская область имеет мощный общественный потенциал. По итогам 2017 года мы оказались в десятке сильнейших регионов по качеству подготовки заявок социально ориентированных НКО на конкурсы президентских грантов. Сегодня нам важно не растерять и приумножить вклад НКО в развитие региона. В этой связи поручаю Правительству Архангельской области обеспечить сопровождение и помощь в реализации президентских грантов на регулярной основе. Региональные и муниципальные меры поддержки позволяют некоммерческим организациям получить необходимый начальный опыт подготовки конкурсных заявок и реализации социальных проектов.

На протяжении 20 лет в Архангельской области успешно развивается движение территориального общественного самоуправления. На нашу область ориентируются другие субъекты Российской Федерации. Наш опыт анализируется в рамках работы федеральных площадок. Сегодня стоит задача – расширить инструментарий активистов ТОС, предоставить ТОСовцам возможность принимать еще более активное участие в жизни регионального сообщества.

Архангельская область, используя внутренний ресурс, должна стать центром притяжения энергичных, творческих, умных и деятельных молодых людей. Предстоит найти новые пути для реализации интересных, значимых для региона проектов, которые также будут влиять на силу рывка нашей области в своем развитии. И мы способны создать условия для инициативных, перспективных людей, для реализации стартапов, чтобы делать прорывные продукты, разрабатывать и внедрять новые технологии и выводить их на российский и глобальный рынки.

Очень многое держится на конкретных людях – добровольцах, наставниках, представителях некоммерческого сектора, которые меняют жизнь вокруг себя, меняют жизнь людей, меняют территории.

Указом президента Российской Федерации 2018 год объявлен Годом добровольца. Помогать ближнему заложено в природе поморов. Именно поэтому в Архангельской области успешно развивается такая форма проявления самореализации человека, как добровольчество. Наша задача сегодня – создать условия для участия жителей в добровольческой деятельности независимо от возраста или профессии. Присутствие волонтерства в здравоохранении, социальной защите, культуре, спорте, образовании, благоустройстве территорий и урбанистике, ликвидации чрезвычайных ситуаций, экологии, информационных технологиях и медиасфере открывает для нас широчайшие возможности. Нам надо понять, что добровольчество не есть удел исключительно молодежи, и включиться в эту работу – всем без исключения ветвям и уровням власти, министерствам и ведомствам. И тогда Год добровольца откроет широкий путь для добрых дел.

Коллеги!

Совсем недавно состоялись выборы президента Российской Федерации. Они прошли на достойном организационном уровне, максимально прозрачно и строго в соответствии с законом.

В сентябре этого года нас ждет избирательная кампания в Архангельское областное Собрание депутатов и представительные органы местного самоуправления муниципальных образований. В депутатский корпус мы должны избрать профессионалов, умеющих самоотверженно работать на улучшение жизни людей и развитие региона, способных держать ответ перед людьми за данные предвыборные обещания и нести ответственность за принятые решения.

Несомненно, важно удержать интерес молодежи, проявленный к выборам президента России, создать условия для участия молодежи в избирательном процессе и политической жизни региона.

Дорогие земляки!

Еще раз хочу обратиться к посланию президента, где лейтмотивом звучит тема прорывного развития России. Если всмотреться в ретроспективу, мы увидим, что нашей стране не раз приходилось решать задачи, схожие с задачами сегодняшнего дня. И условия для прорыва всегда были сложные – как внутренние, так и внешние.

Но что может сравниться с прорывом 20 века – Великой Отечественной войной? Победу одержала не техника, не превосходство в силе, а люди – сила духа нашего народа. И эту силу народ находил в том, что было недоступно пониманию врага: в Седьмой симфонии Шостаковича, прозвучавшей в блокадном Ленинграде, в жертвенной преданности своей стране солдат, партизан, даже детей. Там – наши корни, там – мы черпаем опыт.

Сегодня другое время, более легкое и обеспеченное. И каждый день по-своему прекрасен и ценен. Но смысл сегодняшней жизни, как и в те трудные годы, именно в том, что наш труд направлен на развитие страны, а не только каждого лично. Он должен быть конструктивен, полезен окружающим нас людям, своему краю. Он созидателен сейчас, но является непременным условием жизни новых поколений. Каждый из нас делами и поступками пишет симфонию своей жизни, и она должна звучать с такой же силой и вдохновением.

Благодарю за внимание!

Фото пресс-службы правительства Архангельской области
Скрыть комментарии