На протяжении целого года не угасает противостояние между областной, районной властью и администрацией МО «Урдомское» – МО, где случился ШИЕС.
Суть противостояния заключается в том, что Администрация МО «Урдомское» в связи с недофинансированием местного бюджета требует дополнительного дотационного вливания в бюджет на выполнение полномочий местного значения, предусмотренных законодательством РФ.
Противостояние возникло не на пустом месте, так как треть местного бюджета уходить на содержание учреждения культуры – в основном, это заработная плата специалистов, так как согласно Указа Президента предусмотрено увеличение зарплаты работников учреждений культуры до средней по региону. На сегодняшний момент она должна составлять 59 000 рублей, а в последствии планируется доведение до 68 000 рублей, то есть большая часть местного бюджета будет уходить на содержание работников учреждения культуры.
Чтобы выполнить Указ Президента необходимо 12,2 млн. рублей, что и предусмотрено в бюджете МО «Урдомское» на 2023 год, а фактические возможности составляют только 6,2 млн. рублей, что и было указано в соглашении между администрацией и местным Центром культуры и досуга. Остальные средства в размере шести млн рублей должны быть дотационными из районного или областного бюджетов.
Содержание других статей местного бюджета: дороги, освещение, участие в программах, заработная плата работников администрации, транспортные перевозки, договорные отношения, оплата услуг ЖКХ; предписания прокуратуры и прочее – остаются в минусе, то есть недофинансируются.
Разумеется, без внимания областных и районных властей этот вопрос не остался. Было сказано, что возможности дополнительного финансирования не предусмотрены, но есть рекомендации следующего характера: войти в округ на добровольных началах и передать на уровень муниципального района осуществление полномочий по учреждению культуры с финансированием из местного бюджета в размере: IV квартал 2023 года – 3,7 млн рублей; 2024 год – 15,2 млн рублей.
Причем, согласно официальных источников в период с 2018 по 2023 год: областной бюджет увеличился на 27 млрд, районный бюджет увеличился на 18 млн, бюджет МО «Урдомское» снизился на 4 миллиона.
Возникшая ситуация касается не только МО « Урдомское» – она во многих муниципалитетах Архангельской области, но только одни об этом говорят и требуют справедливого решения, а другие молчат.
Стоило бы правительственным структурам Архангельской области обратить особое внимание на Постановление Конституционного Суда РФ от 17.06.2004 N 12-П: «Бюджет субъекта Российской Федерации или местный бюджет не существуют изолированно – они являются составной частью финансовой системы Российской Федерации. Недостаточность собственных доходных источников на уровне субъектов Российской Федерации или муниципальных образований влечет необходимость осуществлять бюджетное регулирование в целях сбалансированности соответствующих бюджетов».
Как изменяются поступления налоговых и неналоговых доходов в бюджеты области, района и Урдомы за период с 2018 по 2023 годы:
Налоговые + неналоговые доходы в бюджете Архангельской области:
- 2018: 59 млрд
- 2019: 64 млрд
- 2020: 56 млрд
- 2021: 75 млрд
- 2022: 85 млрд
- 2023 (план): 86 млрд
- ИТОГО за период увеличиваются на 27 млрд (+45%).
- 2018: 114 млн
- 2019: 113 млн
- 2020: 125 млн
- 2021: 131 млн
- 2022: 127 млн
- 2023 (план): 132 млн
Налоговые + неналоговые доходы в бюджете Урдомы:
- 2018: 35 млн
- 2019: 32 млн
- 2020: 35 млн
- 2021: 34 млн
- 2022: 32 млн
- 2023 (план): 31 млн
Как видно, областным чиновникам не указ даже Конституционный суд, который еще в далёком 2004 году в Постановлении № 12-П сказал: «Бюджет субъекта Российской Федерации или местный бюджет не существуют изолированно - они являются составной частью финансовой системы Российской Федерации. Недостаточность собственных доходных источников на уровне субъектов Российской Федерации или муниципальных образований влечет необходимость осуществлять бюджетное регулирование в целях сбалансированности соответствующих бюджетов».