Мнение

Что ждет туризм в Архангельском крае (Поморье)?

26 мая 2020, 15:52
Олег Мосеев
эксперт Проектного офиса развития Арктики (ПОРА), сооснователь и сомодератор сообщества «Архангельский клуб» (Facebook).
Этим заголовком я предлагаю свой вариант наименования, а значит и позиционирования региона, который может появиться после объединения двух субъектов. По подобию: Республика Крым (Таврида).

Это вполне логично и полностью соответствует как нынешним реалиям, так и традициям. Те, кто считают Поморьем лишь узкую полоску побережья Белого моря, противоречат богатой историографии вопроса и тем реалиям, которые имели место в допетровские времена. Сия тенденция наметилась, увы, после ухода из жизни замечательного историка, ректора Поморского университета В. Н. Булатова.

Можно и нужно исследовать, кем был Дежнёв – уроженцем Пинеги или Великого Устюга. Но то, что он, несмотря на такое отдаление от берега Белого моря (намного дальше, чем Ломоносов), справедливо называется помором, серьезными учеными сомнению не подвергается. Поморы занимались своими традиционными промыслами, спускаясь по рекам с самого юга нынешней Архангельской области и далее!

Эта тема стратегически важна для Архангельского края в контексте современной туристической актуализации – как потенциальное конкурентное преимущество, ярко и убедительно выделяющее его в числе других регионов Русского Севера. А заодно и значительно усиливает позиции столицы Поморья (Архангельск уже давно всеми так называется, в качестве «неофициального синонима») как главного арктического центра европейской части страны. Ведь именно поморы первыми осваивали ту территорию, которую принято называть сегодня Русской Арктикой! А не некая безликая «часть русского народа, обитающая на Севере, по берегам Белого моря», какой пытаются представить коренных жителей Поморья некоторые краеведы. Крайне политизированные авторы, пытающиеся подменить серьезный разговор о перспективах туристической актуализации поморской самобытности примитивными и безосновательными страшилками про якобы свойственный поморам сепаратизм.

Между тем, куда более глобальный разговор о том, чего нам теперь ожидать в отношении столь важной для региона (в том числе и в имиджевом плане) отрасли, как туризм, вновь оживился. Чего и следовало ожидать в условиях переходного периода, связанного со сменой власти и предстоящими выборами нового главы, да еще и возможно нового субъекта РФ.

В каком направлении, статусе и кем будет развиваться теперь туризм? Очевидно, что человеческий фактор играет здесь нередко решающую роль. И желающие громко заявить о себе перед лицом врио губернатора не заставили себя долго ждать…

В минувшую субботу в Архангельске, на площадке САФУ, состоялся «круглый стол по выработке предложений по развитию возможных совместных стратегических направлений и проектов в сфере туризма и гостеприимства в рамках объединения Архангельской области и Ненецкого автономного округа». Так значилось в анонсе-приглашении, размещенном в личном аккаунте его модератора, регионального бизнес-омбудсмена. Как выяснилось позже из общения в соцсетях, активных и заинтересованных приглашений в адрес региональной турадминистрации и, тем более, Туристско-информационного центра АО со стороны организаторов не было. Подчеркиваю – заинтересованных! В этом принципиальное отличие от чисто формальных. Мол, мы в адрес Минкульта приглашение направляли, и не знаем, почему они ТИЦ не оповестили…

Меня, как и многих из тех, кто в той или иной степени неравнодушен к теме развития туризма в регионе, такое отношение к профессиональному диалогу совершенно не удивляет. Здесь надо сделать небольшое историческое отступление, весьма познавательное для тех, кто читает этот материал…

По-настоящему всерьез к теме туризма в Архангельской области обратились 10 лет назад. Знаю наверняка, потому что сам я работал в плотном контакте с первыми лицами российского туризма начиная с осени 2003 года. И до 2010-го оба моих шефа (В. И. Стржалковский и А. И. Ярочкин) неизменно подкалывали меня, зная о моей особой любви к малой родине:

– Олег, почему ничего не слышно толком о твоей Архангельской области, неужели так холодно, что инициатива на корню мерзнет?

И вот в 2010 году к руководству архангельским туризмом пришла новая команда. Осенью того же года, на церемонии вручения Национальной премии им. Ю. А. Сенкевича, я познакомил главу Ростуризма с замминистра по туризму АО Николаем Евменовым и людьми, владеющими пароходом-колесником «Н. В. Гоголь». Анатолий Иванович Ярочкин, узнав про 100-летие уникального судна, горячо поддержал идею проведения (совместно с Ростуризмом) в Архангельске в 2011 году I Международного туристского форума. Я в ту пору возглавлял пресс-службу Федерального агентства по туризму и курировал медийную поддержку события.

Форум (а вместе с ним и первый гастрономический фестиваль «Помор-Этнофуд») прошел на очень высоком уровне. Активное участие в нем приняла представитель ЮНВТО для Европы Кордула Вольмутер, большая делегация Ростуризма, главы турадминистраций целого ряда российских регионов, внушительный десант федеральных СМИ.

В 2012 году появилось самостоятельное Агентство по туризму Архангельской области, которое через три года, уже при новом губернаторе, понизили в статусе до профильного управления Министерства культуры.

Именно весной 2015-го меня как раз и позвали руководить Туристско-информационным центром родного для меня региона. Старт совпал с III Международным турфорумом, в рамках которого началась и инициированная мною работа над туристическим брендингом Архангельской области. А она принципиальна невозможна в кулуарном формате, без максимального широкого экспертного диалога. К которому мы тем самым и возвращаемся на новом этапе…

Отсутствие конструктивного диалога местного турбизнеса и турадмниистрации в регионе стало для меня крайне неприятным сюрпризом. При этом сам я, искренне пытаясь стать модератором-примирителем обеих сторон, мгновенно был отнесен руководством АРТА к своим противникам. По умолчанию: раз ты работаешь на власть и не придерживаешься нашей точки зрения, значит ты против нас.

Тогда как был целый ряд важных вопросов, в которых я не соглашался со Светланой Зеновской и спорил с ней и ее командой в министерстве. Но это не мешало нам сохранять дружеские рабочие отношения (одно дело делаем!) руководимому мною ТИЦу как отдельному ГБУ отстаивать свою точку зрения и реализовывать те проекты, которые мы считали приоритетными. Тот же туристический брендинг региона, например.

К слову, этот проект сыграл большую позитивную роль не в последнюю очередь именно как средство налаживания продуктивного диалога. Мы довольно часто собирались и полемизировали, обсуждали разные варианты и в итоге все-таки приходили к консенсусу. Важным положительным фактором, благотворно на это повлиявшим, надо признать ту огромную работу, которую проделали приглашенные мною эксперты из московской компании «Point. Точка развития», во главе с бренд-стратегом Натальей Рыбальченко.

Кстати, параллельно с этим на наших глазах протекала бурная деятельность Корпорации развития региона, которой фактически руководила экс-заместитель главы Агентства по туризму Ольга Горелова, формально замдиректора КРАО. В рамках этой деятельности были заявлены в том числе и разного рода туристические проекты, круглые столы и стратсессии с этим тематическим уклоном. И в отличие от меня, как руководителя ТИЦ, нынешний бизнес-омбудсмен не была скована ни условиями 44-го ФЗ, ни столь жесткими финансовыми ограничениями. Экспертов из Москвы КРАО приглашались пачками, проекты заявлялись многомиллионные, перспективы рисовались грандиозными.

По-белому завидуя КРАО с ее возможностями (не только финансовыми, но и кадровыми), я полагал, что раз нам всего за год удалось-таки разработать признанный вскоре профессиональным сообществом весьма убедительный турбрендинг АО, то результаты деятельности КРАО будут просто невероятными по своей эффективности. Ведь столько денег было вложено…

Увы и ах. Розовый дым PR-активности через пару лет окончательно рассеялся, и по факту лично мне не известен НИ ОДИН сколько-нибудь внятный успешный проект в сфере туризма под эгидой КРАО. Все ограничилось многочисленными круглыми столами, стратсессиями в районах области (Наталья Рыбальченко, для сравнения, провела всего три таковых) и прочими формами «активностей», которые заслуженно именуются в экспертном кругу аббревиатурой ИБД.

Здесь также важно отметить два существенных момента. Когда мы с моей командой замышляли туристический брендинг региона, то под этой масштабной (9 месяцев) работой имелась в виду по сути разработка того базового концепта стратегии развития туризма, который лишь в своей визуальной части представлен брендбуком и его внедрением. Это своего рода вершина айсберга, тогда как все ключевые смысловые парадигмы заложены в платформе и также нуждаются в постепенном внедрении! Совместными усилиями ТИЦ как главного бренд-менеджера со стороны государства и туристического бизнес-сообщества.

Этой работой команда «Point. Точка развития», преобразованная затем в компанию «АСМЫСЛ», продолжает заниматься до сих пор. И плоды этой работы известны. Туркластер «Фамилия» в Каргополе, в целом ряде районов юго-востока области (проект «Серебряное ожерелье»), в Холмогорском районе (проект «Остров Ломоносова»), а также концепт гастрономического туризма в Ненецком автономном округе. Последняя работа команды Натальи Рыбальченко должна быть хорошо знакома и непосредственно А. В. Цибульскому.

При этом все проекты реализовывались, как и всегда, в плотном творческом диалоге с местными сообществами, представителями бизнеса, под общим кураторством региональных турадминистраций Архангельской области и НАО.

Вот почему меня крайне удивляет и настораживает тот факт, что сейчас происходит возвращение к давно изжившему себя формату кулуарных круглых столов. Причем функции модератора предложены бизнес-сообществом человеку, работавшему не один год в КРАО, но не имеющему в своем отраслевом портфолио ни одного успешно реализованного проекта. Свидетели тому и руководители компаний-учредителей АРТА…

На мой взгляд, на туристическом рынке региона ярко заявила о себе другая кандидатура на роль такого модератора, куда более подходящая для внутрирегионального полилога в сфере туризма. Это директор по развитию лесного отеля «Голубино» Анна Клепиковская.

Она зарекомендовала себя с самой лучшей стороны как в развитии собственного бизнеса на территории региона, так и в формировании новой модели развития самой этой территории и Пинежского района как ее части. Этого человека хорошо знают и уважают далеко за пределами Архангельского края, а у многих потенциальных туристов и инвесторов Анна Клепиковская как раз прочно ассоциируется с нашим регионом.

К тому же Анна не вовлечена глубоко в тот туристический бэкграунд, о котором я поведал в этом материале. Она достаточно новый игрок на региональном туристическом рынке, что в данном случае большой плюс для максимальной концентрации на конструктиве.

Что же касается собственно предпринимательской проблематики в сфере туризма, то ее хоть отбавляй. Вот на ней бы и стоило сосредоточиться региональному бизнес-омбудсмену! От себя предложу для широкого обсуждения вопрос, решение которого считаю важнейшим залогом развития малого туристического бизнеса…

Речь идет о создании благоприятных условий не только для деятельности имеющихся предпринимателей, но и ДЛЯ ПОЯВЛЕНИЯ НОВЫХ. В настоящее время в туристской отрасли Архангельской области фактически уже задействовано большое число тех потенциальных предпринимателей и самозанятых граждан, которые пока решительно уклоняются от этих статусов. Среди них преобладают хозяева гостевых домов, функционирующих не постоянно, а исключительно сезонно. Многие существуют в таком положении уже много лет. Но им элементарно не то что не выгодно, а попросту невозможно становиться в нынешних условиях предпринимателями. Из-за налогового и надзорного бремени, которое просто убивает в зародыше их ПО СУТИ предпринимательскую деятельность. Но таковой проблемы – разработки и удобрения самой почвы для произрастания малого бизнеса – для наших бизнес-омбудсменов видимо вообще не существует.

Как яркий пример, равнодушная реакция предшественника нашего бизнес-омбудсмена (а ныне министра экономического развития региона) на ситуацию с уничтожением два года назад решением Онежской районной администрации частного гостевого дома на Кий-острове. Хотя у его хозяина на руках имеются как документы о праве собственности, так и положительные вердикты Арбитражного суда двух инстанций! 

Основанием отказа в содействии Андрею Слепинину со стороны тогдашнего омбудсмена было как раз отсутствие у хозяина домика предпринимательского статуса. А в результате не стало прекрасного и широко известного за пределами области объекта размещения, существовавшего на протяжении более 20 лет.

Между тем, деятельность Андрея Слепинина косвенным образом принесла в бюджет региона и района не одну сотню тысяч рублей. Мультипликативный эффект здесь очевиден, а уж о пользе для продвижения туристических возможностей АО и Онежского района и говорить не приходится. Именно Слепинин договорился о заходе в Онегу летом 2018 года круизного судна «Русь Великая», блестяще выполнив функции главного координатора по единовременному обслуживанию более чем 200 его пассажиров на Кий-острове, в Онеге и Ворзогорах. Когда организаторы круиза узнали от Андрея, что он после судебного процесса не в состоянии больше заниматься организацией приема их туристов, они отменили заходы в Онегу в навигацию 2019 года. Вот так…

А теперь вернемся к круглым столам и констатируем: их ведь куда легче и приятней проводить, причем в любом количестве, правда?!

Резюмирую. В такие моменты, как сейчас, когда возникает вероятность появления новых структур и готовятся серьезные кадровые решения, важно помнить следующее.

1. Существует вероятность назначения на ключевые позиции людей, от которых логичнее ожидать не какого-то серьезного прорыва, а скорее нового этапа имитации бурной чиновничьей деятельности и, тем самым, значительного отката назад. С большой потерей времени и финансовых средств.

2. Отсутствие по-настоящему открытой и профессиональной полемики по ключевым вопросам развития отрасли чревато формированием очередного закрытого и узкого круга стейкхолдеров, мотивированных в первую очередь потребностью в лоббировании своих бизнес-преференций, а не развитием туризма как такового.

3. Одна из реальных возможностей кардинального продвижения вперед связана также с самим статусом региональной туристской администрации. Опыт показывает, что туризм как важная и крайне перспективная отрасль давно заслуживает самостоятельности в административной иерархии, и те регионы, где такая модель реализована, гораздо более успешны в его развитии (Москва, Татарстан и многие др.), нежели те, где он находится в подчиненном положении.

Фото: 
rustur.ru

Скрыть комментарии