Мнение

Почему умирают архангельские рынки, и как дать им новую жизнь

15 янв 2018, 11:59
Михаил Силантьев
Директор ассоциации «Фермеры Русского Севера», председатель Архангельского регионального отделения «Союза Садоводов России», депутат Архангельского областного Собрания 2, 3 и 4 созывов.
Сегодня модно стало даже среди горожан брюзжать, мол, много торговых центров у нас появилось, вот бы заводы строились, а центры торговли – это не серьёзно…

Но каждый день поток посетителей в этих ТЦ грандиозен, а в любом из них в выходные дни народа больше, чем нынче на майской демонстрации! Кстати, и работающего люда в каждом из этих ТЦ, как раньше на каком-нибудь лесопильном заводе. Правда, востребованы там чаще всего продавщицы и обслуживающий персонал без особых требований к образованию и способностям… Но это разве важно продавцам – рабочие места есть, зарплаты платятся и отнюдь не меньшие, чем раньше на тех заводах! Архангелогородцы же туда валом валят, покупки совершаются, торговля работает, новые ТЦ продолжают открываться. В наступившем году планируется открытие ещё нескольких. Это говорит о том, что в целом у народа нашего с доходами пока всё в порядке!

А вот на фоне развития крупного торгового ритейла оказывается, что старые его формы – а именно популярные ещё лет 10-15 назад рынки – существуют по инерции, накапливая долги и постепенно один за другим закрываясь. Сами посудите – некогда популярные рынки на Гагарина, на Сульфате, на 2-м, на Никитова и другие закрылись. Центральный городской рынок в тяжёлом положении, Соломбальский убыточен, на Нагорной и Динамо тоже испытывают тяжёлые времена… По сути дела, оставшиеся сегодня рынки похожи на марафонцев после финиша – в полуобмороке. И непонятно – будут они жить дальше или нет.

Что их привело к этому? Конечно, много сложностей принесло требование переноса рыночной торговли в стационарные здания. Но только ли это? Основная проблема в том, что рыночная торговля не перестроилась – люди, работающие на рынках, не хотят меняться уже не один десяток лет. А покупатель в новых условиях стал более требователен и капризен. И для того, чтобы его не оттолкнуть, нужно менять продавцов, их мироощущение, сам формат торговли! Рынки не должны быть похожими на магазины, они должны стать иными. Может быть, как в русских сказках – праздничными балаганами, где выступают артисты, где проводятся кружки и мастер-классы по готовке, где присутствует разнообразный досуг. Рынок должен стать отличным от сегодняшнего базара - праздничным! А что есть рынок сегодня? Узкие грязные ряды, а то и уличные ларьки с вынесенным на открытый воздух товаром – поближе к покупателю… И грязь, и запахи, и теснота… Да и товар на них в основном с оптовых баз – такой же, что и в магазинах…

Зачем они нам? Всё дело в том, что продать сегодня местному производителю свой товар, несмотря ни на что, дешевле и удобнее всего именно на рынке. Есть живой рынок – есть сбыт у своего фермера. В торговый центр «колхознику» попасть практически невозможно – стоимость аренды магазинчика там слишком высока для производителя, да и нет у него того разнообразия товаров, к которому привык покупатель. Нынче большинство предпочитает сделать все покупки в одном месте, а бегать по специализированным магазинчикам ленятся. Фермерские товары сегодня по ценам почти такие же, что и товары в крупном магазине, но где их купить? Сам фермер организовать сбыт не может – ему на это просто не хватит времени. Перекупщикам же выгоднее продукты брать на крупных оптовых складах, где нет проблем с сертификацией и объёмом, а качество сегодня заботит лишь немногих телевизионных экспертов… Результат этого – свёртывание сельхозпроизводства в области, что приводит к отсутствию работы на селе, снижению доходности бюджетов. Все товары замещаются привозными – что опять же приводит к откачке денег из области.

В большинстве регионов власти понимают эту проблему и оказывают поддержку рынкам. В той же соседней с нами Ярославской области в прошлом году новый губернатор лично докладывал президенту о региональной программе строительства сети фермерских рынков. Программа стала одним из обязательных шагов поддержки местного товаропроизводителя. Практически в каждом регионе ежегодно появляются новые торговые ряды для дачников и фермеров. А что у нас? Чудо-юдо – в которое превратили Маргаритинку – где торгуют разными видами тухлятинки по заоблачным ценам сплошь иногородние коммивояжёры, где местному нет места… А местные нынче – как и в 90-е – торгуют с ящичков да с асфальта у крупных городских центров в каждом крупном городе нашей области… Все знают, что это незаконно, а законно организовывать всё никто даже и не собирается. Единственный проект фермерской ярмарки, которую мы (фермерская ассоциация) организовали в прошлом году на территории Архангельского центрального рынка, так и не получил никакой поддержки властей, потому так и не может полноценно раскрутиться.

Что нужно предпринять? Необходимо срочно разрабатывать программу поддержки фермерской и дачной торговли. И не в деньгах тут дело! Для организации ярмарок выходного дня, для поддержки регулярных рынков – нужно обеспечить их площадками, оборудованными коммуникациями. Для торговли нужен не просто клочок земли, но и электромощности для подключения холодильников и прочего оборудования, достаточно большая парковка, близость автобусных остановок и многое другое. Просто взять в аренду такое никто у нас сегодня не сможет – это будет слишком дорого и убыточно. Поэтому необходимо, чтобы местные товаропроизводители были освобождены от уплаты аренды на них! К каждой такой площадке надо прикрепить культурный центр, который возьмёт на себя организацию массовых мероприятий – концертов, выступлений и т.д. Необходимо разработать график проведения дней районов области на этих площадках – когда будут выставляться преимущественно товары, привезённые из определённого района нашей области. Подключить к этому муниципальные власти этих районов и землячества. Опять же нужно обеспечить информирование населения через СМИ. Ведь для бизнеса размещать объявления очень дорого, журналисты могли бы рассказывать обо всём в рамках госзадания.

Такой формат рыночной торговли давно действует в Москве. Все наши чиновники министерства АПК и торговли его видели, хотя бы на крупнейшей ежегодной ярмарке «Золотая Осень» в ВДНХ. Мы – ассоциация фермеров – можем взять на себя организацию и управление такими ярмарками по всей области, обеспечив их местными продуктами от наших производителей. Если появится сбыт, то оживёт село, заработает бизнес, расцветут деревни. Жизнь в нашей глубинке наладится! А горожане получат настоящие качественные продукты, да ещё и праздничное настроение от посещения этих забытых сегодня рынков.
Скрыть комментарии