Мнение

Как приблизить власть к людям с помощью префектур

22 августа 2017, 12:32
Михаил Силантьев
Директор ассоциации «Фермеры Русского Севера», председатель Архангельского регионального отделения «Союза Садоводов России», депутат Архангельского областного Собрания 2, 3 и 4 созывов.
В сегодняшнем виде мэрия Архангельска была сформирована в далёком 1991 году (введение института сити-менеджера в расчёт не берём). Именно тогда были распущены городские районы со своими депутатами и управами, своими бюджетами и полномочиями, и вся власть сконцентрировалась в руках общегородского мэра. Уже сразу же в мэрии поняли – что жители оказались чересчур далеки от своего муниципалитета. Были созданы городские округа – чтобы хоть как-то приблизиться к людям. Ни денег, ни полномочий округам не дали. Вдруг из главы округа вырастет конкурент мэру… Так и живём до сих пор с такой муниципальной «вертикалью», в которой никто ни за что не отвечает, но число чиновников в которой в разы больше, чем до 1991 года.

Задача №1 сегодня – убрать неэффективных управленцев, сократив городские округа, и приблизить муниципальную власть к своему объекту управления, вернув систему 4-х городских районов (либо префектур) с полномочиями и средствами на их выполнение. Упор при этом нужно сделать на то, что сократив округа, сократим и часть чиновников, которые просто «мониторят» ситуацию, а тут будут отвечать за состояние дел. Да и число префектур будет значительно меньше.

Для начала можно сформировать общественные Советы на данных территориях из представителей общественных организаций, старост домов для обсуждения возобновления работы районных управ и выборов префектов. Суть вопроса – 4 района с небольшим изменением их границ. Вот как они видятся мне: Соломбальская префектура (Соломбала, Маймакса, Сульфат), Центральная (Октябрьский р-н, Привокзальный, Талаги), Ломоносовская (Смольный Буян, Майская Горка, Варавино, Фактория, 3-й и 2-й л/з, Жаровиха) и Левобережная префектура (от Цигломени до Исакогорки, включая Левый берег, Бакарицу, Пирсы, Зеленец, Дамбу, Динамо, Кегостров). Граница между Центральной и Ломоносовской префектурами должна пролегать по железнодорожной насыпи, а не разрезать центр города пополам. Основная задача префектур – являться службой городского заказчика ремонтных, строительных и хозяйственных работ. Проводить общественные слушания и экспертизы по вопросам строительства, ремонта, содержания городской инфраструктуры.

Префекты должны избираться общественными советами префектур из числа кандидатур, предложенных мэром на один год. Рекомендации мэру о новых кандидатурах должен давать общественный Совет префектуры и городская Дума за месяц до выдвижения мэром кандидатов. Каждый из кандидатов на должность префекта должен представить развёрнутый план своей деятельности на будущий год. По истечению срока полномочий контрольно-счётная палата города должна дать заключение о результатах работы префекта и выполнении им своего плана деятельности. Префекты подчиняются напрямую мэру или главе городской администрации.

В каждой префектуре для учёта мнения общественности из числа общественно-активных граждан, а также из представителей различных организаций, численностью не менее 100 человек, в том числе старост домов и подъездов, руководителей родительских комитетов школ, трудовых коллективов, партий, создаётся общественный Совет префектуры. Депутаты городской Думы, избранные на территории префектуры, также являются членами общественного Совета. Заседания Совета должны проводиться по мере необходимости, но не реже одного раза в месяц. К полномочиям общественного Совета должны относиться следующие вопросы: согласование кандидатуры префекта, выдвижение и отзыв кандидатур на должность префекта, депутатов городской Думы, проведение общественных слушаний по вопросам застройки и облагораживания территорий, оказание материальной помощи нуждающимся, распределение средств депутатских и префектурских резервных фондов, определение приоритетов в развитии территорий и так далее. Руководителями общественных Советов являются префекты.

На мой взгляд, создание столь близкого к населению органа муниципальной власти сможет, наконец, срастить жителей города с его же властями, даст возможность активным людям города реализовать свой творческий потенциал, а власти – получить возможность обратной связи с горожанами. К тому же мы, сэкономив на излишних неработоспособных городских округах, сможем создать реально работающий механизм городской власти. Он будем менее затратным и более эффективным, чем сейчас.

А вы что думаете?
Перейти к комментариям