Мнение

«Рождество по-итальянски» сквозь призму «Зимней вишни»

27 мар 2018, 14:19
Григорий Дитятев
Журналист
Так сложилось исторически, что увидеть новую премьеру Архангельского драматического театра «Рождество по-итальянски» мне пришлось не на пятничном предпоказе, а в субботу 24 марта. На следующий день, в воскресенье вечером, пьесу показали во второй раз и она, как отмечал директор театра Сергей Самодов на своей странице в Facebook, смотрелась уже как-то иначе. Скорее всего, катастрофа в Кемерово, произошедшая в полдень, но еще непризнанная федеральными телеканалами из-за вездесущих юмористов и пафосных поствыборных фильмов, этому немало поспособствовала. Мне тоже хотелось бы предложить взглянуть на итальянскую трагикомедию по-новому, сквозь магический кристалл свежегоревшего торгово-развлекательного центра.

Свежесгоревшего, да – это не оговорка. Где-то с 2004 года регулярные теракты в России сменяются техногенными катастрофами. Рушатся штучные на огромной территории России аквапарки, тонут речные прогулочные суда-реликты. Ночные клубы, крытые рынки и торговые центры, каковых значительно больше также вносят свою немалую лепту. Самолеты в России падают даже тогда, когда во всём мире с этим полный порядок. Телеведущий Первого канала Кирилл Клейменов не так давно предложил нам искать беду в себе. Уверенно заявив при этом, что виновных в России всегда наказывают, но это, мол, всё равно не помогает.

А так ли это? Виновных нестрелочников в Российской Федерации, как правило, не наказывают. Лишь в деле сгоревшего пермского ночного клуба «Хромая лошадь», рекордного по количеству жертв, в списках осуждённых фигурируют государственные должностные лица. Тогда к пяти годам лишения свободы в колонии-поселении был приговорен за халатность инспектор Дмитрий Росляков, а сотрудница того же ведомства Наталья Прокопьева была осуждена на четыре года. А вот экс-главу Госпожнадзора Пермского края Владимира Мухутдинова от тюремного заключения милосердный суд освободил, назначив штраф. То есть инспектор, проверявший ночное заведение, явно непригодное для этих целей, лишенное элементарной противопожарной инфраструктуры оказался крайним. И еще пример – Якова Ивашова, эксперта Речного регистра, выдавшего разрешение на эксплуатацию теплохода «Булгария» в 2011 году признали виновным и тут же амнистировали.

Иными словами, при любом крупном бедствии, аварии, даже катастрофе начальники контролирующих инстанций у нас не при чём. «Почему так?» – спросите вы. Ответ легко можно найти на театральных подмостках Архангельского драматического театра. Он вполне себе библейский – эти начальники хорошо умеют плодиться и размножаться. Они знают, как быть полезными обществу, передают свои знания по наследству, а эволюция всё расставляет по местам.

Самой первой и потому исключительно важной заповедью человеку была, конечно же, та, что содержится в Книге Бытия. Она была сформулирована в процессе создания человеческого рода. Творец благословил Адама и Еву, прямо-таки запрограммировав их: «плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над всяким животным, пресмыкающимся по земле» (книга Бытия, глава 1). Плодиться и размножаться – не совсем синонимы, как может показаться на первый взгляд. Надо делать что-то полезное, приносить пользу, то есть плоды обществу. И множить себя – делать, так сказать, совместное селфи, идущее, впрочем, как молодой Володя Ульянов своим путём.

Лука Купьелло – признанный глава большой и по-своему дружной семьи. Его сын Томазино все время что-то приворовывает, частенько у своих близких и даже у брата pater familia. Хотя и брат Луки Паскуалино этим не гнушается, так, принадлежащие синьору Купьелло пять лир братом и сыном переворовываются с тем, чтобы вернуться к хозяину. Дочь Нинуччи завела любовника и порывается уйти от состоятельного мужа Николо. Для синьора Купьелло нет проблем при поисках виноватых – страдать должен тот, кто дальше по родству. В первом действии выгоняют в дождь на улицу постояльца квартиры – без ботинок, украденных Томазино.

Отчего же Лука Купьелло столь несправедлив и предвзят? Да просто он уверен – несмотря ни на что, всё будет хорошо, от голода и холода никто не умрёт, кто-то да поможет. Людей, особенно близких не переделать, они такие, какие есть, а вот помогать им надо. Синьор Купьелло хочет как лучше, но родственники не всегда его понимают. Принимать серьезные меры, кого-то наказывать – дорога в никуда. А вот радоваться жизни, какой она есть – это всегда беспроигрышно. Уже на смертном одре Купьелло просит жить в мире Нинуччи и Николо, он не видит, что его дочь у постели не с мужем, а с любовником. И это работает – там же неподалеку стоит потрясенный Николо. В честь мудрого Купьелло он, конечно, всё готов простить, готов всё начать сначала.

Как же плодится синьор Купьелло, то есть что он делает, в чём его общественная ценность? У него есть какая-то тоскливая работа, о которой мы так ничего толком и не узнаем. Но главное не в ней – Купьелло мастерит рождественские ясли, он должен успеть к празднику. Фигурки людей и зверушек, как нельзя лучше символизируют характер власти человека, обозначенный в книге Бытия: она должна быть мягкой, обволакивающей, тёплой, покладистой.

И потому-то все любят Луку Купьелло. И потому, что бы ни делали его дети, им простится всё. Лука Купьелло действительно прекрасный человек, есть только одно серьезное «но»: лучше, ей-же-ей, было бы ему плодиться, не размножаясь. Мы бы так больше узнали об его оригинальном видении Марии, Иосифа, младенца и множества добрых овечек. Без разрушительных последствий от них.

Но, с другой стороны, тогда бы не было и самой истории. Луку Купьелло любят за то, что всё время прощают его непутевых детей. Чем больше их прощают, тем больше любят его.

Вот почему плодиться, не размножаясь нельзя. Неправильно это. И вот почему крупных ответственных начальников в России прощали, прощают и будут прощать всегда.
Скрыть комментарии