Мнение

Любовь сильнее революций

03 янв 2018, 08:19
Григорий Дитятев
Журналист
Такова, на мой взгляд основная мысль возрожденной на подмостках Архангельского театра драмы рождественской сказки «Щелкунчик».

Новая постановка «Щелкунчика», по словам главного режиссёра театра Андрея Тимошенко, отличается от прежней новыми яркими декорациями, костюмами и танцевальными номерами. Сравнивать с тем, что было раньше теперь едва ли возможно. Но нет сомнений – эти факторы значительно оживили, казалось бы, совсем уж классику, придали ей новый смысл и значительно усилили динамику театрального действа. По крайней мере, несовершеннолетняя публика спектакля тихо-тихо смотрела его во все глаза, а по окончании благодарила актеров аплодисментами.

С точки зрения взрослого политизированного взгляда новый архангельский «Щелкунчик» предстал, как спектакль о классовой борьбе между мышами и людьми, причем люди выглядят в ней не в лучшем свете. Это они начали первыми гонения на мышей, а те оказались вынужденными защищаться. В порыве новогодней атаки на рождественскую елку – вполне себе теракт по современным понятиям – в классовую борьбу двух миров оказались вовлеченными и ни в чем неповинные куклы. Среди прочих – изуродованный людьми Щелкунчик, который, впрочем, сам оказался не только одним из них, но даже ещё и прекрасным принцем.

Революционное звучание новогодней сказке придавали пышные аристократические сценические костюмы, а также маленькая гильотина, которая присутствовала на сцене. Тем самым сказочное действо обретало современное звучание. Капризная алогичная привязанность маленькой девочки к кукле может оказаться проявлением высшей любви – происходит её чудесное преображение в условиях классового антагонизма, бурного проявления вселенской ненависти.

В случае «Щелкунчика» особую пикантность ситуации придает её откровенно контрреволюционный характер. Алогичная привязанность-любовь побеждает даже революционную стихию. Мыши-пролетарии побеждены, причём побеждены хвастливым братом принцессы Мари Фрицем, изуродовавшим саблей Щелкунчика. Но такова жизнь и новая постановка учит прощать своим близким даже существенные недостатки, а не предаваться морализаторству и поиску истины во вселенском масштабе.

Сложно сказать, насколько новый дух «Щелкунчика» соответствует новым политическим реалиям России и мира. Но, возможно, маленьких зрителей она учит самому главному – расстановке приоритетов. Жалость, милосердие важнее революционных пристрастий, а любовь к своим близким важнее всего.

Фото Архангельского театра драмы им.Ломоносова
Скрыть комментарии