Мнение

Как поморы на реке Мезени остались без сёмги и горбуши

10 ноя 2021, 10:44
Александр Козенков
Предприниматель
Сезон 2021 года выдался особенно непростым для рыбаков Мезенского и Лешуконского районов Архангельской области. И дело не в погодных условиях, безрыбье или в других природных бедах.

Благо, есть многовековая поморская культура мореходов и рыбаков – здесь каждого с малых лет учат преодолевать подобные трудности.

Гораздо сложнее местным жителям приспосабливаться к правилам добычи рыбы, которые с незавидной регулярностью меняет государство из года в год. За последние пятнадцать лет правила рыболовства для Северного рыбохозяйственного бассейна полностью пересматривались уже четырежды. Это не считая многочисленных текущих изменений, которые вносились в правила.

И вот в 2021 году правовая чехарда, системные проблемы регулирования рыболовства и банальное чиновничье равнодушие привели к закономерному результату.

Рыболовы-любители при добыче так называемых анадромных видов рыб (которые живут в море, но нерестятся в пресноводных реках), в первую очередь, атлантического лосося (сёмги) – фактически, оказались вне закона.

Всякий, кто в этом сезоне с орудиями лова (без разницы – сетка или простая рыболовная снасть с крюками), а тем более на лодке решил попытать рыбацкое счастье на реке Мезени и выловил сёмгу или горбушу, в одночасье стал браконьером, поскольку получить разрешение на законную добычу сёмги или горбуши сделалось невозможным. А ведь для прибрежных поморских поселений использование запасов сёмги исторически было одним из источников существования. Рыболовство всегда обеспечивало занятость и доходы местного населения, являлось частью их культуры, особенно в сельской местности.


Горбуша: "сорная рыба"?

К слову, горбуша дополнительно усугубила ситуацию.

Эту хищную рыбу считают «сорной». Завезённая в северные моря в советские времена, она сейчас, по мнению специалистов, составляет прямую угрозу природной популяции лосося. Каждый нечётный год стадо горбуши даёт огромный приплод. Не стал исключением и 2021 год.

В столкнувшейся с аналогичной проблемой Норвегии лов горбуши не только максимально упрощён, власти даже субсидируют рыбакам ловлю горбуши в огромных объёмах. Горбушу раздают местному населению бесплатно! В России же с февраля 2020 года Министерство сельского хозяйства включило эту рыбу в перечень ценных и особо ценных видов рыб.

Горбуша после нереста умирает, и тысячи рыбьих трупов уносятся рекой обратно к морю, отравляя всё вокруг. Не поймать горбушу в ходе даже обычной рыбалки в минувший сезон было практически невозможно. Отпускать живой попавшую в сети горбушу после того, как она пробыла в сетях тоже невозможно: там она почти сразу погибает.

И сёмга, и горбуша - это анадромные виды рыб. Обе включены в перечень ценных и особо ценных. Порядок вылова одинаковый: путёвки на рыболовных участках. "Сорная" - понятие бытовое, оценочное, разница только в количестве доступного объёма. На 2021 год квота по сёмге на Архангельскую область - 24 тонны, на горбушу - 120 тонн, потому что горбуши в этом году больше.


Браконьеры поневоле

В итоге, за 8 месяцев 2021 года (июль – август) количество уголовных дел по статье 256 Уголовного кодекса РФ (незаконная добыча водных биологических ресурсов) возросло по сравнению с прошлым годом на 220 процентов (с 36 до 80 дел). Административных дел по статье 8.37 Кодекса об административных правонарушениях (нарушение правил, регулирующих рыболовство), по итогам полугодия, стало больше почти на 50 процентов (с 262 до 389 дел).

Непосредственной причиной массового браконьерства можно считать отсутствие действующих на реке Мезень рыболовных участков для организации любительского рыболовства.

Вопросы владения, пользования и распоряжения природными ресурсами, природопользования, охраны окружающей среды относятся к совместному ведению Российской Федерации и её субъектов, но уже с 2007 года действует норма федеральных правил рыболовства о запрете для рыболовов-любителей лова анадромных видов рыб вне рыболовных участков.

Хотя федеральный же закон о рыболовстве разрешает комиссии субъекта РФ по регулированию добычи анадромных видов рыб устанавливать объём, сроки, места добычи (вылова) анадромных видов рыб, но поперёк федеральных правил рыболовства субъекты выступать не решаются.


Рыболовные участки

Система рыболовных участков действует с 2004 года, когда был принят Закон о рыболовстве. Для организации любительского рыболовства участки предоставляют также с тех самых пор. В этой системе есть плюсы: ресурсы берутся только в пользование на время, не в собственность. Схема работает во многих отраслях, связанных с природными ресурсами. (Речь идёт только о лове анадромных видов рыб, иные рыбы ловятся без проблем вне рыболовных участков, с соблюдением правил рыболовства).

Итак, в результате государство передало полномочия по организации любительского лова сёмги и горбуши владельцам рыболовных участков, которые необходимо через конкурс получать для организации любительского рыболовства или для промысла рыбы. И уже у такого пользователя местные жители обязаны получать путёвки на право добычи сёмги и горбуши. Стоимость таких путёвок владелец участка определяет самостоятельно.

Но процедуры организации любительского рыболовства столь забюрократизированы, а ответственность за их нарушение столь значительна, что со временем людей, желающих заниматься этим делом, на реке Мезени попросту не осталось.

Договоры на пользование рыболовными участками с последним из организаторов рыболовства – ФГБУ «Главрыбвод» - истекли в 2020 году, и на следующий год продлены не были.

И уже в мае 2021 года комиссия Архангельской области по добыче анадромных видов рыб на своём заседании официально утвердила, что квот на лов сёмги и горбуши на реке Мезень не выделяется.

Длительные сроки регистрации новых рыболовных участков, для чего требуется согласование многочисленных федеральных инстанций и проведение торгов на право пользования рыболовными участками, полностью исключили возможность получения жителями Мезенского и Лешуконского районов разрешений на вылов «красной» рыбы в реке.


Последствия решения для местных жителей

Неизвестно о чём думали при этом семнадцать членов областной комиссии во главе с губернатором. Решение комиссии стало своеобразным приговором для местных жителей, перед которыми встал выбор: отказаться от лова сёмги и горбуши или рисковать попасть под уголовное или административное преследование. А ведь для многих здесь лов сёмги для собственных нужд – не просто подспорье, а основной источник качественной пищи в ежедневном рационе.

Свою лепту в обострении ситуации внесло Министерство АПК и торговли Архангельской области, обратившись в контролирующие органы с письмами, в которых потребовало усилить контроль за ловом сёмги и горбуши.

Надзирающие структуры – пограничники, органы внутренних дел – не промедлили обрушить на осмелившихся пренебрегать запретами людей всю карающую силу закона вкупе с передовыми техническими средствами. С помощью дронов выявлять нарушения стало теперь гораздо проще. Впрочем, как грустно шутят мезенцы, теперь обнаружить браконьера очень легко. Если прежде человек в лодке на реке мог и не быть браконьером, то в этом году – органы смело могли задерживать каждого...


Попытки решения

Многочисленные задержания рыбаков подняли волну общественного возмущения, к которой вынуждены теперь прислушиваться депутаты и чиновники. 13 сентября жители провели в городе Мезень круглый стол по проблемам рыболовства, в ходе которого были озвучены требования о внесении изменений в действующие законы и нормативные правовые акты, которые сейчас не учитывают интересы местного населения для облегчения вылова рыбы в малонаселённых труднодоступных местностях, где она традиционно является основой питания и одним из источников дохода местного коренного населения.

Федеральные власти озвучили планы по внесению с 1 марта 2022 года изменений в Правила рыболовства для Северного рыбохозяйственного бассейна, которые разрешают лов горбуши за пределами рыболовных участков. Правда, исключением являются нерестовые семужьи реки, в том числе Мезень. Поэтому местным жителям, похоже, снова придётся добиваться корректировки недостаточно продуманной нормы.

Вся эта ситуация вскрыла противоречия, которые существуют между государственными интересами сохранения рыбных запасов и потребностями местных жителей, а также очевидные недостатки в организации работы рыбоохранных ведомств.

С одной стороны, общепринятая на сегодняшний день в сфере использования биоресурсов на международном и национальном уровне концепция устойчивого развития предполагает стабильное и сбалансированное социо-эколого-экономическое использование рыбных ресурсов, которое призвано обеспечить их сохранение для удовлетворения потребностей будущих поколений. Данный подход не ставится под сомнение и требует дальнейшего развития и воплощения в жизнь.

С другой стороны, разрешительная система любительского рыболовства в существующем виде создаёт коренным жителям Поморья нестерпимые условия для деятельности в самой традиционной сфере жизни, которая, без преувеличения, является значимой частью местной культуры. Стремление федеральных властей полностью взять на себя рычаги управления приводит к волоките, утрате возможности оперативного принятия правильных управленческих решений и, в конечном итоге, может подорвать потребности того самого устойчивого развития.


Мезень: неутешительная демография

Не учитывает действующая государственная политика и значительного сокращения населения региона: с 2002 по 2021 год число жителей Мезенского района уменьшилось с 13 124 до 8 127 человек, а Лешуконского района – с 10 708 до 5 840 человек. Вполне может сложиться впечатление, что поддержание численности особей сёмги беспокоит власти больше, чем удержание населения на обживавшихся веками землях Русского Севера.

Тяжёлые условия повседневной жизни, ограниченная транспортная доступность, износ коммунальной инфраструктуры, дефицит рабочих мест не способствуют росту числа жителей. Тогда как привилегия упрощённого лова традиционных ценных пород рыбы вполне могла бы стать одним из стимулов для жизни людей на Севере.

Очевидно, что требует максимального упрощения процедура получения права на добычу северянами ценных пород рыб. Вызывает большие вопросы использование при этом посредников – владельцев рыболовных участков.

Право местных жителей добывать сёмгу, горбушу должно быть надёжно обеспечено ясной и понятной системой лицензирования, работу которой обязаны взять на себя органы государственной власти и местного самоуправления.

Вероятным выходом из лабиринта правотворческих ловушек могло бы стать предоставление постоянным жителям районов Арктической зоны Российской Федерации права осуществлять лов рыбы по облегчённым правилам, которые в настоящее время установлены в целях обеспечения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока.
Скрыть комментарии