Общество

Власти экономят на образовании детей-инвалидов Архангельской области

Срок на освоение профессии всего 10 месяцев

14 апреля 2017, 13:05
Эксперты призвали чиновников Архангельской области пересмотреть подход к получению профессии людьми с ментальными нарушениями. Сейчас в области для них действуют около десяти программ профессионального образования, на освоение которых предполагается всего десять месяцев. Об этом говорилось на встрече за круглым столом, который прошёл на базе техникума строительства и городского хозяйства. Эксперты обсудили проблемы и барьеры, не позволяющие выпускникам коррекционных школ с ментальными нарушениями получать специальную профессиональную подготовку, без которой они не могут найти работу в Архангельской области.

В регионе работают 14 образовательных организаций, которые могут обучать людей с ментальными нарушениями. В настоящее время в них учится 167 человек. Большая часть учреждений может предоставить одну-две специальности. В основном это: модистка головных уборов, плодоовощевод, портной, повар, каменщик, тракторист, сборщик изделий из мебели, оператор электронно-вычислительных машин и ряд других рабочих профессий.

Срок на освоение профессии всего 10 месяцев. Он может варьироваться в зависимости от возраста подростка и того, есть ли у него родители. Так определило министерство образования и науки Архангельской области.

Председатель комиссии по образованию Александр Таран отметил, что позиции учреждений профессионального образования и региональных чиновников на этот счёт разнятся. Его мнение разделяет и директор техникума строительства и городского хозяйства Ольга Журавлёва. Это образовательное учреждение сейчас является основной площадкой Архангельска, где люди с ограниченными возможностями могут получить профессию.

«Дети с ментальными нарушениями имеют право на однократную возможность получения бесплатного образования. Но зачастую они ограничены в выборе профессии или выбирают не ту специальность, по которой могут и хотят работать, как и любой другой человек. Сохранение права на получение второго образование очень важно. Также детям сложно даётся переход из одного коррекционного учебного заведения в другое. Я считаю, что нужно увеличить срок обучения. Дело тут не только в изучении профессии, но и во времени, которое требуется, чтобы освоиться», – считает Журавлёва.

Начальник отдела министерства образования и науки Архангельской области Николай Самухин основной причиной нежелания властей увеличивать срок обучения назвал дополнительные издержки, которые лягут на областной бюджет.

Директор техникума строительства, дизайна и технологий Татьяна Пятовская напомнила о том, что федеральное законодательство предполагает установление таких сроков обучения, которые требуются людям с ментальными нарушениями. Этим должна заниматься специальная

компетентная комиссия, чтобы человек действительно смог освоить профессию и быть востребованным на рынке труда.

Её возмущает, что на изучение основ школьной программы предполагается в разы больше времени, и государство находит финансирование на увеличенный срок обучения в школах.

«Предлагают даже учиться дополнительный 12-ый год. Эти дисциплины говорят об устройстве мира поверхностно, а мы даём за такой короткий срок профессию, которая поможет человеку жить всю оставшуюся жизнь. Мы изучили опыт других регионов. Очень много областей, где профессии обучают по два года. Это, например, Тамбовская, Новосибирская, Ульяновская области. Проще сказать, где в России учат меньше двух лет. Город Владимир также борется за увеличение сроков обучения, но их чиновники приводят в пример опыт Архангельской области», – рассказала Пятовская.

Председатель комиссии по образованию Александр Таран предложил чиновникам проработать этот вопрос совместно с представителями техникумов и общественниками.

«Во главу угла нужно ставить не наличие или отсутствие денег, а руководствоваться тем, удовлетворяет ли нынешняя система профессиональной подготовки людей, имеющих умственные ограничения, выводами о качестве их подготовки к самостоятельной жизни. Если не устраивает, то нужно понимать, что именно и что можно предпринять. Неужели в деньгах, предназначенных на образование, не найти энное количество средств, чтобы устранить диспропорцию. Главное, чтобы потом они смогли трудоустроиться и социально функционировать в обществе», – подытожил Таран.

Николай Мякшин, председатель Союза общественных объединений инвалидов Архангельской области, считает, что разговоры о недостаточном финансировании – не основание для единого десятимесячного срока обучения.

«Ссылками на финансовые проблемы можно всё прикрыть, но речь идёт о будущем человека. Нужно разрабатывать управленческие механизмы, благодаря которым образовательные учреждения могли бы запрашивать дополнительное финансирование из резерва. Необходимо разрабатывать методики, чтобы профессионалы определяли, сколько времени нужно конкретному человеку с ментальными нарушениями для освоения профессии», – считает Мякшин.

Эксперты рекомендовали Министерству образования и науки Архангельской области разработать нормативную базу и стандарты профобучения лиц с ментальными нарушениями, обеспечить процесс профориентации таких детей с учётом потребностей рынка труда региона и возможностей профтехобразования.

Региональному министерству труда, занятости и соцразвития посоветовали разработать межведомственный регламент, который позволит выпускникам закрепиться на рабочих местах.

Члены общественной палаты Архангельской области готовят обращение к министру образования и науки Архангельской области Игорю Скубенко. Ключевой проблемой в документе выделяется вопрос продолжительности профессионального обучения для людей, имеющих ограничения по здоровью. Распоряжение регионального минобрнауки, которое определяет сроки обучения, вызывает у экспертов вопросы о соответствии федеральному законодательству об образовании.

Мария Леонидова
Фото с сайта www.med.cap.ru
Скрыть комментарии