Общество

В областное Собрание депутатов отправили письмо с требованием разобраться с мусором

18 апр 2021, 11:05

Представители частного бизнеса отправили открытое письмо областному Собранию депутатов. Публикуем его без купюр:

В Архангельском Областном Собрании депутатов 25 марта 2021 года состоялось совещание в форме круглого стола на тему «Вопросы реализации областного закона «Об обращении с отходами производства и потребления на территории Архангельской области». По итогам этого совещания, как объявлено в средствах массовой информации, в мае 2021 года по данному вопросу должны состояться депутатские слушания. Как участники круглого стола, руководители предприятий, непосредственно осуществляющих работу в рамках реформы обращения с твердыми коммунальными отходами, как жители нашей области, имеющие гражданскую позицию и профессиональное зрелое представление о предмете обсуждения, предлагаем свои вопросы в повестку депутатских слушаний.

Больше года назад в Архангельской области в соответствии с «Соглашением об организации деятельности регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Архангельской области» от 29 октября 2019 г. заключенным между Министерством природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области и обществом с ограниченной ответстветственностью «ЭкоИнтегратор», последний приступил к работе как региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами. По прошествии года работы любого предприятия принято подводить итоги. Что деятельность регионального оператора дала жителям области и какие изменения за это время произошли в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами? Ответ на эти вопросы в буквальном смысле касается каждого, поскольку пожизненно, с момента рождения и до смерти каждый гражданин теперь обязан совершать «коммунальные платежи» в пользу этой структуры.

До начала мусорной реформы, как все теперь понимают, в области уже существовала саморегулируемая рыночная система вывоза ТКО. Высокая конкуренция в этой области сдерживала цены на услуги вывоза ТКО. Предприятия, практически без поддержки государства, развивались и обновляли технику. Имелись действующие предприятия, активно развивавшие раздельный сбор и сортировку ТКО. Естественно, как и в любой отрасли были проблемы, сбои, и нарушения, но они не носили до 01 января 2020 года глобального системного характера и почти мгновенно устранялись.

Позволим напомнить. Основная задача реформы обращения с ТКО — это максимальный отбор фракций, пригодных для вторичной переработки, снижение объемов захоронения ТКО на полигонах, как следствие, снижение числа полигонов, снижение нагрузки на окружающую среду и улучшение экологической и санитарной обстановки для населения. Методом решения этой задачи является строительство и организация работы мусоросортировочных и мусороперерабатывающих предприятий, внедрение раздельного сбора ТКО. Это основы, то, ради чего проводится реформа в Российской Федерации. Естественно, что сознательные и добросовестные перевозчики Архангельска и области поддержали такое благое начинание. Все участники рынка обращения ТКО полагали, что реализуемая в соответствии с принятыми федеральными законами и под прямым контролем областной власти реформа будет соответствовать целям, определенным федеральным законодательством. Что же получили в реальности?

Наше оценочное мнение: Реформа обращения с ТКО в Архангельской области провалена. Деятельность действующего регионального оператора несет прямую и явную угрозу эпидемиологической безопасности, экологической безопасности и экономической безопасности Архангельской области. Она носит деструктивный характер, подрывает авторитет власти и способствует созданию напряжения и росту протестных настроений в обществе.

Систематизируем факты. В октябре 2019 года две компании, ООО «ЭкоИнтегратор» и ООО «ЭкоПрофи», не имевшие ни одного мусоровоза и ни одного мусорного контейнера и сомнительные лицензионные документы, стали региональным оператором по обращению с ТКО и «генеральным перевозчиком» ТКО в Архангельской области. Местным независимым предприятиям, не имеющим другого выхода для выживания, кроме продолжения работы в сфере обращения с ТКО с искусственно созданным монополистом, фактически под угрозой закрытия региональный оператор (представителей «генерального перевозчика» в Архангельске на тот момент не существовало), навязал кабальный договор субподряда с «генеральным перевозчиком», не имевший в основном тексте ни цены договора, ни какой-либо базы для расчета размера оплаты за выполненную работу, но в то же время предусматривающий все возможные штрафы в пользу «генерального перевозчика». Особенно издевательски был сформулирован пункт, что сумма таких штрафов не может превышать месячной выручки субподрядчика. Муниципальным же предприятиям по всей области был отдан прямой приказ Правительством области подписать данный договор и выехать на работу с 01.01.2020 года уже под флагом регионального оператора. Итогом сговора областного Правительства и эмиссаров новоявленного регионального оператора стало то, что при его нулевых вложениях в экономику области мусорная реформа 01 января 2020 года была начата полностью за счет финансовых и материальных средств местных муниципальных и независимых перевозчиков.

С 01 января 2020 года вся отрасль обращения с ТКО в области ввергнута в непрекращающийся хаос. Действующие участники рынка в ходе рабочих встреч, «круглых столов» и совещаний по данной проблеме на разном уровне, указывали на полное отсутствие согласованного плана действий, нижайший уровень правового обеспечения для начала работы, отсутствие заключенных договоров с большинством действующих перевозчиков и операторов полигонов, но главное - недостаточность, даже совокупной материальной базы области, для реализации полноценной реформы обращения с ТКО, без предварительных внешних инвестиций. Мнение профессионалов и практиков было проигнорировано. Волюнтаристским решением чиновников областного правительства «реформа» была запущена с нужной только им даты. Для исчерпывающей иллюстрации уровня этих действий скажем: утром 01 января 2020 года ни Правительство области, ни руководство регионального оператора не обладало информацией, какие из предприятий города и области выходят на работу, а какие наоборот снимают свой контейнерный парк и машины с линий. Утверждаем это как непосредственные участники ежедневных оперативных совещаний с региональным оператором того периода. В обстановке сумятицы и неразберихи выехавшие на работу предприятия рефлексивно затыкали дыры по неохваченным вывозом территориям и изыскивали собственные резервы контейнерного парка, которые в ручном режиме распределялись поштучно. Эти бессистемные и хаотические действия были преподнесены как «успешный старт» «мусорной реформы». Продолжается она в таком же духе. Постоянные перипетии второй год освещаются в средствах массовой информации. Все заинтересованные лица могут ознакомиться с ними в открытых источниках. Но даже тезисное перечисление основных моментов напоминает дурной сериал. Вследствие не урегулирования процесса заключения договоров, выехавшие на работу перевозчики, начали останавливать свою деятельность и снимать контейнеры аж с первого месяца «реформы». Неисполнение обязательств по оплате выполненной работы местным предприятиям было сразу утверждено региональным оператором как норма при полном попустительстве органов власти. Многократные и многочисленные обращения перевозчиков и операторов полигонов к Губернатору, чиновникам и депутатам всех уровней и даже к Президенту РФ действия не возымели. Чиновники всех уровней заняли двурушническую позицию: с одной стороны, реформа начата государством и является государственным делом, а с другой, жесточайшие проблемы, созданные региональным оператором при их покровительстве это «споры хозяйствующих субъектов». Наглое и циничное неисполнение обязательств перед перевозчиками по оплате позволило «генеральному перевозчику», пришедшему в область с уставным капиталом 10 тысяч рублей, аккумулировать собираемые с населения средства в собственных целях и начать приобретение техники и контейнеров.

В общем хаосе и бессистемности, в которые ввергла Поморье деятельность регионального оператора по обращению с ТКО, единственными его системными действиями стало планомерное уничтожение местных предприятий. Уже к апрелю 2020 года практически все местные перевозчики вне зависимости от формы собственности были злоумышленными действиями регионального оператора поставлены на грань остановки. По всей области предприятия отрасли останавливали свою работу, в основном по причине полного исчерпания собственных оборотных средств при тотальных неплатежах за выполненную работу со стороны регионального оператора и его генерального перевозчика. Например, в мае 2020 года останавливали вывоз все перевозчики Архангельска, в том числе муниципальные, Новодвинска, южных районов области. Остановку местных предприятий региональный оператор и «генеральный перевозчик» цинично использовал для перераспределения рынка в свою пользу, лишая местные предприятия работы явочным порядком. Новодвинск был полностью передан «генеральному перевозчику». В Архангельске у ООО «Авто-Спец-Транс» отобрали более половины обслуживаемых маршрутов, а в муниципальном Архангельском спецавтохозяйстве, после их остановки 16 мая 2020 года, практически полностью передали маршруты вывоза «генеральному перевозчику». Фактом является и то, что в Архангельском спецавтохозяйстве за год трижды (!) меняли несогласное с уничтожением предприятия руководство. Итогом перемен стало то, что на производственной базе муниципального предприятия по-хозяйски разместился «генеральный перевозчик». Будет ли в таких условиях муниципальное предприятие продолжать производственную деятельность по вывозу ТКО или и муниципальные, то есть принадлежащие всем гражданам Архангельска, предприятия уничтожаются по келейному сговору чиновников во вред населению, но в пользу бенефициаров регионального оператора, вопрос риторический. В Архангельске последний независимый перевозчик ООО «Авто-Спец-Транс» вынужденно, из-за неоплаченной задолженности с ноября 2020 года включительно, остановил работу 17 марта 2021 года. 1 апреля 2021 года, также по причине систематических неплатежей, остановил вывоз ТКО перевозчик в Котласе ООО «Геракл». Таким образом единственным результативным итогом деятельности регионального оператора и его «генерального перевозчика» стало уничтожение местных предприятий в сфере обращения с ТКО. В 2021 году региональный оператор запустил в области, наряду с ООО «ЭкоПрофи» еще несколько подконтрольных фирм-прокладок, действующих по той же отработанной схеме.

Эти действия несут прямую и явную угрозу экономической безопасности Архангельской области и всего ее населения. Население области отдано в заложники частному предприятию, уже проявившему себя, как беспринципная и максимально алчная структура, вольная отныне монопольно диктовать цены на вывоз ТКО. Мало того, что цена вывоза одного кубометра ТКО, заложенная в тарифы регионального оператора более чем вдвое выше цены по которой работали местные перевозчики, так еще в ходе «круглого стола» в Областном собрании депутатов, руководством регионального оператора заявлено о намерении требовать от нашей области бюджетную дотацию в сумме 800 000 000 (Восемьсот миллионов) рублей. Не получилось организовать вывоз ТКО в Архангельской области за миллиард с лишним в год, собираемый с населения, нужен еще один из бюджета. Комментарии излишни. Уничтожив местный бизнес, эти дельцы безбоязненно начали, выкручивать руки и диктовать свои условия.

Большим вопросом является размер прямых налоговых потерь Архангельска и Архангельской области в результате деятельности регионального оператора. Уничтожаемые предприятия являются местными налогоплательщиками в то время, как разнообразные «ЭкоПрофи» и «ЭкоИнтеграторы» уводят из области налоговые поступления. Не сильно ошибемся, если скажем, что оценочные прямые налоговые потери Архангельской области составляют не менее 10 миллионов рублей ежемесячно.

Еще большим вопросом является объем денежных средств, «вчерную» выводимых региональным оператором из области через фирмы-прокладки. Простейшая арифметика показывает, что при собираемости оплаты с населения в Архангельске, Северодвинске и Новодвинске в 90% и по остальной области порядка 60%, в совокупности с уже выплаченной бюджетной дотацией за прошлый год, так и не дошедшей до реальных перевозчиков, полученные средства кратно перекрывают содержание пары офисов даже с сотней сотрудников и получение в лизинг 35 мусоровозов с первоначальным взносом в 5%. По нашему оценочному мнению, из области уже выведены сотни миллионов рублей «выручки». Подтвердить либо опровергнуть это положение может даже простейший анализ выписок о движении денежных средств по банковским счетам регионального оператора и его «генерального перевозчика». Но по каким-то причинам, ни органы власти, ни контролирующие соблюдение законности правоохранительные органы, не озаботились обеспечением прозрачности финансовых потоков регионального оператора. С высокой долей вероятности можно предположить, что какая-то толика выведенных средств вернется в область, но уже под видом «инвестиций».

Отдельной составляющей экономической безопасности региона, является выявление и противодействие возможным коррупционным схемам, особенно при реализации проектов особой общественной значимости, каким без сомнения является реформа обращения с ТКО. Жители области введены в глубочайшее заблуждение, что региональный оператор реализует государственный проект в интересах населения области. Эту иллюзию создает постоянное присутствие в информационном поле на государственных телеканалах и в прочих средствах массовой информации государственных чиновников и депутатов, выступающих, как правило, совместно с представителями регионального оператора и исключительно в интересах регионального оператора. В начале 2020 года активно работал Общественный совет проекта «Чистая страна», на который регулярно приглашалось руководство регионального оператора и его «генерального перевозчика», а итоги этих совещаний конструктивно освещались в СМИ. Когда «работа» регионального оператора привела к череде скандалов по всей области с неплатежами перевозчикам и остановками вывоза, а на заседаниях Общественного совета к региональному оператору появились конкретные претензии, куратор Общественного совета от Областного собрания депутатов явочным порядком прекратил его деятельность. Называя вещи своими именами, идет открытое лоббирование государственными служащими интересов частных обществ с ограниченной ответственностью, без участия государства, имеющих частных бенефициаров и выгодоприобретателей миллиардных сумм, собираемых с жителей Поморья. Какие аргументы вызывают горячую приязнь к этим ООО отдельных областных чиновников и депутатов архангельским избирателям пока не известно.

Вышеизложенного достаточно, для того чтобы утверждать: Деятельность регионального оператора в Архангельской области уже нанесла экономике области и прямой и косвенный ущерб, ухудшила финансовое положение каждого жителя области за счет многократного увеличения платы за вывоз ТКО без улучшения качества этой работы. Реальные инвестиции в экономику области составили ноль рублей без перспектив изменения этой круглой цифры впоследствии.
В области второй год идет имитация реформы обращения с твердыми коммунальными отходами, подмена ее набором декоративных мероприятий, к реформе не имеющих никакого отношения. Эту имитацию и декорации в глазах общественности прикрывает бессмысленный информационный шум ангажированных средств массовой информации, забалтывающих реальные проблемы и замалчивающих суть реформы. Гражданам, оплачивающим эти мероприятия из своих и личного и бюджетного карманов под видом реализации реформы преподносятся то приобретение мусоровозов частной компанией, то замена металлических контейнеров на пластиковые, то организация пунктов временного накопления ТКО, которые в рамках действующего законодательства являются теми же несанкционированными свалками. К слову отметим, в реалиях Архангельской области вопрос сплошной установки пластиковых контейнеров, без подготовленной инфраструктуры их использования, прежде всего специально оборудованных площадок, установка контейнеров с колесами в глубокий снег и придорожную грязь, является весьма спорным. То есть, даже смежные вопросы решаются максимально бессистемно и непрофессионально.
Какие же действия, составляющие цель реформы и какими методами, произведены региональным оператором в Архангельской области за полтора года. Исключительно деструктивные. Прежде всего это уничтожение Архангельского мусороперерабатывающего комбината (АМПК). Местное предприятие, реально осуществлявшее сортировку ТКО и отбор вторичного сырья выкинуто с рынка так же, как и местные перевозчики ТКО. Замена контейнеров АМПК на «контейнеры для раздельного сбора» регионального оператора является очковтирательством, поскольку в городе и области региональный оператор физически не имеет производственных мощностей для их полноценного приема и глубокой переработки. В лучшем случае эти отходы ждет примитивный кустарный отбор вторичного сырья, в каком-нибудь бывшем ангаре САХа, в худшем тихая погрузка в общий мусоровоз и вывоз прямиком на свалку. Таким образом даже то снижение нагрузки на окружающую среду, которое обеспечивали местные предприятия, фактически уничтожено действиями регионального оператора.
Еще большую прямую и явную угрозу экологической и эпидемиологической безопасности жителей области несет бездействие регионального оператора по созданию реально работающей системы обращения ТКО, с зафиксированным календарным планом реального ввода и вывода из производственного цикла объектов размещения и утилизации. Про создание объектов переработки ТКО, очевидно, при действующем региональном операторе, не стоит и вспоминать.

В ходе «круглого стола» в Областном собрании депутатов 25 марта 2021 года руководитель регионального оператора, к слову третий за год на этой должности, возможно не зная, что говорили его предшественники на подобных совещаниях, заявил (цитируем): «Без территориальной схемы нельзя определить места для строительства новых современных комплексов, без утвержденного норматива накоплений нельзя создать территориальную схему корректную, то есть ее придется менять». Через полтора года «работы» регионального оператора не стесняясь говорить на камеру о том, что в области нет «корректной» схемы обращения с ТКО это по-настоящему смело. Непосвященным стоит пояснить, что территориальная схема разрабатывается и утверждается до начала работы, несоответствие потоков транспортирования ТКО территориальной схеме является грубейшим нарушением природоохранного законодательства. Попутно следует задать вопрос: почему территориальная схема обращения с ТКО в Архангельской области, изготовленная по заказу областного правительства и фактически оплаченная миллионами бюджетных рублей оказалась непригодной для работы. Кто из чиновников областного правительства понесет ответственность за бессмысленную трату бюджетных средств в особо крупном размере?

Давайте ответим на простые и понятные вопросы. Какие производственные мощности по глубокой переработке ТКО в Архангельской области созданы в ходе реформы? Никакие. Возможно, такие объекты находятся в стадии рабочего проекта? Нет. Созданы ли объекты размещения ТКО, взамен закрытых и исчерпавших ресурс, или имеются рабочие проекты таких объектов? Нет.
На фоне откровенной маниловщины со строительством «новых современных комплексов» переработки и утилизации ТКО, которых нет даже в стадии предпроектной подготовки, следует напомнить текущую ситуацию с объектами размещения ТКО. Например, единственным действующим объектом для размещения ТКО, образующихся в городах Архангельск и Новодвинск сегодня является Архангельский городской полигон. Фактом является то, что указанный объект был закрыт по иску Прокуратуры города Архангельска, решением Ломоносовского районного суда еще в 2008 году, как несоответствующий требованиям к объектам размещения ТКО. С 2008 года по 2014 год решениями суда ежегодно предоставлялась отсрочка исполнения решения по закрытию полигона. С 2014 года суд в предоставлении отсрочки исполнения решения по закрытию полигона отказал. Исполнительный лист по закрытию Архангельского городского полигона изготовлен и передан в Архангельскую прокуратуру. Фактически с этого времени единственный объект размещения ТКО для областного центра закрыт и действует явочным порядком, поскольку исполнительный лист, вследствие безвыходной ситуации, не предъявляется к исполнению. Региональный оператор, имея исчерпывающую информацию, второй год бездействует, очевидно, занимая позицию «как-нибудь само разрешится». Одна из острейших проблем замалчивается и скрывается от населения. Чем это угрожает, не надо объяснять даже неспециалистам. Крупнейшая городская агломерация области с почти четырехсоттысячным населением, одномоментно окажется в режиме чрезвычайной ситуации по утилизации ТКО, когда к оценочному показателю «бездействие» вынужденно придется добавлять слово «преступное». И существует ли надлежащая и действующая банковская гарантия регионального оператора, для покрытия убытков на такой случай.

В других районах области ситуация не лучше. Усилия сосредоточены на выделении земельных участков под «площадки временного накопления» и спорах с муниципалитетами об источниках их содержания, которые являются исключительно паллиативной мерой в обстановке общей бессистемности работы регионального оператора.

Упомянутое соглашение регионального оператора с МПР от 29.10.2019 г. изобилует пышными формулировками его обязанностей. Региональный оператор обязуется и «обеспечить разработку, согласование и исполнение производственных и инвестиционных программ в соответствии с законодательством Российской Федерации» (Пункт 3.2.13), и «осуществлять мероприятия по снижению негативного воздействия на окружающую среду в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации и законодательства Архангельской области, в том числе внедрение наилучших доступных технологий, обеспечивающих снижение негативного воздействия на окружающую среду» (Пункт 3.2.28) и «ежегодно предоставлять банковскую гарантию в обеспечение своих обязательств» и много чего еще. Областное правительство, в свою очередь, вправе «требовать исполнения Региональным оператором обязательств по настоящему Соглашению». Полтора года потрачено безвозвратно. По каким причинам отсутствуют требования исполнения основных положений Соглашения региональным оператором со стороны областного правительства? Этот вопрос точно не спустить на тормозах под видом «спора хозяйствующих субъектов».

Вышеизложенного достаточно чтобы сделать однозначный вывод. Деятельность регионального оператора в Архангельской области за полтора года не только не улучшила санитарно-эпидемиологическую обстановку, не снизила нагрузку на окружающую среду, но и создала дополнительные прямые и явные угрозы экологической и эпидемиологической безопасности жителей области.

В качестве первоочередных действий по преодолению сложившейся ситуации предлагаем, на запланированных на май 2021 года областных депутатских слушаниях получить четкие ответы по поставленным выше вопросам. И только по конкретным делам сделать выводы о способности или неспособности действующего регионального оператора осуществить реформу обращения с ТКО в нашей области, к реализации которой второй год никто еще не приступал.

Добиться прозрачности деятельности регионального оператора (не важно действующего или будущего) для граждан области. Это касается как использования огромных финансовых потоков, собираемых с населения и полученных из бюджета области, так и четких и внятных календарных планов реализации реформы с ответственностью за их исполнение.
Исключить келейность принятия решений в отношении регионального оператора. До сих пор его деятельность обеспечивается не результатами работы, а договоренностями с отдельными чиновниками и депутатами, закрывающими глаза на реальное положение дел.

Предусмотреть реальные меры по поддержке и сохранению местных предприятий в сфере обращения с ТКО. Данные меры не только корреспондируются с декларируемой государством поддержкой малого и среднего бизнеса, соблюдением антимонопольного законодательства, но и создают «подушку безопасности» для области от возможных неадекватных действий регионального оператора, как искусственно созданного монополиста.

Не лишним было бы возобновить работу Общественного совета по проекту «Чистая страна» с целью реализации общественного контроля и механизма «обратной связи» с региональным оператором для населения области.

Продолжение имитации реформы обращения с ТКО действующим региональным оператором, как есть на сегодняшний день, ведет к тому, что Поморье получит «Шиес» в масштабах всей области.

С уважением,

Генеральный директор ООО «АСТ» Веселков Д.Н.
Учредитель ООО «АСТ» Костин И.В.
Скрыть комментарии