Слухи о том, что в городском бюджете не хватает средств на выплату зарплаты учителям и воспитателям, пошли ещё весной. Сейчас они стали жестокой реальностью. По неофициальной информации из ряда образовательных учреждений Архангельска, лимиты по фонду оплаты труда до них были доведены по октябрь включительно. При этом вопрос о финансировании выплаты зарплаты за ноябрь-декабрь повис в воздухе.
Хотя, власти утверждают, что финансирование добавлено, на фоне настойчивых «рекомендаций» сверху о сокращении штатов и директивного перевода всех школ и детских садов на так называемую «централизованную бухгалтерию», а затем на аутсорсинг, перспективы сохранить хотя бы сегодняшний уровень заработной платы волнует большую часть педагогического сообщества столицы Поморья.
Реальность снижения зарплаты учителей подтвердил на октябрьской сессии гордумы и директор департамента образования городской администрации Владимир Меженный. Далее цитата по официальному интернет-порталу МО «Город Архангельск»: «Например, в школе №82 на Левом берегу, средняя зарплата у педагогов была около 35 тысяч рублей, в среднем им платили 37 тысяч, в итоге сейчас, чтобы сбалансировать выплаты, снижают зарплаты».
Необходимо отметить, что в связи с ростом тарифов на коммунальные слуги, повышением минимального размера оплаты труда, школы и детские сады Архангельска в конце текущего года оказались сложной финансовой ситуации. Утверждённых лимитов финансирования уже не хватает для выплаты заработной платы, оплаты коммунальных услуг, а также отчислений по налогам и в Пенсионный фонд. Одной из причин такой ситуации является то, что в мае администрацией Архангельска в приказном порядке всем учреждениям образования были выдвинуты требования о повышении средней заработной платы педагогам. Но финансирование этих расходов в городском бюджете изначально предусмотрено не было. В итоге городские власти вместо того, чтобы потребовать увеличения субсидий из областного бюджета, стали судорожно перекраивать и без того скудный фонд оплаты труда педагогов.
Новую редакцию Примерного положения об оплате труда работников муниципальных образовательных организаций администрация Архангельска утвердила 5 мая постановлением №478. В соответствии с этим документом из должностного оклада педагогических работников исключаются повышающий коэффициент за стаж работы и за образование. Также в оплату труда не включается доплата воспитателям в размере 3 тысяч рублей, и 1,5 тысяч рублей – отдельным категориям специалистов (социальные педагоги, музыкальные работники, преподаватели физкультуры, логопеды), введенная за счёт горбюджета при бывшем мэре Викторе Павленко.
«В итоге минимальный оклад педагога значительно уменьшается, при этом увеличивается доля стимулирующих выплат, что ведёт к общей нестабильности оплаты труда как во времени, так и персонально: один месяц у кого-то «густо», а другой – «пусто». При этом спланировать свою зарплату работники уже не в состоянии», – рассказала заведующая одного из детских садов Архангельска.
Кроме того, существенно изменился расчёт оклада руководителя образовательной организации, прежде всего, детского сада. Из показателей его деятельности исключён критерий «Организация в учреждении услуг за оплату», что понижает количество баллов для установления размера оклада. Также в связи с постоянно спускаемыми из городской администрации требованиями оптимизации штатов учреждений, в них идут постоянные сокращения. По факту работников стало меньше, а расчёт баллов для установления оклада заведующим по количеству сотрудников не изменён, что также привело к снижению по данному показателю.
Одним из критериев для определения стимулирующих выплат руководителям дошкольных учреждений в новое Положение включён пункт «Привлечение дополнительных источников финансирования (платные образовательные услуги)», исчисляемый как процентное соотношение к бюджетному финансированию. Но чтобы его реализовать, необходимо проводить большое количество платных образовательных услуг. Далеко не все учреждения имеют физическую возможность оказывать данные услуги из-за отсутствия дополнительных помещений, износа оборудования, нехватки профильных специалистов. Кроме того, по новому Положению стимулирующие выплаты педагогическим работникам теперь начисляются в пределах утверждённого фонда оплаты труда учреждения, в том числе и за счёт средств, приносящих доход. Фактически это означает, что школы и детские сады Архангельска вынуждены сами зарабатывать на оплату труда своих педагогов.
Директора школ и заведующие детсадов уже с июня направляли многочисленные обращения в департамент образования с обоснованными расчётами роста расходов на фонд оплаты труда и требованиями увеличить лимиты финансирования. Но все они в итоге получили абсолютно одинаковый ответ со следующими «рекомендациями», звучавшими как указания к немедленному исполнению:
- уменьшить выплату заработной платы до МРОТ всем работникам кроме педагогов (то есть нянечкам, поварам, слесарям, дворникам и т.п., хотя без них невозможно нормально организовать учебный процесс, что понятно любому родителю, чей ребенок посещает детский сад или школу);
- снизить потребление энергоресурсов (однако, большая часть зданий образовательных учреждений Архангельска требует ремонта (окон, несущих конструкций, инженерных систем), что не позволяет без серьёзных затрат реализовать мероприятия по энергоэффективности);
- осуществить оптимизацию штатного расписания – то есть сократить сотрудников (хотя в учреждениях образования и так наблюдается дефицит кадров).
Отдельно необходимо отметить требование городских властей «зарабатывать самим», то есть как можно шире внедрять платные образовательные услуги. Как нам пояснили в одном из городских детсадов, большинство зданий дошкольных учреждений построено в 1970-80-е годы, и они не имеют дополнительных помещений для организации занятий на платной основе.
«Например, по типовым проектам детские сады имеют только один музыкальный зал, он же часто используется и как спортивный, отсутствуют и другие свободные помещения, где, по требованиям СанПиН, можно организовывать занятия. Нужно учитывать и то, что для большинства родителей даже существующая плата за посещение ребёнком детсада является серьёзной нагрузкой на семейный бюджет, о чём свидетельствует задолженность по ней. Платить за допуслуги многие просто не смогут. Как при этом детсадам «зарабатывать самим» - непонятно», - говорит собеседник агентства.
Кроме того, от директоров школ и заведующих детских садов уже второй год требуют перехода учреждений на аутсорсинг. По словам зама по административно-хозяйственной части одного из детсадов Архангельска, для дошкольных учреждений это крайне невыгодно:
«Воспитанники находятся в детсаду с 2-х лет, на протяжении 12 часов, и обеспечить их безопасное пребывание необходимо в течение всего времени. Например, если зимой будет разбито окно или прорвёт батарея, слесарь детсада устранит неисправность гораздо быстрее, чем специалист из некой централизованной обслуживающей организации: тут прямая аналогия с управкомпаниями и ТСЖ. Также многие технические работники детсадов работают по совместительству: наши «дяди Васи» и «дяди Пети» - и дворники, и плотники, и электрики, и слесари. Но без них нормальная работа детсада просто немыслима».
К тому же организации, предоставляющие услуги по аутсорсингу, как правило, не заинтересованы в обязательном прохождении своими сотрудниками медицинских комиссий и не требуют от них справки об отсутствии судимости. А это обязательные требования для работы в образовательном учреждении.
Вопрос о финансировании и слухах о сокращении заработной платы прокомментировал заместитель главы Архангельска по вопросам экономического развития и финансам Даниил Шапошников:
«Я не отрицаю, что в работе МКУ «Центр бухгалтерского и экономического обслуживания» есть ошибки, но они не носят системный характер, а вот человеческий фактор исключить нельзя. Приведу пример. Поступила жалоба из одной из наших школ, в которой говорилось, что из-за централизованной бухгалтерии упала заработная плата. Но такого не может быть, бухгалтерия просто обслуживает и не влияет на уровень заработной платы. Выяснилось: у директора был выделен фонд оплаты труда, он использовал его сверх нормы до 1 сентября - переплачивал премии, поддерживал повышенную зарплату - на момент жалобы он уже не мог поддерживать высокий уровень заработной платы. А людям донесли таким образом, что мы перешли на центральную бухгалтерию, теперь у вас зарплата упала.
Что касается Примерного положения об оплате труда. Действительно, департамент образования в рамках федеральных нормативных документов выпустил иное Примерное положение об оплате труда в бюджетных учреждениях. Произошла пересортировка между базовой частью и премиальной частью заработной платы, поменялась лишь структура заработной платы.
У многих учреждений не хватало средств после того, как с 1 июля подняли минимальный размер оплаты труда. На предыдущей сессии городской Думы мы выделили 2,6 миллиона рублей тем учреждениям, у которых средств на исполнение указов, МРОТа и прочее не хватало. Соответственно на следующий год мы в полном объёме в бюджете предусматриваем все обязательства. Надо понимать, что в бюджете вы не увидите имена конкретных людей, которым мы должны выплатить зарплату, мы выделяем деньги, а уже руководитель учреждения принимает решение, кому платить премии, кому ещё что-то, и как раз некачественное управление финансами приводит к таким последствиям, пример которых я привёл ранее».
Продолжение следует…
Александр Кулешов
Елизавета Комарова
Хотя, власти утверждают, что финансирование добавлено, на фоне настойчивых «рекомендаций» сверху о сокращении штатов и директивного перевода всех школ и детских садов на так называемую «централизованную бухгалтерию», а затем на аутсорсинг, перспективы сохранить хотя бы сегодняшний уровень заработной платы волнует большую часть педагогического сообщества столицы Поморья.
Реальность снижения зарплаты учителей подтвердил на октябрьской сессии гордумы и директор департамента образования городской администрации Владимир Меженный. Далее цитата по официальному интернет-порталу МО «Город Архангельск»: «Например, в школе №82 на Левом берегу, средняя зарплата у педагогов была около 35 тысяч рублей, в среднем им платили 37 тысяч, в итоге сейчас, чтобы сбалансировать выплаты, снижают зарплаты».
Необходимо отметить, что в связи с ростом тарифов на коммунальные слуги, повышением минимального размера оплаты труда, школы и детские сады Архангельска в конце текущего года оказались сложной финансовой ситуации. Утверждённых лимитов финансирования уже не хватает для выплаты заработной платы, оплаты коммунальных услуг, а также отчислений по налогам и в Пенсионный фонд. Одной из причин такой ситуации является то, что в мае администрацией Архангельска в приказном порядке всем учреждениям образования были выдвинуты требования о повышении средней заработной платы педагогам. Но финансирование этих расходов в городском бюджете изначально предусмотрено не было. В итоге городские власти вместо того, чтобы потребовать увеличения субсидий из областного бюджета, стали судорожно перекраивать и без того скудный фонд оплаты труда педагогов.
Новую редакцию Примерного положения об оплате труда работников муниципальных образовательных организаций администрация Архангельска утвердила 5 мая постановлением №478. В соответствии с этим документом из должностного оклада педагогических работников исключаются повышающий коэффициент за стаж работы и за образование. Также в оплату труда не включается доплата воспитателям в размере 3 тысяч рублей, и 1,5 тысяч рублей – отдельным категориям специалистов (социальные педагоги, музыкальные работники, преподаватели физкультуры, логопеды), введенная за счёт горбюджета при бывшем мэре Викторе Павленко.
«В итоге минимальный оклад педагога значительно уменьшается, при этом увеличивается доля стимулирующих выплат, что ведёт к общей нестабильности оплаты труда как во времени, так и персонально: один месяц у кого-то «густо», а другой – «пусто». При этом спланировать свою зарплату работники уже не в состоянии», – рассказала заведующая одного из детских садов Архангельска.
Кроме того, существенно изменился расчёт оклада руководителя образовательной организации, прежде всего, детского сада. Из показателей его деятельности исключён критерий «Организация в учреждении услуг за оплату», что понижает количество баллов для установления размера оклада. Также в связи с постоянно спускаемыми из городской администрации требованиями оптимизации штатов учреждений, в них идут постоянные сокращения. По факту работников стало меньше, а расчёт баллов для установления оклада заведующим по количеству сотрудников не изменён, что также привело к снижению по данному показателю.
Одним из критериев для определения стимулирующих выплат руководителям дошкольных учреждений в новое Положение включён пункт «Привлечение дополнительных источников финансирования (платные образовательные услуги)», исчисляемый как процентное соотношение к бюджетному финансированию. Но чтобы его реализовать, необходимо проводить большое количество платных образовательных услуг. Далеко не все учреждения имеют физическую возможность оказывать данные услуги из-за отсутствия дополнительных помещений, износа оборудования, нехватки профильных специалистов. Кроме того, по новому Положению стимулирующие выплаты педагогическим работникам теперь начисляются в пределах утверждённого фонда оплаты труда учреждения, в том числе и за счёт средств, приносящих доход. Фактически это означает, что школы и детские сады Архангельска вынуждены сами зарабатывать на оплату труда своих педагогов.
Директора школ и заведующие детсадов уже с июня направляли многочисленные обращения в департамент образования с обоснованными расчётами роста расходов на фонд оплаты труда и требованиями увеличить лимиты финансирования. Но все они в итоге получили абсолютно одинаковый ответ со следующими «рекомендациями», звучавшими как указания к немедленному исполнению:
- уменьшить выплату заработной платы до МРОТ всем работникам кроме педагогов (то есть нянечкам, поварам, слесарям, дворникам и т.п., хотя без них невозможно нормально организовать учебный процесс, что понятно любому родителю, чей ребенок посещает детский сад или школу);
- снизить потребление энергоресурсов (однако, большая часть зданий образовательных учреждений Архангельска требует ремонта (окон, несущих конструкций, инженерных систем), что не позволяет без серьёзных затрат реализовать мероприятия по энергоэффективности);
- осуществить оптимизацию штатного расписания – то есть сократить сотрудников (хотя в учреждениях образования и так наблюдается дефицит кадров).
Отдельно необходимо отметить требование городских властей «зарабатывать самим», то есть как можно шире внедрять платные образовательные услуги. Как нам пояснили в одном из городских детсадов, большинство зданий дошкольных учреждений построено в 1970-80-е годы, и они не имеют дополнительных помещений для организации занятий на платной основе.
«Например, по типовым проектам детские сады имеют только один музыкальный зал, он же часто используется и как спортивный, отсутствуют и другие свободные помещения, где, по требованиям СанПиН, можно организовывать занятия. Нужно учитывать и то, что для большинства родителей даже существующая плата за посещение ребёнком детсада является серьёзной нагрузкой на семейный бюджет, о чём свидетельствует задолженность по ней. Платить за допуслуги многие просто не смогут. Как при этом детсадам «зарабатывать самим» - непонятно», - говорит собеседник агентства.
Кроме того, от директоров школ и заведующих детских садов уже второй год требуют перехода учреждений на аутсорсинг. По словам зама по административно-хозяйственной части одного из детсадов Архангельска, для дошкольных учреждений это крайне невыгодно:
«Воспитанники находятся в детсаду с 2-х лет, на протяжении 12 часов, и обеспечить их безопасное пребывание необходимо в течение всего времени. Например, если зимой будет разбито окно или прорвёт батарея, слесарь детсада устранит неисправность гораздо быстрее, чем специалист из некой централизованной обслуживающей организации: тут прямая аналогия с управкомпаниями и ТСЖ. Также многие технические работники детсадов работают по совместительству: наши «дяди Васи» и «дяди Пети» - и дворники, и плотники, и электрики, и слесари. Но без них нормальная работа детсада просто немыслима».
К тому же организации, предоставляющие услуги по аутсорсингу, как правило, не заинтересованы в обязательном прохождении своими сотрудниками медицинских комиссий и не требуют от них справки об отсутствии судимости. А это обязательные требования для работы в образовательном учреждении.
Вопрос о финансировании и слухах о сокращении заработной платы прокомментировал заместитель главы Архангельска по вопросам экономического развития и финансам Даниил Шапошников:
«Я не отрицаю, что в работе МКУ «Центр бухгалтерского и экономического обслуживания» есть ошибки, но они не носят системный характер, а вот человеческий фактор исключить нельзя. Приведу пример. Поступила жалоба из одной из наших школ, в которой говорилось, что из-за централизованной бухгалтерии упала заработная плата. Но такого не может быть, бухгалтерия просто обслуживает и не влияет на уровень заработной платы. Выяснилось: у директора был выделен фонд оплаты труда, он использовал его сверх нормы до 1 сентября - переплачивал премии, поддерживал повышенную зарплату - на момент жалобы он уже не мог поддерживать высокий уровень заработной платы. А людям донесли таким образом, что мы перешли на центральную бухгалтерию, теперь у вас зарплата упала.
Что касается Примерного положения об оплате труда. Действительно, департамент образования в рамках федеральных нормативных документов выпустил иное Примерное положение об оплате труда в бюджетных учреждениях. Произошла пересортировка между базовой частью и премиальной частью заработной платы, поменялась лишь структура заработной платы.
У многих учреждений не хватало средств после того, как с 1 июля подняли минимальный размер оплаты труда. На предыдущей сессии городской Думы мы выделили 2,6 миллиона рублей тем учреждениям, у которых средств на исполнение указов, МРОТа и прочее не хватало. Соответственно на следующий год мы в полном объёме в бюджете предусматриваем все обязательства. Надо понимать, что в бюджете вы не увидите имена конкретных людей, которым мы должны выплатить зарплату, мы выделяем деньги, а уже руководитель учреждения принимает решение, кому платить премии, кому ещё что-то, и как раз некачественное управление финансами приводит к таким последствиям, пример которых я привёл ранее».
Продолжение следует…
Александр Кулешов
Елизавета Комарова