Как ведётся строительство мусорного полигона на станции Шиес, сколько ещё подобных полигонов планируют разместить на территории Архангельской области, почему местные жители против и на что они готовы пойти в протесте против свалки, в чём люди обвиняют областных чиновников и куда через Урдому ушёл поезд с коммунальными отходами… Всё это в репортаже «Двины Сегодня» с места событий.
Архангельск-Урдома-Шиес
Чтобы добраться до станции Шиес, нужно проехать около 30 километров вдоль газопровода от посёлка Урдома в Ленском районе по разбитой гравийной дороге. Не каждый внедорожник осилит этот путь. Но подготовленная «буханка» проскакивает глубокие лужи и размытые дождями участки. Да и путь до Урдомы занял у нас почти 14 часов на машине по разбитым дорогам, оставляющим лишь одно впечатление: Урдома и люди, которые здесь живут, никому не нужны…
По пути наш водитель рассказывает о жизни в Урдоме, о настроениях местных жителей по отношению к большой московской свалке, которую планируют строить на Шиесе. Нет, здесь никто не верит в строительство мусороперерабатывающего завода. Завод в Шиесе, у «чёрта на куличках» не может быть выгодным предприятием. А вот переработка строительного мусора где-то в центральной России – это уже более или менее, но осмысленный с точки зрения прибыли шаг. Все, с кем нам довелось пообщаться в Урдоме, уверены, что так называемый первый этап – власти обещают в первый год складировать отходы, а на второй запустить переработку – так и останется главным и единственным предназначением мусорного полигона.
УАЗик сворачивает с дороги и останавливается. Нам предстоит пройти около 800 метров по лесной дороге, по колено в грязи и воде. За разговорами время летит быстро, чавканье под сапогами, брызги, и вот мы уже на железнодорожной станции Шиес.
Вопросы есть, ответов нет
Со времени последнего посещения стройки местными жителями здесь заметны изменения. Со стороны леса установлена будка охраны. Висит объявление о ведущейся видеосъёмке, хотя камер мы нигде не заметили.
Скромная будка охранника
Охранник фотографирует нас на мобильный телефон и выходит навстречу. Начинает нас убеждать, что мы находимся незаконно на строительном объекте и даже предпринимает попытку заверить, что мы просто не заметили соответствующий аншлаг. Но никаких аншлагов до сих пор нет.
Стройматериалы завезли недавно
Ещё одно изменение – на технике стали появляться государственные регистрационные знаки. Не на всех машинах они есть, но на большинстве. Это следствие проверок, которые под давлением общественности вынуждены были провести несколько надзорных органов.
Популярное южное направление... но занесло на Севера
В сопровождении вежливого охранника продолжаем двигаться к центру происходящего. Стройматериалы разбросаны как попало, ведётся откачка воды из многочисленных канав, грузовики возят песок. Здесь явно отсыпают подушку для новой жд-ветки.
Куда-то возят уголь тележками
На самой станции стоят вагоны, в которых живут рабочие. Люди здесь угрюмые. Если видят фотоаппарат, стараются прятать лицо. На вопросы никто не отвечает. Даже боятся сказать, откуда приехали в этот медвежий угол. Лишь пара человек признались, что живут где-то на Дону, кто-то приехал из Орла, есть даже москвичи.
Роются котлованы
Два-три начальника внимательно следят за нашими передвижениями. Срывают листы с доски объявлений со словами: «Это устаревшая информация!» – но мы успеваем сделать снимок. Списки рабочих на отправку домой. Работа ведётся вахтовым методом. Теперь мы знаем, что одна вахта – это около 70 рабочих, 30 сентября они уехали в Ярославль. Судя по осветительным приборам, работы не останавливаются и ночью.
– Ночью тоже работаете? – спрашиваю охранника.
– Конечно, работаем, круглосуточно.
И действительно, в окошках жилых вагонов периодически появляются заспанные лица – это ночная смена.
Рабочий ночной смены на отдыхе
Заглядываю на станцию. Дежурный работник РЖД рассказывает, что соседство со строителями не приносит никаких проблем, уживаются мирно. А протесты местных ни к чему не приведут, да и зря они это, от свалки выиграют все.
Но, судя по всему, обещанные новые рабочие места местным жителям пока не достаются. Кроме 140 приезжих, здесь работают всего несколько местных жителей. Нам удалось узнать, что несколько жителей Урдомы рубят лес. Ещё пара человек работают непосредственно на строительстве. Они поспешили скрыться, но наш водитель успел их узнать.
Постыдная работа
– Если ты пошёл работать на Шиес, в Урдоме это как чёрная метка. Поэтому никто не афиширует, что устроился на работу сюда. У нас нет проблемы с работой, если есть желание, всегда можно устроиться. Очень многие трудятся в «Газпроме», который строит седьмую ветку газопровода, хватает работы, – говорит наш проводник.
Пока мы шли к станции, на некоторых машинах замазали номера
Охранник записывает нас в некую «книгу посетителей» и обещает сообщить линейной полиции о нашем визите. Но ответить, кто именно ведёт строительство, что именно здесь строится, он не в состоянии. Не отвечают на вопросы и те несколько начальников, что находятся поблизости.
Некоторая техника всё ещё без номеров
– Здесь ведётся строительство, сейчас на месте только мастера и прорабы. «Большой батя» в отъезде, здесь он редкий гость. Фамилию его не знаю, я своё руководство знаю, – объясняет представитель ЧОПа «Гарант Безопасности» на просьбу вызвать начальника стройки.
Разводят кур
«Батя», как нам стало известно, действительно, большую часть времени проводит в Урдоме, в гостинице «Северные Зори», владельцем которой является местный предприниматель Борис Сидоров. Он же обеспечивает строителей всем необходимым.
Вертолётная площадка
– Когда губернатор прилетел на вертолёте в Урдому, Борис встречал его на своей машине, прямо с площадки увёз. Мы уверены, что там очень тесные связи по этому мусорному бизнесу, – рассказывают нам местные жители.
Заправка транспорта, явное нарушение техники безопасности
Записавшись в гостевой книге, продолжаем изучать стройку. Отправляемся в сторону подозрительной площадки, которая оказалась вертолётной. Соответствующая разметка не оставляет никаких сомнений, что руководство вскоре будет добираться сюда по воздуху.
Творческий бардак на стройке
Уходим в лес – нас очень интересует способ расчистки территории и техника, которая работает вдали от станции. Но по пути находим шланг, из которого льётся вода. Это та самая откачка мутной глинистой воды. Сливается прямо в лес, который совсем недавно был сухим. Поблизости находим остатки былого жилища.
Чуть дальше выходим на опушку леса, где ведутся работы. Сами деревья рубят вручную. Добираемся до места, где только что падал лес, но рабочих, видимо, предупредили о нашем визите, они успели скрыться. Судя по всему, ценный лес отсюда вывозят, а остальное перерабатывают в щепу на месте.
Продвигаются довольно быстро
Лес, как стало нам известно, вывозится техникой, принадлежащей предпринимателю Сидорову. Свидетели утверждают, что лесовозы перебираются на станцию через жд-пути с помощью разборного настила, что является грубейшим нарушением.
Лес перерабатывают в щепу
Что ж, возвращаемся на станцию. Охрана всё это время наблюдает за нашими передвижениями в бинокль. На станции просим воды и нас угощают оставшимся с завтрака вкуснейшим чёрным чаем. За чаем узнаём, что в перспективе здесь планируют построить жильё для рабочих. Тогда вагоны с табличкой «Москва-Анапа» и «Москва-Адлер» вновь начнут перевозки пассажиров на южных направлениях. В администрации Урдомы нам подтверждают, что фактически строительство общежития уже началось.
Четыре полигона для Поморья
А пока «партизанская стройка» продолжает функционировать. Несмотря на отсутствие согласований и экологических экспертиз. Даже местные власти не были уведомлены о запуске грандиозного проекта. Глава МО «Урдомское», в которое входит и территория станции Шиес, узнала об объекте из социальных сетей. Елена Смирнова отправила на место своего специалиста. На станции был составлен акт. А из беседы с руководителем стройки стало понятно, что в Архангельской области будут построены ещё три подобных полигона. Где именно? Пока остаётся загадкой. Лишь на уровне слухов сейчас говорят об Онежском и Коношском районах. Будет ли оказано там местными жителями такое же стойкое сопротивление или нет, покажет время. Но с Урдомой, кажется, просчитались. Здесь не только активисты, но и местные власти выступают против мусорного полигона. И готовы судиться.
– Я считаю, что нам не нужно никакое строительство на станции Шиес, связанное с переработкой чужих отходов.
– Вам предлагают размещение ваших отходов на строящемся полигоне в Шиесе?
– Да что вы! Это же не реально! Ни мостов, ни дорог нет, чтобы туда что-то вывозить. Это сказка.
– Почему вы против полигона?
– Все согласования должны проводиться в правовом поле и своевременно. То, как сейчас ведётся работа, – нам как обухом по голове. Получается, что нет никакого самоуправления на местах. Мы пишем во все инстанции и не получаем никаких ответов. Мы сейчас готовим иск в суд от себя, но для этого нужно провести большую претензионную работу.
– К кому будете подавать иск?
– На РЖД. Сегодня мы видим, что нет проекта, нет изысканий. РЖД строит, а мы ничего сделать не можем. Они считают, что, взяв в аренду земельный участок, могут без всяких разрешений и уведомлений строить всё, что они хотят.
– На территории МО «Урдомское» кто выдаёт разрешения на строительство?
– Мы, у нас все полномочия.
– Без вашего разрешения там ничего не могли начинать строить?
– Не могли. Но там сейчас формально строится погрузочно-разгрузочная площадка, насколько я понимаю, на это у них право есть.
– Как вы узнали о строительстве?
– Через соцсети.
Муниципальный контролёр посетила станцию Шиес с целью составления акта, который затем отправляется на согласования в разные надзорные инстанции для проверки. Примечательно, что не все согласовали проверки. Так, по словам контролёра, на основании составленного акта проверку провёл Росприроднадзор, Росреестр. Также акт был направлен в Ростехнадзор, но прокуратура отказала в согласовании проверки этим ведомством, не увидев оснований.
Тем не менее, во время визита муниципального контролёра в Шиес руководитель стройки Михаил Нестеров заявил, что компания выиграла государственный грант на строительство полигона и таких свалок в Архангельской области будет четыре. В итоге, две компании – ГБУ «Автомобильные дороги» и ООО «Технопарк» – рассчитывают закончить строительство в этом году и начать приём мусора.
Люди устают от вранья чиновников
Согласно официальным данным, на 2017 год в Урдоме проживали 4,2 тысячи человек. Подавляющее большинство населения сегодня выступает против строительства полигона для московских ТБО. По словам активистов движения «Мы против свалки в Ленском районе», эта цифра достигает 90%. Но протест ушёл далеко за границы посёлка:
– Все представительные органы Ленского района, включая Собрание депутатов района, написали письма губернатору с протестом на строительство мусорного полигона. Такие письма написали и депутаты Коряжмы, Котласа, Вычегодского, Сольвычегодска, но губернатор их просто проигнорировал, – говорит депутат Людмила Марьина.
Вместо ответов из правового департамента правительства региона сообщили, что крестный ход, который жители Урдомы запланировали на Шиесе, будут расценивать как политическую акцию, и он подпадёт под закон «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетировании», а также под статью «О противодействии экстремисткой деятельности». Организаторы установки памятного креста на месте бывшего посёлка Шиес удивились и не придали особого значения звонку. Но, когда мы беседовали в местном Доме культуры, в помещение неожиданно вошли полицейские и вручили соответствующее уведомление. В одночасье простые жители Урдомы, отстаивающие своё право на получение достоверной информации и право на жизнь в экологически чистом районе, превратились в потенциальных экстремистов в глазах областных властей.
– Установка памятных крестов – это наша традиция, мы и раньше их устанавливали. Получали на это разрешение, устанавливали, и потом батюшка освящал, но никогда не оформляли мероприятие по закону о митингах… Какая политическая угроза здесь может быть и как вообще может идти речь об экстремистской деятельности, совершенно не понятно, – возмущается активист Светлана Бабенко.
На следующий день после нашей беседы Светлана Бабенко скажет: «Мы установили этот крест, чтобы показать всем: это наша земля, за которую мы будем стоять и которую мы никому не отдадим». К счастью, полиция только наблюдала за установкой креста. Никаких протоколов на организаторов составлено не было. Пока…
Игорь Ярошенко
– Люди начинают уставать от вранья чиновников. Причём враньё на уровне детского сада, когда заместитель председателя областного правительства Евгений Фоменко говорит, что правительство области ничего не знает о стройке, а через несколько минут уже рассказывает, как выбирался этот участок. Мы сейчас ничего не можем сделать – все контролирующие органы не принимают никаких мер, а если и принимают, то какие-то поверхностные решения, – говорит депутат Игорь Ярошенко.
Евгений Фоменко на встрече с депутатами и общественностью назвал телеграмму, попавшую в сеть Интернет, об отправке эшелона с коммунальными отходами на станцию Шиес, фейком. Однако транспортная прокуратура СЗФО подтвердила наличие такой телеграммы. По данным ведомства, была и вторая телеграмма, отменяющая отправку состава.
– Мимо Урдомы прошёл состав с надписью на вагонах «коммунальные отходы». Нам об этом сообщила наша знакомая, которая собственными глазами видела этот поезд. Когда мы подошли к Фоменко и сказали ему, что состав прошёл, он аж покраснел. Но состав был. Куда его угнали? Где-то разгрузили или поставили в тупик до лучших времён? – спрашивает Людмила Марьина, которая ранее была главой Урдомы.
Информации разного рода у инициативной группы много. Она тщательно собирается и систематизируется. Сегодня, пока ситуация остаётся в правовом поле, надежда местных жителей на остановку строительства зиждется на двух основных пунктах: юридической коллизии относительно земель у станции Шиес и экологической экспертизе.
– До сих пор в генплане МО «Урдомское» Шиес – это земли населённого пункта, а на государственном кадастровом учёте – это земли промышленности. И никто не хочет решать, потому что всем удобно. Но этот момент обязательно всплывёт, и коллизию придётся устранять: в чью пользу? – задаёт гипотетический вопрос юрист Сергей Якимов.
Александр Голоушкин
Что касается экологии, то бывший глава Урдомы Александр Голоушкин вспоминает исследования, заказчиком которых выступал «Газпром». В 2001 году учёными был открыт Верхнелупинский водоносный слой, границы которого находятся в болотах в районе станции Шиес:
– Геологические и гидротехнические исследования велись с 1999 года. Было пробурено несколько скважин. На основании этих исследований впервые стал упоминаться водоносный слой, границы которого очень большие, но не точные. Этот слой формируется с болот, затем уходит на глубину 60 метров. Именно от этого слоя идёт водоснабжение Урдомы. Сейчас важно найти эти документы, в них упоминалась территория Шиеса.
Николай Викторов
Активист Николай Викторов рассказывает, как стало известно о том, что свалка займёт безумную по своим масштабам площадь в 5000 га:
– Я как-то приехал в наш лесхоз, а там стоят наши лесники и обсуждают полученное задание по отведению 5 тысяч гектаров для последующей передачи компании, ведущей стройку на станции Шиес. Их всего трое, а работу нужно проделать колоссальную.
Площадь самого большого мусорного полигона в стране составляет около 1800 га. Архангельский мегапроект рискует стать передовым.
– Эти ребята приехали сразу работать, закапывать мусор в болото. Место идеальное: ни дорог, ни связи – завози и работай, параллельно строя площадку, можно сразу вести работу по захоронению отходов, – продолжает Николай Викторов. – Если бы мы не подняли шум, так бы всё и было, я в этом уверен. Потом начались сказки про переработку.
Уже в конце нашего разговора Александр Голоушкин задаёт риторические, но справедливые вопросы:
– Я 24 года отдал вооружённым силам России в звании подполковника, а тут какой-то хам приходит ко мне… Зачем я защищал свою Родину? Зачем я здесь восемь лет был у власти? Чтобы это беззаконие тут творилось? Чтобы тут посягали на основы государственности в лице областных чиновников? Я имею право на экологию, на информацию, какой действительно здесь будет объект! Почему мне не предоставляют никакую документацию? У власти сейчас жулики! В 1612 году Москва попросила помощи от Ленского района: Пожарский писал сюда грамоту к воеводе с просьбой отправить дружину, чтобы скинуть поляков. И помогли. Спустя столетия пришёл Собянин – решил нам мусором отплатить.
Фиаско
Удивительно, но транспортная полиция не штрафует ОООшку строителей за перекачку дизельного топлива через железнодорожные пути. Позже на Шиесе устроили разборный переезд, и за это не последовало никаких санкций. Зато местных жителей, которые приходят на станцию, чтобы зафиксировать незаконную стройку, привлекают к административной ответственности за переход через пути. Подобных примеров много. Власти упорно работают на мусорную стройку и игнорируют заявления людей о нарушении закона.
Столь наглое отношение чиновников и правоохранительных органов разного уровня к местному населению объясняется довольно просто. Планируемые объёмы ввоза мусора на станцию Шиес поражают. Согласно документам и свидетельствам, которые удалось получить активистам, на полигон будет ежедневно приходить от 55 до 90 вагонов с мусором. Площадь, которую в итоге передадут под свалку, составит 5000 га. По проекту, который находится в стадии разработки, предполагается строительство инфраструктуры и ЛЭП на 7 МВт. Движение поездов на полигоне будет организовано по круговой схеме для упрощения движения и разгрузки. И всё это в болотах, которые питают водоносные слои.
Строительство мусоросортировочного завода и мусороперерабатывающего завода на станции представляется сомнительной перспективой, поскольку не может быть рентабельным на столь удалённой от экономических центров территории.
Наглость властей была наказана на выборах 9 сентября. В Урдоме «Единая Россия» получила от 7 до 12% голосов избирателей. Полное фиаско. Это самый низкий результат партии в стране. Зато в других районах тему свалок кандидаты от ЕдРа довольно умело эксплуатировали для получения дополнительных очков, возмущаясь неизвестным строительством. Но уже после выборов их риторика сменилась на «мусороперерабатывающий завод – это хорошо».
За процветание и приумножение
В 2012 году только что назначенный губернатор Архангельской области Игорь Орлов приехал в Урдому знакомиться с местным населением. На стол накрыли. Нашли любимые губернатором морошку и грузди разных засолов. Подняв рюмку, Игорь Анатольевич провозгласил тост: «За процветание, за приумножение лесных богатств Ленского района!»
Прошло всего шесть лет. В Ленском районе вырубают тысячи гектаров леса, строят крупнейшую свалку страны. Губернатор гордится тем, что нашёл крупного инвестора. Приумножает.
Не знает губернатор, что в Ленском районе со стен снимают его фотографии, сделанные в 2012 году…
Александр Кулешов
Фото автора
Архангельск-Урдома-Шиес
Чтобы добраться до станции Шиес, нужно проехать около 30 километров вдоль газопровода от посёлка Урдома в Ленском районе по разбитой гравийной дороге. Не каждый внедорожник осилит этот путь. Но подготовленная «буханка» проскакивает глубокие лужи и размытые дождями участки. Да и путь до Урдомы занял у нас почти 14 часов на машине по разбитым дорогам, оставляющим лишь одно впечатление: Урдома и люди, которые здесь живут, никому не нужны…
По пути наш водитель рассказывает о жизни в Урдоме, о настроениях местных жителей по отношению к большой московской свалке, которую планируют строить на Шиесе. Нет, здесь никто не верит в строительство мусороперерабатывающего завода. Завод в Шиесе, у «чёрта на куличках» не может быть выгодным предприятием. А вот переработка строительного мусора где-то в центральной России – это уже более или менее, но осмысленный с точки зрения прибыли шаг. Все, с кем нам довелось пообщаться в Урдоме, уверены, что так называемый первый этап – власти обещают в первый год складировать отходы, а на второй запустить переработку – так и останется главным и единственным предназначением мусорного полигона.
УАЗик сворачивает с дороги и останавливается. Нам предстоит пройти около 800 метров по лесной дороге, по колено в грязи и воде. За разговорами время летит быстро, чавканье под сапогами, брызги, и вот мы уже на железнодорожной станции Шиес.
Вопросы есть, ответов нет
Со времени последнего посещения стройки местными жителями здесь заметны изменения. Со стороны леса установлена будка охраны. Висит объявление о ведущейся видеосъёмке, хотя камер мы нигде не заметили.
Скромная будка охранника
Охранник фотографирует нас на мобильный телефон и выходит навстречу. Начинает нас убеждать, что мы находимся незаконно на строительном объекте и даже предпринимает попытку заверить, что мы просто не заметили соответствующий аншлаг. Но никаких аншлагов до сих пор нет.
Стройматериалы завезли недавно
Ещё одно изменение – на технике стали появляться государственные регистрационные знаки. Не на всех машинах они есть, но на большинстве. Это следствие проверок, которые под давлением общественности вынуждены были провести несколько надзорных органов.
Популярное южное направление... но занесло на Севера
В сопровождении вежливого охранника продолжаем двигаться к центру происходящего. Стройматериалы разбросаны как попало, ведётся откачка воды из многочисленных канав, грузовики возят песок. Здесь явно отсыпают подушку для новой жд-ветки.
Куда-то возят уголь тележками
На самой станции стоят вагоны, в которых живут рабочие. Люди здесь угрюмые. Если видят фотоаппарат, стараются прятать лицо. На вопросы никто не отвечает. Даже боятся сказать, откуда приехали в этот медвежий угол. Лишь пара человек признались, что живут где-то на Дону, кто-то приехал из Орла, есть даже москвичи.
Роются котлованы
Два-три начальника внимательно следят за нашими передвижениями. Срывают листы с доски объявлений со словами: «Это устаревшая информация!» – но мы успеваем сделать снимок. Списки рабочих на отправку домой. Работа ведётся вахтовым методом. Теперь мы знаем, что одна вахта – это около 70 рабочих, 30 сентября они уехали в Ярославль. Судя по осветительным приборам, работы не останавливаются и ночью.
– Ночью тоже работаете? – спрашиваю охранника.
– Конечно, работаем, круглосуточно.
И действительно, в окошках жилых вагонов периодически появляются заспанные лица – это ночная смена.
Рабочий ночной смены на отдыхе
Заглядываю на станцию. Дежурный работник РЖД рассказывает, что соседство со строителями не приносит никаких проблем, уживаются мирно. А протесты местных ни к чему не приведут, да и зря они это, от свалки выиграют все.
Но, судя по всему, обещанные новые рабочие места местным жителям пока не достаются. Кроме 140 приезжих, здесь работают всего несколько местных жителей. Нам удалось узнать, что несколько жителей Урдомы рубят лес. Ещё пара человек работают непосредственно на строительстве. Они поспешили скрыться, но наш водитель успел их узнать.
Постыдная работа
– Если ты пошёл работать на Шиес, в Урдоме это как чёрная метка. Поэтому никто не афиширует, что устроился на работу сюда. У нас нет проблемы с работой, если есть желание, всегда можно устроиться. Очень многие трудятся в «Газпроме», который строит седьмую ветку газопровода, хватает работы, – говорит наш проводник.
Пока мы шли к станции, на некоторых машинах замазали номера
Охранник записывает нас в некую «книгу посетителей» и обещает сообщить линейной полиции о нашем визите. Но ответить, кто именно ведёт строительство, что именно здесь строится, он не в состоянии. Не отвечают на вопросы и те несколько начальников, что находятся поблизости.
Некоторая техника всё ещё без номеров
– Здесь ведётся строительство, сейчас на месте только мастера и прорабы. «Большой батя» в отъезде, здесь он редкий гость. Фамилию его не знаю, я своё руководство знаю, – объясняет представитель ЧОПа «Гарант Безопасности» на просьбу вызвать начальника стройки.
Разводят кур
«Батя», как нам стало известно, действительно, большую часть времени проводит в Урдоме, в гостинице «Северные Зори», владельцем которой является местный предприниматель Борис Сидоров. Он же обеспечивает строителей всем необходимым.
Вертолётная площадка
– Когда губернатор прилетел на вертолёте в Урдому, Борис встречал его на своей машине, прямо с площадки увёз. Мы уверены, что там очень тесные связи по этому мусорному бизнесу, – рассказывают нам местные жители.
Заправка транспорта, явное нарушение техники безопасности
Записавшись в гостевой книге, продолжаем изучать стройку. Отправляемся в сторону подозрительной площадки, которая оказалась вертолётной. Соответствующая разметка не оставляет никаких сомнений, что руководство вскоре будет добираться сюда по воздуху.
Творческий бардак на стройке
Уходим в лес – нас очень интересует способ расчистки территории и техника, которая работает вдали от станции. Но по пути находим шланг, из которого льётся вода. Это та самая откачка мутной глинистой воды. Сливается прямо в лес, который совсем недавно был сухим. Поблизости находим остатки былого жилища.
Чуть дальше выходим на опушку леса, где ведутся работы. Сами деревья рубят вручную. Добираемся до места, где только что падал лес, но рабочих, видимо, предупредили о нашем визите, они успели скрыться. Судя по всему, ценный лес отсюда вывозят, а остальное перерабатывают в щепу на месте.
Продвигаются довольно быстро
Лес, как стало нам известно, вывозится техникой, принадлежащей предпринимателю Сидорову. Свидетели утверждают, что лесовозы перебираются на станцию через жд-пути с помощью разборного настила, что является грубейшим нарушением.
Лес перерабатывают в щепу
Что ж, возвращаемся на станцию. Охрана всё это время наблюдает за нашими передвижениями в бинокль. На станции просим воды и нас угощают оставшимся с завтрака вкуснейшим чёрным чаем. За чаем узнаём, что в перспективе здесь планируют построить жильё для рабочих. Тогда вагоны с табличкой «Москва-Анапа» и «Москва-Адлер» вновь начнут перевозки пассажиров на южных направлениях. В администрации Урдомы нам подтверждают, что фактически строительство общежития уже началось.
Четыре полигона для Поморья
А пока «партизанская стройка» продолжает функционировать. Несмотря на отсутствие согласований и экологических экспертиз. Даже местные власти не были уведомлены о запуске грандиозного проекта. Глава МО «Урдомское», в которое входит и территория станции Шиес, узнала об объекте из социальных сетей. Елена Смирнова отправила на место своего специалиста. На станции был составлен акт. А из беседы с руководителем стройки стало понятно, что в Архангельской области будут построены ещё три подобных полигона. Где именно? Пока остаётся загадкой. Лишь на уровне слухов сейчас говорят об Онежском и Коношском районах. Будет ли оказано там местными жителями такое же стойкое сопротивление или нет, покажет время. Но с Урдомой, кажется, просчитались. Здесь не только активисты, но и местные власти выступают против мусорного полигона. И готовы судиться.
– Я считаю, что нам не нужно никакое строительство на станции Шиес, связанное с переработкой чужих отходов.
– Вам предлагают размещение ваших отходов на строящемся полигоне в Шиесе?
– Да что вы! Это же не реально! Ни мостов, ни дорог нет, чтобы туда что-то вывозить. Это сказка.
– Почему вы против полигона?
– Все согласования должны проводиться в правовом поле и своевременно. То, как сейчас ведётся работа, – нам как обухом по голове. Получается, что нет никакого самоуправления на местах. Мы пишем во все инстанции и не получаем никаких ответов. Мы сейчас готовим иск в суд от себя, но для этого нужно провести большую претензионную работу.
– К кому будете подавать иск?
– На РЖД. Сегодня мы видим, что нет проекта, нет изысканий. РЖД строит, а мы ничего сделать не можем. Они считают, что, взяв в аренду земельный участок, могут без всяких разрешений и уведомлений строить всё, что они хотят.
– На территории МО «Урдомское» кто выдаёт разрешения на строительство?
– Мы, у нас все полномочия.
– Без вашего разрешения там ничего не могли начинать строить?
– Не могли. Но там сейчас формально строится погрузочно-разгрузочная площадка, насколько я понимаю, на это у них право есть.
– Как вы узнали о строительстве?
– Через соцсети.
Муниципальный контролёр посетила станцию Шиес с целью составления акта, который затем отправляется на согласования в разные надзорные инстанции для проверки. Примечательно, что не все согласовали проверки. Так, по словам контролёра, на основании составленного акта проверку провёл Росприроднадзор, Росреестр. Также акт был направлен в Ростехнадзор, но прокуратура отказала в согласовании проверки этим ведомством, не увидев оснований.
Тем не менее, во время визита муниципального контролёра в Шиес руководитель стройки Михаил Нестеров заявил, что компания выиграла государственный грант на строительство полигона и таких свалок в Архангельской области будет четыре. В итоге, две компании – ГБУ «Автомобильные дороги» и ООО «Технопарк» – рассчитывают закончить строительство в этом году и начать приём мусора.
Люди устают от вранья чиновников
Согласно официальным данным, на 2017 год в Урдоме проживали 4,2 тысячи человек. Подавляющее большинство населения сегодня выступает против строительства полигона для московских ТБО. По словам активистов движения «Мы против свалки в Ленском районе», эта цифра достигает 90%. Но протест ушёл далеко за границы посёлка:
– Все представительные органы Ленского района, включая Собрание депутатов района, написали письма губернатору с протестом на строительство мусорного полигона. Такие письма написали и депутаты Коряжмы, Котласа, Вычегодского, Сольвычегодска, но губернатор их просто проигнорировал, – говорит депутат Людмила Марьина.
Вместо ответов из правового департамента правительства региона сообщили, что крестный ход, который жители Урдомы запланировали на Шиесе, будут расценивать как политическую акцию, и он подпадёт под закон «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетировании», а также под статью «О противодействии экстремисткой деятельности». Организаторы установки памятного креста на месте бывшего посёлка Шиес удивились и не придали особого значения звонку. Но, когда мы беседовали в местном Доме культуры, в помещение неожиданно вошли полицейские и вручили соответствующее уведомление. В одночасье простые жители Урдомы, отстаивающие своё право на получение достоверной информации и право на жизнь в экологически чистом районе, превратились в потенциальных экстремистов в глазах областных властей.
– Установка памятных крестов – это наша традиция, мы и раньше их устанавливали. Получали на это разрешение, устанавливали, и потом батюшка освящал, но никогда не оформляли мероприятие по закону о митингах… Какая политическая угроза здесь может быть и как вообще может идти речь об экстремистской деятельности, совершенно не понятно, – возмущается активист Светлана Бабенко.
На следующий день после нашей беседы Светлана Бабенко скажет: «Мы установили этот крест, чтобы показать всем: это наша земля, за которую мы будем стоять и которую мы никому не отдадим». К счастью, полиция только наблюдала за установкой креста. Никаких протоколов на организаторов составлено не было. Пока…
Игорь Ярошенко
– Люди начинают уставать от вранья чиновников. Причём враньё на уровне детского сада, когда заместитель председателя областного правительства Евгений Фоменко говорит, что правительство области ничего не знает о стройке, а через несколько минут уже рассказывает, как выбирался этот участок. Мы сейчас ничего не можем сделать – все контролирующие органы не принимают никаких мер, а если и принимают, то какие-то поверхностные решения, – говорит депутат Игорь Ярошенко.
Евгений Фоменко на встрече с депутатами и общественностью назвал телеграмму, попавшую в сеть Интернет, об отправке эшелона с коммунальными отходами на станцию Шиес, фейком. Однако транспортная прокуратура СЗФО подтвердила наличие такой телеграммы. По данным ведомства, была и вторая телеграмма, отменяющая отправку состава.
– Мимо Урдомы прошёл состав с надписью на вагонах «коммунальные отходы». Нам об этом сообщила наша знакомая, которая собственными глазами видела этот поезд. Когда мы подошли к Фоменко и сказали ему, что состав прошёл, он аж покраснел. Но состав был. Куда его угнали? Где-то разгрузили или поставили в тупик до лучших времён? – спрашивает Людмила Марьина, которая ранее была главой Урдомы.
Информации разного рода у инициативной группы много. Она тщательно собирается и систематизируется. Сегодня, пока ситуация остаётся в правовом поле, надежда местных жителей на остановку строительства зиждется на двух основных пунктах: юридической коллизии относительно земель у станции Шиес и экологической экспертизе.
– До сих пор в генплане МО «Урдомское» Шиес – это земли населённого пункта, а на государственном кадастровом учёте – это земли промышленности. И никто не хочет решать, потому что всем удобно. Но этот момент обязательно всплывёт, и коллизию придётся устранять: в чью пользу? – задаёт гипотетический вопрос юрист Сергей Якимов.
Александр Голоушкин
Что касается экологии, то бывший глава Урдомы Александр Голоушкин вспоминает исследования, заказчиком которых выступал «Газпром». В 2001 году учёными был открыт Верхнелупинский водоносный слой, границы которого находятся в болотах в районе станции Шиес:
– Геологические и гидротехнические исследования велись с 1999 года. Было пробурено несколько скважин. На основании этих исследований впервые стал упоминаться водоносный слой, границы которого очень большие, но не точные. Этот слой формируется с болот, затем уходит на глубину 60 метров. Именно от этого слоя идёт водоснабжение Урдомы. Сейчас важно найти эти документы, в них упоминалась территория Шиеса.
Николай Викторов
Активист Николай Викторов рассказывает, как стало известно о том, что свалка займёт безумную по своим масштабам площадь в 5000 га:
– Я как-то приехал в наш лесхоз, а там стоят наши лесники и обсуждают полученное задание по отведению 5 тысяч гектаров для последующей передачи компании, ведущей стройку на станции Шиес. Их всего трое, а работу нужно проделать колоссальную.
Площадь самого большого мусорного полигона в стране составляет около 1800 га. Архангельский мегапроект рискует стать передовым.
– Эти ребята приехали сразу работать, закапывать мусор в болото. Место идеальное: ни дорог, ни связи – завози и работай, параллельно строя площадку, можно сразу вести работу по захоронению отходов, – продолжает Николай Викторов. – Если бы мы не подняли шум, так бы всё и было, я в этом уверен. Потом начались сказки про переработку.
Уже в конце нашего разговора Александр Голоушкин задаёт риторические, но справедливые вопросы:
– Я 24 года отдал вооружённым силам России в звании подполковника, а тут какой-то хам приходит ко мне… Зачем я защищал свою Родину? Зачем я здесь восемь лет был у власти? Чтобы это беззаконие тут творилось? Чтобы тут посягали на основы государственности в лице областных чиновников? Я имею право на экологию, на информацию, какой действительно здесь будет объект! Почему мне не предоставляют никакую документацию? У власти сейчас жулики! В 1612 году Москва попросила помощи от Ленского района: Пожарский писал сюда грамоту к воеводе с просьбой отправить дружину, чтобы скинуть поляков. И помогли. Спустя столетия пришёл Собянин – решил нам мусором отплатить.
Фиаско
Удивительно, но транспортная полиция не штрафует ОООшку строителей за перекачку дизельного топлива через железнодорожные пути. Позже на Шиесе устроили разборный переезд, и за это не последовало никаких санкций. Зато местных жителей, которые приходят на станцию, чтобы зафиксировать незаконную стройку, привлекают к административной ответственности за переход через пути. Подобных примеров много. Власти упорно работают на мусорную стройку и игнорируют заявления людей о нарушении закона.
Столь наглое отношение чиновников и правоохранительных органов разного уровня к местному населению объясняется довольно просто. Планируемые объёмы ввоза мусора на станцию Шиес поражают. Согласно документам и свидетельствам, которые удалось получить активистам, на полигон будет ежедневно приходить от 55 до 90 вагонов с мусором. Площадь, которую в итоге передадут под свалку, составит 5000 га. По проекту, который находится в стадии разработки, предполагается строительство инфраструктуры и ЛЭП на 7 МВт. Движение поездов на полигоне будет организовано по круговой схеме для упрощения движения и разгрузки. И всё это в болотах, которые питают водоносные слои.
Строительство мусоросортировочного завода и мусороперерабатывающего завода на станции представляется сомнительной перспективой, поскольку не может быть рентабельным на столь удалённой от экономических центров территории.
Наглость властей была наказана на выборах 9 сентября. В Урдоме «Единая Россия» получила от 7 до 12% голосов избирателей. Полное фиаско. Это самый низкий результат партии в стране. Зато в других районах тему свалок кандидаты от ЕдРа довольно умело эксплуатировали для получения дополнительных очков, возмущаясь неизвестным строительством. Но уже после выборов их риторика сменилась на «мусороперерабатывающий завод – это хорошо».
За процветание и приумножение
В 2012 году только что назначенный губернатор Архангельской области Игорь Орлов приехал в Урдому знакомиться с местным населением. На стол накрыли. Нашли любимые губернатором морошку и грузди разных засолов. Подняв рюмку, Игорь Анатольевич провозгласил тост: «За процветание, за приумножение лесных богатств Ленского района!»
Прошло всего шесть лет. В Ленском районе вырубают тысячи гектаров леса, строят крупнейшую свалку страны. Губернатор гордится тем, что нашёл крупного инвестора. Приумножает.
Не знает губернатор, что в Ленском районе со стен снимают его фотографии, сделанные в 2012 году…
Александр Кулешов
Фото автора