Общество

Почему Архангельская область упустила шанс стать первой на европейском севере России в зелёной энергетике

15 мая 2023, 10:37
Шанс стать пилотом в области производства экологической энергии появился в Поморье раньше, чем во всём остальном северо-западном регионе страны. В нашу пользу было всё: общественная поддержка, пример соседней Скандинавии и возможность тесного сотрудничества с ней в зелёной повестке, наличие потенциальных производственных мощностей, даже климатические особенности, в конце концов. В случае успеха это могло бы изменить вектор развития страны – власти обещали превратить регион в крупный ветропарк уже к 2020 году.

Железобетонные традиции Поморья

Однако, как и многие прочие шансы региона на брэндовые позиции в разных прорывных технологических, туристических и иных передовых актуальных отраслях местными властями были благополучно прощёлканы: инициативу в области путешествий на Соловки перехватила Карелия; главные позиции в функционировании Северного морского пути всё больше перетекают в Мурманск; большая часть страны полагает, что колыбелью русского флота является не Архангельск, а Воронеж – там на воде стоит полномерная реплика петровского парусника, а у нас умудрились сгноить даже выставленную на сушу учебную шхуну, уничтожить трамвай и троллейбус; Дед Мороз, и тот, изначально предполагавший обосноваться под Архангельском, переехал на ПМЖ в Великий Устюг.

Обошли лежачего

На днях о запуске крупнейшего на европейском севере России ветропарка сообщили из Заполярья – официальная церемония открытия Кольской ветроэлектростанции прошла в Мурманской области. Это 57 ветроэнергетических установок общей производительностью 750 ГВтч в год, расположенных на площади в 257 гектаров. В прошлом году соседи выбили для своего проекта статус стратегического.

Сейчас мало кто помнит, что первым ветропарком Севера могла стать вся Архангельская область. Однако всё не задалось ещё на первоначальном этапе – властям такая идея просто добавляла лишнего геморроя. Какая экологическая энергия, если у нас за счёт леса и газа кормится целая часть бизнес-верхушки. И плевать на экологию – куда газ не подвели, там в топку идёт грязный мазут, уголь, а по деревням можно и лес в печку пустить.

Так что Мурманск упрекнуть не в чем. Ему даже не пришлось конкурировать с Поморьем - просто обошли лежачего. 

Красные против звёздно-полосатых

Одна из первых жалких попыток случилась на острове Никольском, в селе Красном в устье Северной Двины. Ещё в 1997-м, как припоминают местные, некий американец, впечатлившись суровой красотой Севера, по собственной инициативе подарил острову два ветряка по полсотни киловатт каждый. На самом деле, ветряки проходили по русско-американской программе Черномырдина-Гора. Конструкции притащили баржей, устанавливали с помощью вертолётов.

На открытие приезжал сам тогдашний губернатор Ефремов. Встретили его местные бабульки хлебом-солью, полагали, что проблема с электричеством на острове теперь будет решена. Как оказалось, напрасно.

Ветряки проработали совсем недолго и совсем не так эффективно, как предполагалось. Обещали три дня работы с одного заряда, оказалось, пару часов от силы. Года два они едва справлялись с обслуживанием чайников и утюгов местных жителей и наезжающих в село летом дачников, пока в 2002-м в них не шарахнула молния.

Своими силами починить не удалось – ни умения, ни запчастей. Приехали американцы, что-то там разобрали, нашли косяк в мелко закопанном заземлении, забрали повреждённые детали и увезли ремонтировать. Но путь к ремонту оказался тернист: часть деталей потерялась, за остальное, говорят, таможня запросила чуть ли не треть их стоимости. Так американцы и наплюнули иметь дальше дело с вольными поморами. Ветряки остались выполнять роль флюгеров, без толку ловя сиверко.

Оставшееся местные растащили на металлолом и по своим нуждам, на месте, где стояли конструкции, ранее хорошо видимые с реки, остались лишь бетонные опоры – их растащить не удалось, слишком тяжёлые. С тех пор спасаются дизельным генератором, а по ночам и в межсезонье, когда доставка топлива по реке проблематична, жгут свечи.

Мезенские страдания

После ещё одна попытка укротить ветер и заставить его работать на человека была предпринята на Мезени в 2008 году. Получилось не менее смешно, чем в Красном. На Мезени сначала попробовали превратить в энергетические установки ветряные мельницы – идея с треском провалилась. Остались с тем же дышащим на ладан дизелем.

Зимой в село Долгощелье привезли ветрогенератор. По весне приехали монтажники, собрали конструкцию, но поднять её трактором не смогли.
Не вышло и со второго раза, когда по реке в село притащили 25-тонный кран, который тоже оказался бесполезен.
Через какое-то время к делу подключили вертолёт – конструкция на полпути к вертикальному состоянию сорвалась и разбилась.

Осенью 2009-го на «проклятое место» рекой из Питера доставили ещё один ветряк, датский, 1986 года выпуска, списанную с производства модель, соответственно, без возможности замены запчастей. Монтажная бригада прибыла со своей техникой. Ветряк наконец поставили на попа. Но после началась вакханалия: сгорел генератор, отказала электронная начинка. Спец из Архангельска обнаружил программный сбой, но устранить его не сумел.

Селяне быстро нашли название бесполезному сооружению: «ветряк-мертвяк». Рифма напрашивается сама собой – точно также жители Красного именовали свои «мертвяки Ефремова».

Деньги на ветер

Надо полагать, что дело вовсе не в неумении справиться с какими-то вертушками, исправно работающими по всему миру. Специалисты в регионе, запускающем в космос ракеты и строящем атомные подводные крейсеры, нашлись бы. Властям и большому ресурсовыкачивающему бизнесу удобнее и сытнее традиционно держать народ на игле, газовой, нефтяной или сосновой. Да и с ветра какие деньги? Посему, наверное, и пускают ветер в глаза и деньги на ветер – вот и всё, что нужно знать о зелёной энергетике по-архангельски.

Фото: ветряки в Красном, лето-2009, лето-2022
Скрыть комментарии