Пинежское потребительское общество: столетние традиции

10 авг 2018, 10:05
Примеров того, как возникшая на заре государства организация, вобравшая в себя опыт предыдущей эпохи, стабильно работает по профилю, да ещё и переживает его, не так уж много. Созданное на основах старинных купеческих традиций в неспокойном 1918-м Пинежское потребительское сообщество в этом плане вполне можно назвать непотопляемым.

Ровесники «нового мира»

После того, как на территории бывшей Российской империи на обломках разрушенного до основания старого начали строить новый мир, в уездном городе с богатой купеческой историей созвали I Организационный Пинежский уездный кооперативный съезд. Вызвано это было, скорее, крайней необходимостью. Прежняя система снабжения уезда рухнула вместе со страной, а кормить удалённые деревни было необходимо. Ничего умнее прежнего устройства не выдумали – так в Пинеге были сохранены дореволюционные купеческие традиции. Большевики и пришедшая им на смену КПСС, вероятно, видя работоспособность сложившейся системы, попросту закрыли глаза на буржуазную историю, предоставив Потребительскому сообществу действовать так, как оно считало правильным.

Эффективность старых традиций оказалась настолько велика, что с тех пор минуло более ста лет, советское государство кануло в Лету, а небольшое, но гордое общество продолжает жить и работать. Потребительское общество пережило такие исторические вехи, любая из которых могла бы поставить на нём крест, как это случилось со многими другими: гражданскую войну и интервенцию, военный коммунизм и строительство светлого будущего, Великую Отечественную и не менее разрушительные горбачёвскую Перестройку и ельцинский дикий капитализм.

Наверное, это и есть та самая настоящая стабильность, о которой мечтают люди. Что бы ни происходило, можно быть уверенным – пока печёт хлеб старинная печь в Пинеге, - всё будет хорошо.

Сегодня Пинежское потребительское общество предоставляет более ста рабочих мест, что для провинциального посёлка удивительно, ведь это не леспром, не нефтедобыча и даже не та контора, где, как известно, сбываются мечты. Вместе с ООО «Пинежьелес», школой, администрацией, культурным центром и лесным отелем «Голубино», общество является основным местным работодателем.

Хлебное сердце Пинеги



Сердцем общества смело можно назвать старинную пекарню, построенную ещё братьями Володиными – купеческой династией, вполне заслужившей определение «градообразующей». А сердце пекарни представляет собой дровяная печь 1900 года постройки, в которой до сих пор пекут хлеб, один запах которого уносит куда-то на сто лет назад – в ту купеческо-мещанскую процветающую Пинегу, сохранить которую всеми силами пытаются сегодня местные жители.

В пекарне и кондитерском цехе производят вкуснейшие торты, выпечку и хлеб. Говорят, торты местного производства заказывают даже из столицы, и редко какой заезжий гость покидает Пинегу без батона или буханки местного хлеба. Или тортика. Кондитерский цех находится на соседней улочке. Нам, к примеру, порекомендовали взять на пробу тортик «Императорский». Вынуждены признать – ничего подобного ни в какой другой местности вам не найти.

Вот уже век каждый день с утра вокруг кирпичного белённого приземистого строения, расположенного на задворках Володинского квартала, разносится удивительный аромат свежеиспечённого хлеба. Идём внутрь. Сразу натыкаемся на низкие притолоки, о которые легко можно набить шишку, но это было бы лишь осязаемым свидетельством старины постройки. Сама пекарня со всеми цехами сохранилась в рабочем виде без каких-либо изменений. В стенах толщиной около полутора метров были устроены ходы, по которым циркулировал горячий воздух из печи, служивший естественным локальным отоплением.



А вот и та самая печь. Правда сейчас она не работает по вполне объективным причинам – на улице почти плюс тридцать, а печь одновременно нагревает и саму пекарню и подсобки. Если её ещё и затопить, можно и самому легко превратиться в румяную булку, поэтому печь оживает зимой. Удивительно – у неё своя собственная кочегарка с кочегаром, работающим сутки через трое. Чтобы довести печь до требуемой температуры надо три дня, а потом поддерживать температуру около 235 градусов (плюс-минус 15) до конца зимних холодов.

Так работали, как говорил Остап Бендер, ещё до исторического материализма, но хлеб в такой печи получается особенный. Даже те, кто не слишком привередлив, легко отличают его от испечённого на современном оборудовании – он напоминает хлеб из русской печи, который до сих пор пекут в своих избах некоторые деревенские бабушки.

Говорят, раньше была и вторая печь, но её разобрали ради более современных технологий – динамика производства того требует, ведь ни газа в Пинеге нет, ни угля туда не завозят – дрова для кочегарки покупают у частников. Содержать свои делянки, как это было раньше, при относительно небольших объёмах производства экономически невыгодно.

Хлеб, кстати, поставляется не только в Пинегу – его везут даже в Архангельск и Северодвинск, где у Потребительского общества есть несколько точек сбыта. Чтобы хлеб попал на прилавки с пылу с жару, выезжать приходится в четыре утра. Впрочем, всё зависит от времени года и погодных условий. В осенне-весеннюю распутицу особенно по грунтовке не разгонишься – нормальной дороги из Пинеги в Архангельск нет.

Хлеба старинная пекарня выдаёт около 27 тонн в месяц – это примерно 800 буханок чёрного и белого в самый разгрузочный день и вдвое больше в загруженный. Тут как раз наглядно работает принцип, когда качество важнее количества.

Не так давно в посёлок зашла одна известная своей агрессивной экспансией федеральная торговая сеть. Там местного хлеба не найдёшь – мало того, пекари и сами ни в какую не хотят такого сотрудничества, опасаясь, что федералы могут задавить местную торговлю, как сделали это уже во многих городах. Если такое случится, это будет равно разрушению пинежских традиций, а именно они придают посёлку весь его неповторимый шарм обаятельной старины.



По словам заведующей производством пекарни Светланы Безус, хлеб здесь пекут по старинным технологиям, отвергая всяческие новомодные тенденции использования разной химии для придания ему видимой свежести и долговечности. Единственное, что здесь иногда используют, это глюкоза и аскорбинка, но никаких Е-добавок и консервантов. Сейчас покупатель, заботящийся о своём здоровье, всё больше начинает требовать бездрожжевые хлеба. Хотя специалисты считают, что это лукавство – бездрожжевых хлебов не бывает, просто одни изделия выпекаются с культурными дрожжами, а другие с дикими. По большому счёту, кроме муки, воды и соли в пинежском хлебе ничего нет, а поэтому кушать его нужно свежим – он не будет храниться неделю, как это происходит с теми изделиями, которыми сегодня заполнены полки Архангельских магазинов. Сроки годности местного хлеба составляют от 26 до 36 часов, при особой технологии упаковки и хранения – максимум до трёх суток, что говорит только в пользу истинной его ценности. Кстати, ценность эта признана на национальных выставках. Местный «Кефирный» вошёл в топ-100 лучших товаров России, также национальными и региональными дипломами отмечены «Житник Пинежский» и продукция кондитерского цеха.

Как и многие другие, покидаем Пинегу с батоном «Кефирного» и «Императорским» тортиком. Всего купить невозможно, да и ни к чему – есть лишний повод вернуться.

Александр МакГрэгор
Скрыть комментарии