Общество

Общественное обсуждение или игра в наперстки?

Вопросы к новому объекту обращения с отходами под Коряжмой

31 мар 2022, 17:53
24 марта состоялось общественное обсуждение материалов оценки воздействия на окружающую среду объекта «Комплекс обработки и утилизации твёрдых коммунальных отходов мощностью 70 000 тонн в год, расположенного по адресу Архангельская область, Котласский район, м/о Черёмушское».

Проектирование данного объекта, наряду с двумя аналогичными комплексами в Няндомском (60 000 тонн) и в Холмогорском районе (275 000 тонн), было начато в ноябре 2021 года. По заданию АО «Архангельский экологический оператор» проектные работы ведёт фирма из Твери ООО «Террикон». Разместить комплекс планируется вблизи Коряжмы, на территории Муниципального образования «Черемушское». Расстояние от объекта до границы жилой застройки Коряжмы – 1,3 километра, а до жилья на станции Низовка, и вовсе не больше 900 метров.

Общественное обсуждение является обязательной частью разработки проектной документации и подготовки раздела «Оценка воздействия на окружающую среду», для последующего прохождения государственной экологической и строительной экспертизы. Сама процедура оценки воздействия на окружающую среду должна завершиться к 15 апреля.

Обсуждение было организовано Администрацией Котласского муниципального района и проводилось в дистанционном формате через заграничную платформу Zoom. Также через несколько точек для трансляции в мероприятии смогли поучаствовать те, кто не имел возможности самостоятельно подключиться к видеоконференции.

В условиях всеобщего послабления антиковидных мер, выбор дистанционного формата обсуждений продемонстрировал, скорее, нежелание организаторов общаться с неравнодушными гражданами вживую.

К моменту начала видеоконференции на ней присутствовал 41 участник, перед мероприятием организаторы получили 24 вопроса от заинтересованных граждан. Обсуждение продолжалось три часа. Не обошлось без скандала: неизвестный хакер-злоумышленник во время выступления представителя ООО «Террикон» изрисовал экран трансляции неприличными изображениями, и закрасил презентацию жёлтым и синим цветом. Это не помешало мероприятие продолжить.

Как следует из представленной для публичного ознакомления проектной документации «Оценка воздействия на окружающую среду», и рассказа представителей ООО «Террикон», проект предполагает строительство на территории действующего муниципального мусорного полигона Коряжмы двух сортировочных линий, на которых будут обрабатывать мусор, свозимый сюда из нескольких районов Архангельской области.
Для постройки КПО, у МУП г. Коряжмы «Полигон» изымается часть территории существующей свалки, соответствующее решение принято городской Думой на сессии 30 марта 2022 года.

Коммунальные отходы, помимо ТКО из самой Коряжмы, будут поступать автомобильным транспортом из:
- Котласа и Котласского района (городские поселения Сольвычегодское, Приводинское, Шипицынское, Черемушское)
- Верхнетоемского округа (сельские поселения Афанасьевское, Верхнетоемское, Выйское, Горское, Двинское, Пучужское, Сефтренское, Федьковское)
- Вилегодского округа (сельские поселения Беляевское, Вилегодское, Ильинское, Никольское, Павловское, Селянское)
- Красноборского района (сельские поселения Алексеевское, Белослудское, Верхнеуфтюгское, Куликовское, Пермогорское, Телеговское, Черевковское)
- Ленского района (сельские поселения Козьминское, Сафроновское, Сойгинское, Урдомское)
- Устьянского района (сельские поселения Дмитриевское, Илезское, Киземское, Лойгинское).

Только ленивый не подверг критике развал региональным оператором с подачи областных властей зачатков системы РСО, созданных силами граждан и малого бизнеса в Архангельской области, нежелание властей заниматься сбором вторсырья на местах, и стремление везти отходы сотни километров мусоровозами для дальнейшей сортировки, когда отсортировывать будет считай нечего. Но эти вопросы с общественностью уже никто не обсуждает. Территориальная схема принята. Разбитые, а местами попросту отсутствующие дороги юга Архангельской области, покорно ждут, когда по ним двинется вереница дурно пахнущих грузовиков с мусором.

Общий объём ежегодно поступающих на КПО отходов, согласно действующей редакции Территориальной схемы обращения с отходами Архангельской области, составит 62,29 тысячи тонн, а проектная мощность комплекса – 70 тысяч тонн.
Из ожидаемых авторами проекта 70 тысяч тонн, обещают извлекать 13 615 тонн вторичных материальных ресурсов (макулатура, полимерные материалы (ПЭТ, ПВД, ПНД), стекло-микс (бесцветное, зеленое, коричневое), чёрные и цветные металлы), это 19,45 % от массы входящего сырья. Остальное – «хвосты 1-го рода» («отсев», или органическая фракция) в количестве 24 500 тонн (35 % от массы входящего сырья), и «хвосты 2-го рода» («остатки») в количестве 31 885 тонн (45 % от массы входящего сырья).
Хвосты 2-го рода сразу направляют для захоронения на полигон, а отсев хотят предварительно компостировать в пяти железобетонных туннелях, после чего еще раз просеивать на так называемом «грохоте». Получившийся «отсев грохочения» отправляется на свалку. Туда же идёт и получившийся при компостировании технический грунт, им будут переспать слои мусора на полигоне.
На этом технологии пилотного, передового проекта переработки отходов, заканчиваются. Никаких признаков производства RDF-топлива, о котором так громко говорят адепты строительства в Архангельской области больших мусорных заводов, в представленной проектной документации обнаружить не удалось.
На этом заканчивается и весь проект, оставляя изучающего его человека в немом изумлении. А как же захоронение мусора, собранного с трети районов области?

В этом и скрывается главное лукавство авторов проекта. Они говорят, что захоронением заниматься будет действующий полигон, и эта часть обращения с мусором, в проект уже не входит.
Но ведь очевидно, что в случае введения в эксплуатацию КПО в м/о Черёмушское, количество захораниваемых ТКО на данной территории, резко увеличится.
Сейчас полигон принимает (согласно той же Территориальной схемы), всего 15 130 тонн ТКО, а будет - 56 385 тонн, то есть количество захораниваемых отходов вырастет в 3,7 раза.
КПО окажет более чем существенное воздействие на деятельность по захоронению отходов, ведущуюся в непосредственной близости от г. Коряжма. Несмотря на это, никакой оценки воздействию на окружающую среду от ежегодного захоронения такой массы отходов вблизи одного из крупных городов Архангельской области, не проводилось, и проводить не планируется. Ссылаются на наличие действующего полигона.

Хотя никаких документов о строительстве существующей свалки, никто не видел, как объект недвижимости она не оформлена, выдавалось ли разрешение на строительство и ввод в эксплуатацию, и если выдавалось – то для каких объёмов захоронения, не известно. Сведения о геологических, гидрологических условия местности не опубликованы.
Никто даже не пытается в стиле экс-губернатора Орлова рассказать про «богом созданное место» с «глиняным замком», защищающим подземные воды от загрязнения.
Более того, существующая карта захоронения свалки МУП «Полигон» в настоящее время почти заполнена, о строительстве новых карт речь не идёт, средства для их строительства не предусмотрены ни в региональном, ни в местном бюджете.

Таким образом, самый важный для жителей вопрос – безопасное размещение отходов, - областным правительством, АО «Архангельский экологический оператор» и ООО «Террикон», брошен на произвол судьбы, «вынесен за скобки» разрабатываемой проектной документации КПО.
Свозимый из восьми районов и городских округов мусор, имеет все шансы быть сваленным в чистом поле, на обширном земельном участке, предназначенном для размещения полигона, который никто не хочет надлежащим образом обустраивать.
Надо сказать, что разработчики проекта, отказываясь признавать захоронение мусора частью своего проекта, не до конца последовательны. В материалах ОВОС, захоронение отходов как часть работы КПО, упоминается как минимум 15 раз, что лишний раз показывает, насколько далеки от истины заказчик и проектировщик, когда отказываются обсуждать технологию и экологические последствия захоронения отходов как части работы комплекса.

Вывод за рамки проекта КПО деятельности по захоронению отходов, с видимой лёгкостью позволяет проектной организации в стиле известной песенки «все хорошо, прекрасная маркиза» утверждать, что планируемый комплекс не угрожает загрязнением ни поверхностным водам, ни подземным водам, ни атмосферному воздуху, ни флоре и фауне.
Но при внимательном рассмотрении, все оказывается вовсе не так уж и хорошо.
На самом деле, в материалах ОВОС отсутствуют в необходимом объёме объективные и доказательные сведения, позволяющие убедиться в сделанных выводах о том, что планируемая деятельность КПО, даже с учётом её искусственного ограничения только работой сортировочной линии и участка компостирования, не угрожает загрязнением поверхностных и подземных вод.
Весьма предусмотрительно, в материалы ОВОС оказались не включены сведения о геологических и гидрогеологических условиях на территории проектируемого комплекса. Отчётная документация инженерно-геологических и инженерно-экологических изысканий, к проекту ОВОС не приложена.
Мероприятия по защите подземных вод от загрязнения в проекте ОВОС, ограничиваются контрольными замерами, и водонепроницаемым покрытием административно-бытовой зоны и дорог комплекса.

Фильтрат, образующийся в процессе компостирования органических отходов, после его очистки планируется сбрасывать в реку Копытовка, которая протекает через весь город Коряжму, и впадает в реку Вычегду всего в нескольких сотнях метров от водозабора Группы «Илим», обеспечивающего питьевой водой жителей Коряжмы.
Местные жители говорят, что это и не речка даже толком, а скорее небольшой ручей, который летом пересыхает, зимой перемерзает. В отсутствие полноценного водного потока, есть все шансы вместо речки получить сточную канаву.

Закон предусматривает, что для каждого источника водоснабжения есть зона санитарной охраны, в которой ограничивается хозяйственная деятельность. Установление ЗСО влечёт за собой довольно жёсткие последствия. Например, полностью запрещается сброс сточных, в том числе дренажных, вод в водные объекты, расположенные в границах зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения.

Однако, в ходе общественного обсуждения выяснилось, что именно для водозабора Коряжмы, зона санитарной охраны по удивительному совпадению, до сих пор не установлена.
Точнее говоря, ранее действовавшая санитарная зона, стараниями прокуратуры Архангельской области, в период борьбы за Шиес, была в судебном порядке отменена, а новую документацию, так и не удосужились до конца разработать и утвердить.

Поэтому при решении жизненно важного вопроса: можно ли сбрасывать фильтрат в реку Копытовку, проектная организация руководствовалась лишь письмом Министерства природных ресурсов Архангельской области от 25.02.2022 г. № 204-15/1958, которое с готовностью подтвердило, что «проектируемый объект находится за пределами зон санитарной охраны источника питьевого водоснабжения».
Очевидно, никаких полномочий выдавать подобные справки МПР не имело. Границы зоны санитарной охраны определяются только после получения положительного заключения Роспотребнадзора.
Легкомысленная подмена официальной зоны санитарной охраны письменным мнением областного ведомства природных ресурсов, ставит под сомнение всю проводимую сейчас оценку воздействия КПО на окружающую среду.

Вообще, легкомыслие и некоторая небрежность, буквально пронизывают явленный гражданам проект ОВОС. Подчас, плод титанических трудов ООО «Террикон», напоминает пресловутого «сферического коня в вакууме», - безжизненную теоретическую конструкцию, которая не учитывает реальность.

Например, перечисляя крупнейшие предприятия, расположенные на территории реализации проекта, разработчики указывают: АО «Нюбский леспромхоз», АО «Ерогодский ЛПХ» (в посёлке Удимский), «Котласский лесопункт». А как же крупнейший в России и в Европе целлюлозно-бумажный комбинат (филиал Группы «Илим» в г. Коряжме), спросите вы? Ответ прост – КПО формально располагается на территории Котласского района, а значит и обо всём, что происходит в 1 километре от комплекса, но уже на территории городского округа Коряжма, можно забыть. Какая уж тут оценка воздействия на атмосферный воздух с учётом выбросов комбината.

Проходящие в трёх километрах от места строительства комплекса семь веток магистральных газопроводов, также остались вне поля зрения авторов проекта.
Аналогичным образом, вероятно, оказались незамеченными расположенный ниже по течению Вычегды водозабор посёлка Вычегодский, находящийся в 12 километрах от КПО город Сольвычегодск с его знаменитыми водно-грязевыми лечебницами, и соответствующими запасами минеральных подземных вод.

Выявленные в ходе общественного обсуждения недостатки проекта вполне позволяют поставить на данном этапе вопрос об его приостановке, и внесении существенных корректив в техническое задание на проектирование, и в саму концепцию проекта. Опасная деятельность по обращению с отходами должна быть оценена с точки зрения её воздействия на жизнь города Коряжмы в строгом соответствии с законом, без манипулирования, и без сокрытия всех существенных обстоятельств.
Скрыть комментарии