Общество

Лифты вместе — мусор раздельно!

В середине марта в Архангельске проходил очередной, четвертый по счету, региональный форум управляющих компаний в сфере ЖКХ.

26 мар 2019, 10:23

В середине марта в Архангельске проходил очередной, четвертый по счету, региональный форум управляющих компаний в сфере ЖКХ.

Представители власти, профильных организаций, общественности под привычную «мусорную» сурдину обсудили проблемы отрасли.

Второй день форума был посвящен многочисленным техническим вопросам, связанным с введением современных стандартов в управлении жилищным фондом. Заявленные в качестве главных темы, как представляется, так и остались без должного внимания со стороны власти и «управляек». Их публичный анализ отсутствовал, так как форум был «заточен» на то, чтобы представить городу и миру приоритеты правительства Архангельской области. Вертикализация управления любое место превращает в «не для дискуссий».

Открывал форум первый заместитель губернатора — председатель правительства Архангельской области Алексей Алсуфьев. В какой степени самокритично звучали его слова:

 — За минувшие годы произошло много позитивных изменений, есть определенные достижения и успехи. — казалось бы дальше Алексей Владимирович скажет привычное «но впереди новые дни» и т. п., но нет! — Вместе с тем проблемы, требующие тщательного обсуждения и решения, по-прежнему остаются.

Отраслевых проблем, требующих тщательного обсуждения в Архангельской области, судя по содержанию повестки дня первого дня форума значилось три: это перспективы расселения аварийного жилья на территории региона, реализация федерального проекта «Формирование комфортной городской среды» и, конечно же, «гвоздь» форума — роль органов МСУ, управляющих организаций и собственников жилья в реформе системы обращения с ТКО.

Согласно официальным данным, с 2013 по 2018 год в Архангельской области расселено 264,7 тыс. кв. метров аварийного жилья, жилищные условия улучшили более 15,5 тыс. человек. С 2019 по 2024 год в регионе реализуется федеральный проект «Обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда». На территории Архангельской области планируется расселить 1661 многоквартирный дом площадью 450,8 тыс. кв. метров, что потребует финансирования 21,5 млрд рублей.

Но будет ли решена проблема аварийного жилья после 2024 года, что нужно сделать для этого? В так и остался без ответа. Не требует ли совершенствования правовой механизм программ переселения?

Не секрет, что зачастую аварийное жилье пустует, а полученные по программам переселения квартиры тут же перепродаются или сдаются внаем. В ряде российских регионов новые квартиры предоставляют переселенцам по статусу муниципального найма, что не позволяет им свободно распоряжаться новым жильем. Не пора ли и в Архангельской области здесь что-то что-то менять? Или так и будет продлеваться программа — до последнего деревянного дома, с тем, чтобы поддержать «бизнес» всех тех, кто на руку нечист?

Продолжается в регионе и реализация федерального проекта «Формирование комфортной городской среды». С помощью странных интернет-голосований, с чуть ли не миллионными трафиками голосующих определяются места, подлежащие благоустройству. За последних два года типа как демократически облагородили целых 484 дворовых и общественных территорий, объемы финансирования составили 646 млн рублей. В этом году список пополнится еще на 200 участков, на которые власти выделят еще около 400 млн рублей.

Однако многих беспокоит эффективность освоения выделяемых таким странным образом средств. Судьба нового парка «Зарусье» — наглядное подтверждение. 37 млн рублей успешно освоены, однако результат мало кого удовлетворяет. Причина очевидна — общественный контроль формален, он не распространяется на формирование проектного задания, запросы местных жителей, по сути, не учитываются.

Еще один актуальный вопрос, обсуждавшийся на форуме — лифтовое хозяйство в многоквартирных домах. За прошедших два года заменили 605 лифтов. В 2019 году планируется продолжать эту важную работу — но пока что нет ясности, как решать вопрос для домов, которые самостоятельно аккумулируют средства на капитальный ремонт.

Средств у них зачастую не хватает на дорогостоящую замену. По Архангельску, Северодвинску и Новодвинску таких домов насчитывается около тысячи. Вот и подискутировали о том, как для них изыскать средства.

А вне рамок обсуждения осталась волнующая многих архангелогородцев тема качества работ по замене лифтового оборудования. Подъемные механизмы поступают от российских производителей поставщиков, которые сами определяют подрядчиков. Зачастую ими являются какие-то приезжие «конторы», которые, нанимая «джамшутов», ведут работы, когда и как им заблагорассудится. Многих архангелогородцев беспокоит компетентность исполнителей работ, ведь случись что потом — крайних будет не найти. Но озвучить их опасения было некому.

Главная заявленная тема форума — организация и содержание контейнерных площадок для первичного накопления мусора. Для управляющих компаний проблемы раздельного сбора отходов, судя по всему, не существует. Во многом потому, что отсутствует эта проблема как для регионального правительства, так и регоператора. Поэтому предложенное зампредом Евгением Фоменко решение — ответственность за содержание мест первичного накопления мусора должна быть возложена на регоператора, а его организация является обязанностью муниципалитета или управляющей компании —не кажется окончательным.

Как лучше организовать раздельный сбор отходов в городских условиях? Как могут помочь современные возможности видеонаблюдения, с тем, чтобы выявлять и наказывать городских вандалов? Система автоматического распознавания лиц как основа эффективного видеонаблюдения — такой могла быть повестка дня, если б учли мнение многих жителей Поморья, особенно северодвинцев и архангелогородцев.

Хотя были и хорошие новости. Так, по словам авторитетного эксперта, генерального директора ООО «Институт управления ЖКХ», члена рабочей группы экспертов по развитию ЖКХ при правительстве РФ Ирины Маликовой, управляющие компании обязаны принимать от граждан показания по счетчикам и передавать их поставщикам коммунальных услуг. Иными словами, показания за свет, газ, холодную воду граждане могут передавать «управляйкам», нет необходимости подстраиваться под перипетии переменчивого сервиса основных поставщиков.

Иван Таращанский





Скрыть комментарии