Общество

«Проект Медиа»: как связаны Шиес и московский капремонт

09 янв 2019, 13:04
Как всё начиналось?

«Проект. медиа» в материале, подготовленном совместно с изданием Romb, провёл расследование и выяснил, как связана стройка мусорного полигона в Шиесе с московским капремонтом. Материал опубликован с согласия источника.

В июле 2018 года в посёлок Урдома Ленского района приехали два москвича, никогда прежде тут не бывавшие. Сказав, что действуют от имени московского правительства, мужчины начали встречаться с местными предпринимателями. Переговоры проходили в отдельном зале «Колизея», единственного на всю Урдому ресторана и ночного клуба. Москвичи искали лесорубов.

Рубить лес предстояло возле железнодорожной станции Шиес. Это место даже по меркам Архангельской области является труднодоступным — добраться туда можно только по дороге, принадлежащей «Газпрому» (для проезда по этой дороге нужен спецпропуск), последний километр до станции — лес, болото и буераки.

Москвичи были в шоке: оказалось, что абсолютно все на будущую площадку нужно завозить поездами, нет электричества и даже сотовой связи. Рабочим предстояло жить в теплых железнодорожных вагонах, — пишет «Проект. медиа» в материале, подготовленном совместно с изданием Romb.


Автор: Виталий Пахтусов, ноябрь 2018

Тогда по области поползли слухи о том, что на территории станции построят полигон для захоронения мусора, который с 2020 года начнет принимать отходы из Москвы. Об этом местным жителям рассказали столичные гости. К тому времени будет в разгаре программа реновации: за ближайшие 15 лет властям предстоит снести более пяти тысяч пятиэтажек. При этом, подмосковные полигоны уже сейчас работают с перегрузкой. Поэтому часть мусора и решили отправить в тайгу.

Как неоднократно сообщалось, данный участок находится в аренде у ОАО «Российские железные дороги» (ОАО РЖД) и в субаренде у фирмы «Технопарк», подконтрольной московской мэрии.


Карта будущих мусорных полигонов

Шиес — не единственная финальная точка для столичных отходов. Еще один полигон может появиться вблизи станции Нименга в Онежском районе. Участок земли под ним также находится у РЖД и тоже передан в субаренду.

В Шиесе, считает депутат Госдумы от Архангельской области Андрей Палкин, грунтовые воды находятся уже на глубине двух метров. Именно поэтому в пристанционном поселке, окончательно заброшенном в середине 90-х, даже не было собственного кладбища — людей хоронили в другой деревне. Токсичные отходы, проникнув в грунтовые воды, могут отравить все вокруг, предупреждает Палкин.

В Шиесе идёт стройка, которой нет на бумаге

Строительство мусорного полигона на станции Шиес идёт с августа, по бумагам оно вовсе не ведётся. Глава департамента ЖКХ Москвы Гасан Гасангаджиев и представители фирмы «Технопарк» пока успели только провести презентацию в правительстве Архангельской области. Из презентации стало ясно, что инвестиции в проект составят 10,5 млрд рублей, появится 500 рабочих мест со средней зарплатой 44 тысяч рублей в месяц. В правительстве области данный проект назвали приоритетным.

«Это были просто картинки, как Владимир Владимирович Путин нам показывал ракеты, которые летают вокруг земли», — возмущается председатель архангельского отделения «Опоры России» Сергей Антуфьев. Он оказался единственным членом инвестиционной комиссии, голосовавшим против будущей свалки. Остальные чиновники проект одобрили.

«Нам просто привозят упакованный мусор и через 30 лет вся упаковка будет разлагаться, всё это будет попадать в реки и озёра. Такие проекты должны включать в себя глубокую переработку. А у нас получается, что через 30 лет москвичи уедут и что мы с вами делать будем? Принять проект — значит совершить экологическое преступление», — заявил Антуфьев.

По документам все работы, которые ведутся на станции Шиес, называются «возведением линейных объектов вблизи разъезда Шиес.

Однако, на давно кипящей стройке уже вырублено 60 гектаров тайги. Лесорубы перестарались и вышли далеко за пределы участка, полученного «Технопарком» от РЖД. Тогда областные чиновники просто передали московским структурам еще один кусок земли — тот самый «лишний» вырубленный лес.


Общий план будущего полигона в Шиесе, 2018 год. Автор: Виталий Пахтусов, ноябрь 2018

Стройка не огорожена, можно спокойно ходить среди грузовиков и бульдозеров. Нет информационных щитов, нет начальников, готовых разговаривать с прессой. Ход стройки каждую неделю лично инспектирует глава ГБУ Александр Орешкин.

«Орешкин обычно прилетает на вертолете по средам или четвергам и по всем вопросам на связи лично с [президентом РЖД] Олегом Белозеровым», — утверждает чиновник из Урдомы. Вертолетная площадка в Шиесе действительно есть.

Возле вагонов, в которых живут рабочие, ежась от мороза, толпятся молодые люди, судя по всему, выходцы из Средней Азии. Они — рабочие из Троицкого и Новомосковского административного округов Москвы, приехали только утром, потому что «прикомандировали», - пишет издание.

Конечно, в реконструкцию крохотной станции на Севере не верит никто - ни местные жители Урдомы, ни чиновники.

В середине ноября арбитражный суд Архангельской области зарегистрировал иск администрации Урдомы к фирме «Технопарк», РЖД и областному Росимуществу. Глава поселка Елена Смирнова требует прекратить работы в Шиесе и вернуть лес в первоначальное состояние. А по области бушуют митинги. На последний,2 декабря, вышло примерно 8 тысяч человек. Следующие массовые акции запланированы в Архангельской области на 3 февраля.





Московский мусор

Если Шиес - финальная точка для московского мусора, то в Некрасовке (один из районов Москвы) его путешествие только начинается.

В глубину промзоны уходит новая железная дорога. Экоактивист из Некрасовки Алексей Медведев утверждает, что лично видел, как вдоль этой ветки — в окружении других чиновников — в начале мая прогуливался коммунальный вице-мэр Москвы Петр Бирюков. Именно он уже больше десяти лет курирует и ремонт дорог, чем занимается ГБУ «Автомобильные дороги», и вывоз мусора.

В Некрасовке мусоровозы должны заезжать в ангар, выгружаться, а отходы — ехать по конвейеру через сортировку и прессовку, уменьшаясь в объеме в восемь раз. Затем их закатают в пленку — по аналогии с чемоданами в аэропорту — и уже в виде тюков погрузят в поезда.


Тестовый запуск оборудования на сортировочной станции в Некрасовке. Фото активистов, побывавших на объекте, декабрь 2018


Первые тюки с мусором уже готовы и ждут отправки в Шиес. Фото активистов, побывавших на объекте.

У ворот будущей станции дежурят два бойца ЧОП, к активистам выходит представитель менеджмента, отказавшийся назвать имя и компанию. «Экокластер готов, может он запустится в ближайшее время, а может нет», — уклончиво говорит он. Куда поедут московские тюки (по бумагам Шиес начнет прием мусора в 2020 году), он не отвечает.

В создании сортировочной станции в Некрасовке участвовала компания «Роуд Групп». Она — один из крупнейших подрядчиков ГБУ «Автомобильные дороги» — того самого, что ударно строит полигон в архангельских лесах. В 2015 году один из основателей компании, Алексей Елисеев, занял пост замруководителя «Автомобильных дорог». И если годом ранее «Роуд Групп» получило контракты от «Автомобильных дорог» на 264 млн рублей, то в 2015-м — сразу на 1,9 млрд, причем Елисеев лично входил в некоторые тендерные комиссии. Сейчас этот человек покинул ГБУ, однако замруководителя там трудится другой основатель «Роуд Групп» — Алексей Меньшов. В прошлом году компания выиграла тендеры ГБУ на 1,8 млрд рублей.

ГБУ «Автомобильные дороги» — огромная структура при московской мэрии, там работает более 30 тысяч человек. Ежегодно ГБУ разыгрывает контракты на 40–60 млрд рублей. При этом главная обязанность предприятия — следить за московскими магистралями, а вовсе не делать мусорную свалку в далекой тайге. В пресс-службе ГБУ не ответили на запрос «Проекта», почему именно автодорожники занимаются Шиесом. Возможно, дело в подведомственности: ГБУ подчиняется Департаменту ЖКХ Москвы, где и должны решать проблемы с мусором.

Сортировочная станция в Некрасовке находится на земле, принадлежащей «Мосводоканалу» (поэтому соседи — Люберецкие очистные сооружения и завод по производству едкого натра, подведомственные структуры.) А это предприятие тоже находится в подчинении Департамента ЖКХ Москвы, то есть Бирюкова.

В целом, проследить связь свалки в Шиесе и объекта в Некрасовке можно через цепочку юрлиц (см. схему.) Отдельного внимания здесь заслуживает АО «Москапремонт». В будущем именно эта контора — через свою дочернюю фирму «Технопарк» — станет зарабатывать деньги на захоронении московских отходов. А прямо сейчас отлично делает это на капитальном ремонте столичных домов, выяснил «Проект».




Подробности читайте в материале на сайте «Проект».


Скрыть комментарии