Общество

Если ребёнок гуляет один: безопасное поведение на улице

01 июн 2021, 14:01
Впереди каникулы, время весёлое и беззаботное. Но за этой беззаботностью таится и опасность – дети много времени будут предоставлены сами себе, а это часто становится причиной того, что они теряются. Однако ребёнок вполне сможет справиться с проблемой, если его заранее подготовить.

Гулять учим поэтапно

Родителей часто возникает вопрос, со скольки лет ребёнка можно одного отпускать гулять во дворе? Чётких ограничений законом не предусмотрено, потому полагаться родителям нужно на свою интуицию. Один ребёнок уже в пять лет спокойно и бесстрашно гуляет во дворе, не попадая ни в какие переделки, другой и в десять зовёт с собой маму или папу. И дело здесь даже не в самостоятельности. Бывает, что дома ребёнок всё может: разогревает себе ужин и даже готовит несложные блюда, сам моет пол, прибирает в комнате, однако боится оставаться дома один и гулять без родителей отказывается. В таком случае с самостоятельными прогулками стоит повременить. Психологи советуют действовать поэтапно. Если есть возможность, пусть ребёнок вначале погуляет один на дачном участке или во дворе деревенского дома, затем на детской площадке в городе, где мама видит его в окно. Далее территория для прогулок может расшириться в зависимости от особенностей возраста, готовности, характера, осознанности ребёнка, среды, в которой он находится. Имеет значение и местность, где живёт семья, если это большой город с интенсивным ритмом жизни, множеством людей, то раньше десяти лет отпускать ребёнка гулять одного не желательно. Если это деревня, где в разы меньше опасностей, и все друг друга знают, то малыш вполне может гулять один и в пять лет.

Правила безопасности через игру

Психолог поисково-спасательного отряда «Лиза Алерт» отмечает, что лет с трёх с ребёнком многие опасные ситуации можно отрабатывать через игру, используя игрушки или других людей. Например, на прогулке кукла заигралась, убежала от мамы и потерялась, но она не испугалась, села на скамейку во дворе и стала ждать маму.

Кукла молодец, теперь мама обязательно её найдёт. С пяти лет уже можно начинать устанавливать правила: нельзя выходить за забор дома или нельзя спускаться к реке, нельзя общаться незнакомцами. Можно вместе с ребёнком смоделировать ситуацию опасности и вместе решить её. Так появляется возможность понять, усвоил он пройденные уроки или нет. С семилетним ребёнком уже можно договориться о соблюдении каких-либо правил, например, не уходить из двора под окнами ни при каких обстоятельствах. По тому соблюдает он эти договорённости или нет, можно понять, готов он оставаться один на детской площадке или пока нет. В этом возрасте уже необходимо учить его правилам безопасности, проговаривать алгоритм действий в той или иной сложной ситуации. Говорите о потенциальных опасностях: люках, гаражах, пешеходных переходах, водоёмах. В десять лет большинство детей уже способны сами правильно оценить ситуацию и отказаться от потенциально опасных действий.

Запоминаем и повторяем

Важно помнить, что ребёнку мало однажды рассказать правила поведения, их нужно периодически повторять, в том числе и во время прогулки. Отработанную теорию необходимо закрепить на практике, то есть опять же проиграть опасные ситуации. Пусть сын или дочь расскажут вам, как будут действовать в тот или иной момент, куда и кому позвонят, какие произнесут фразы. Малышу недостаточно сказать, что нельзя брать конфету у незнакомого дяди, даже очень доброго и симпатичного, или что не нужно помогать ему выручать щенка, застрявшего заборе, потому что, скорее всего, это уловка, и дяденька в состоянии сделать это сам. Ребёнок должен уверенно знать, что правила эти закон – их нужно соблюдать неукоснительно. Недопустимо сейчас послушаться и сделать, как договаривались с мамой, а завтра пойти к соседу в квартиру смотреть новую игру.

Эксперимент, проведённый волонтёрами «Лизы Алерт» показал, что девятнадцать из двадцати детей уйдут с незнакомым человеком. Дело в том, что ребёнок изначально настроен на доверие, и у него совсем нет жизненного опыта, который позволил бы ему понять, что улыбающийся прохожий, предлагающий ему мороженое, это опасный человек. Потому чем лучше ребёнок усвоит правила безопасности, тем больше вероятности, что он с ним ничего страшного не случится.



Кто такой этот незнакомец?

Так кто такой этот незнакомец, с которым нельзя общаться? Может быть, он похож на Бармалея из сказки, злого и страшного? Ребёнок должен чётко усвоить, что незнакомец это любой чужой человек, пусть даже очень приятный и красивый. Не имеет значения женщина, мужчина, бабушка, мальчик или девочка подошли к нему на детской площадке. Они даже могут обратиться к ребёнку по имени, сказать, как зовут его папу, маму или собаку. Всё равно это чужие и потенциально опасные люди. Мальчика или девочку может обманом подослать затаившийся за углом преступник, добрая бабушка может страдать психическим заболеванием и так далее. С ребёнком необходимо разговаривать и объяснять, кто именно для него является знакомым, а кто нет. Изначально это очень узкий круг: родители, близкие родственники, друзья семьи, возможно, кто-то из соседей. Но это обязательно те люди, которым можно действительно доверять. Ко второму кругу знакомых можно отнести учителей, воспитателей детского сада, руководителей секций и кружков, некоторых коллег родителей. Все остальные люди – чужие, то есть незнакомые, а потому и вести себя с ними нужно соответствующе. Так, папа подружки из класса будет являться для вашей дочери незнакомцем и потенциально опасным человеком, пока вы сами с ним не познакомитесь, и не решите для себя доверять ему или нет.

Как вести себя с незнакомцем?

Существуют правила, устанавливающие, как нужно вести себя с незнакомыми людьми. Они справедливы и для взрослых.

Правило первое. Если с ребёнком на улице заговорил чужой человек, он должен отойти от незнакомца на расстояние равное примерно двум метрам, это так называемая безопасная дистанция, которой его нужно обучить дома. Отметьте на полу расстояние в два метра, и пусть ребёнок запомнит его. Так у злоумышленника резко снизятся шансы причинить ему вред: схватить или ударить. Если незнакомец приближается – отходим или убегаем в безопасном направлении.

Правило второе. Ребёнок должен научиться пресекать разговор с незнакомцем на пятой секунде и затем отходить от него, а ещё лучше делать это сразу в начале беседы. Зачем это нужно? Опасный человек может «заболтать» ребёнка, усыпить его внимание, тогда попасть в ловушку малышу будет гораздо проще. Научите его говорить фразы вроде: «Извините, меня позвал папа», или «Извините, меня ждут». Можно просто молча отойти или убежать.

Третье правило – поскорее уйти. Вот варианты фраз, которые могут сказать случайно обратившиеся к ребёнку мужчина, женщина или девушка: «Мой котёнок забрался в водосточную трубу и застрял, помоги мне его достать, твоя рука тоньше», «У меня в огороде созрела малина, можешь прийти поесть», «Помоги мне найти серёжку, я, кажется, обронила её вон там, у ворот». Главное, чтобы ребёнок быстро покинул место беседы.

Здесь может возникнуть вопрос, должны ли дети помогать незнакомым взрослым, если те просят об этом, ведь мы сами учим их быть отзывчивыми? Скажем так, ребёнок, безусловно, может помочь, если обеспечена его безопасность. Например, отойдя на расстояние двух метров, он может показать жестом направление, где находится дом или магазин, который ищет незнакомец. Однако помогать взрослому ребёнок не должен хотя бы потому, что это могут сделать другие взрослые.

Четвёртое правило – ребёнок непременно должен рассказать о подозрительном незнакомце родителям или другим «своим» взрослым, по возможности описав его. Так, в случае чего, его можно будет найти и опознать.
Правило пятое. Ни в коем случае нельзя принимать какие-либо подарки или угощения от незнакомого человека. Невозможно определить от чистого сердца прохожий угощает тебя шоколадкой, или у него есть свой интерес. Бывает так, что незнакомый человек предлагает ребёнку пойти с ним в магазин, чтобы что-то купить, новый телефон, к примеру. Объясните, что бесплатный сыр бывает только в мышеловке.

Правило шестое. Ребёнок должен уметь кричать и звать на помощь. Если посторонний схватил ребёнка за руку и пытается увести силой или хочет затащить в автомобиль, то необходимо попытаться вырваться и позвать на помощь кого-то из прохожих. В данной ситуации можно и нужно использовать абсолютно все возможные способы защиты. Нужно громко кричать, и чем громче, тем лучше. Выучите с ребёнком фразы вроде: «Ты не мой папа, я тебя не знаю!». Можно грубить, кусаться, пинаться, падать на землю, одним словом, нужно не дать себя похитить. С самого раннего возраста внушайте ребенку, что его тело принадлежит только ему, и никто не имеет права дотрагиваться до него без его согласия, и если это происходит, то необходимо сопротивляться.

Что делать, если ребёнок потерялся?

Как быть, если ребёнок просто заигрался, ушёл далеко от дома и оказался, скажем, в незнакомом дворе? Дорогу домой он не запомнил, а телефон разрядился.

В таком случае, он должен помнить, что идти и искать самому дом ни в коем случае нельзя, так как можно заблудиться ещё сильнее. Нельзя садиться к незнакомому человеку в машину, даже если кажется, что он действительно помогает. По возможности нужно обратиться к женщине с ребёнком или полицейскому с просьбой позвонить маме или папе. Именно для этого ребёнок должен наизусть знать телефоны родителей, бабушки, дедушки, старшего брата или сестры. В карман малыша можно положить записку с номерами телефонов, но без адресов, ребёнок должен знать и понимать, зачем она нужна. Фразы, которым нужно научить ребёнка могут быть такими: «Я потерялся, позвоните, пожалуйста, моей маме!», «Я вас не знаю, я с вами не пойду! Позвоните моей маме, пожалуйста!». Важно, чтобы по телефону ребёнок говорил сам, потому что взрослый может обмануть его, сказав, что дозвонился и теперь отведёт его домой. Если взрослый отказывается помочь, то необходимо обратиться к другому человеку. Если неподалёку есть магазин, то можно зайти туда и попросить о помощи кассира.

Родители школьников всегда должны знать, где именно и с кем гуляет ребёнок, когда собирается вернуться, любимые места игр и сборищ детских компаний, у мамы и папы должны быть номера телефонов друзей сына или дочери на случай, если телефон их окажется по какой-то причине недоступен. Кроме номеров телефонов близких родственников ребёнок должен помнить единый номер службы спасения – 112.

Мария Шубина


Скрыть комментарии