Новости

Суд отказал Сергею Мохнаткину в апелляции и удалил его с заседания

Приговор от марта 2017 года оставлен в силе

02 июн 2017, 14:27
В Архангельском областном суде в пятницу утром состоялось рассмотрение апелляции осуждённого оппозиционера Сергея Мохнаткина. Это была уже вторая попытка вынести решение по данному вопросу.


Фото Александра Барошина

Напомним, первый этап процесса по жалобе заключённого правозащитника состоялся ещё 19 мая, однако тогда Мохнаткин попросил суд перенести заседание на более поздний срок из-за своего плохого самочувствия. Судья это условие выполнил, назначив новой датой рассмотрения 2 июня.

Сейчас Сергей Мохнаткин находится в спецбольнице регионального УФСИН в Архангельске, куда его отконвоировали из Котласа 25 мая. Ранее заключённый неоднократно жаловался на побои, якобы нанесённые ему сотрудниками уголовно-исправительной системы, и утверждал, что они привели к резкому ухудшению его здоровья.

И снова телетрансляция

Мохнаткин планировал присутствовать на суде лично, однако ему в этапировании было отказано. Как и в прошлый раз, на связь с судом он выходил посредством телевизионной трансляции. И вновь, по примеру 19 мая, не обошлось без скандала. Уже неоднократно говорилось, что оппозиционер твёрдо намеревался защищать себя сам. Однако в соответствии с судебными правилами, ему предоставили адвоката.

Две недели тому назад, Мохнаткин, узнав, что ему назначили защитника, отреагировал на это достаточно бурно и эмоционально, использовав ненормативную лексику. Однако суд исполнил его требование об удалении защиты, и адвокат покинула зал. И вот ситуация повторилась.

«Я имею право на личную самозащиту, у меня всё в порядке с психикой, я дееспособный человек. Поэтому я протестую и требую освободить меня от защитника! Я не уважаю вашего адвоката», – несколько раз прокричал Сергей Евгеньевич в видеобъектив из-за решётки.

Судья Виктор Григенча предупредил Мохнаткина о недопустимости подобного поведения и попросил сдерживать свои эмоции.

Прения

Представитель областной прокуратуры Николай Григорьев в своём слове отметил, что осуждённый может высказать требование об отказе от защитника, но этот факт не является обязательным для суда. Именно суд вправе решать вопрос об оставлении адвоката в зале. Мохнаткин отреагировал на утверждение прокурора крайне негативно, заявив в присущей ему эмоциональной манере, что право на самозащиту дееспособного человека должно уважаться в любом суде. После последовавших со стороны оппозиционера нелестных высказываниях об адвокатах, судья поставил вопрос об удалении Мохнаткина с заседания. Прокурор возражать не стал. В итоге осуждённого вывели из-под объектива видеокамеры. Прежде, чем это произошло, оппозиционер успел ещё раз выругаться.

В ходе судебных прений адвокат Оксана Грушецкая (именно её назначили отставивать интересы Мохнаткина), поддержала требования своего подзащитного, сказав, что мартовский приговор Котласского городского суда построен на существенных противоречиях и предположениях. Также она подчеркнула, что не видит совокупности доказательств вины оппозиционера в применении силы к сотруднику УФСИН, следовательно, решение суда первой инстанции должно быть отменено, а Мохнаткин оправдан по данной статье УК.

«В действиях Мохнаткина, как он указывает в жалобе, имела место оборона от применения к нему физической силы со стороны работников колонии, что исключает осуждение по этой статье», – сказала Оксана Грушецкая. Прокуратура же настаивала на обоснованности и правильности приговора.

После прений судья предоставил осуждённому возможность выступить с последним словом. Дабы выполнить вышеназванное условие, пришлось делать перерыв – Мохнаткина уже успели увести в другое помещение. Когда же его, наконец, вернули, то присутствовавшие услышали только одно: «Я отказываюсь от последнего слова. Это позор, а не суд!»

В апелляции отказать

В конечном итоге судья огласил решение: Мохнаткину в апелляции отказать, а приговор Котласского горсуда оставить без изменения.

Комментируя итоги судебного разбирательства, гражданский активист Юрий Щербачёв, пришедший вместе с немногочисленной группой единомышленников поддержать заключённого оппозиционера, считает, что именно такого исхода дела и следовало ожидать.

«Произошло то, чего следовало ожидать. Машина включена, остановить её трудно. Если учитывать особенности процесса, то осуждённый рассчитывал на своё прямое участие в суде. Его состояние нормализировалось, он был готов к доставлению в зал. Однако его пожелание не исполнили. Налицо были видны попытки ввести Мохнаткина в нервное состояние, что выразилось, например, в назначении ему защитников. Это привело к эмоциональным срывам. Отчасти такое поведение можно объяснить: человек несколько лет был лишён свиданий с близкими и единомышленниками. Он даже не знал, что мы явились сюда его поддержать, потому что камера в зале установлена таким образом, что человек по ту сторону экрана наблюдает только судью, но не остальных присутствующих. Подобное наблюдалось и 19 мая. Осуждённый должен видеть, что на процесс пришли его друзья и близкие, даже если всё происходит на расстоянии в режиме видеоконференции», – сказал Щербачёв.

Оппозиционер Сергей Мохнаткин был приговорён дополнительно к двум годам лишения свободы в марте этого года, в вину ему вменялась дезорганизация работы исправительного учреждения, где он отбывает наказание. Как сообщили ИА «Двина Сегодня» в пресс-службе Архоблсуда, по совокупности наказаний реальный срок заключения оппозиционера увеличится только на два месяца.

В правозащитной среде 63-летнего Мохнаткина считают политическим заключённым. В 2010 году он уже приговаривался к двум с половиной годам лишения свободы за избиение сотрудника милиции во время протестного митинга в Москве. В 2014-м он осуждён вторично по аналогичной статье на четыре с половиной года. Любопытно, что впервые Мохнаткин попал на митинг «Стратегии 31» в Москве случайно. Прогуливаясь по столице он увидел, как полицейские выкручивают женщине руки и решил вступиться. Именно после этого инцидента Мохнаткин стал яростным оппозиционером.

Виталий Айнуров
Скрыть комментарии