Новости

На форуме по деревянному судостроению обсуждали регистрацию судов

Корабелы считают: требуются свои проектировщики-эксперты

19 июл 2021, 10:43
Форум «Матица», посвященный теории и практике традиционного судостроения, в течение недели проходил в Архангельске. Наши корабельные мастера, а также гости из различных регионов России – Север, Поволжье, Санкт-Петербург и т.д. – рассказывали о своих проектах возрождения старинных судов, давали мастер-классы, демонстрировали видеосюжеты, слайды о работе верфей, экспедициях по поиску останков парусных кораблей, музейных экспозициях.

Для участников были организованы экскурсии на верфи, где строят поморские суда – коч и шхуну (Мосеев остров и ангар при САФУ), познакомили с работой Школы арктического деревянного судостроения и Товарищества поморского судостроения. Завершающим аккордом стала Поморская карбасная регата на Северной Двине, также продолжающая традицию предков – последние гонки на карбасах в Архангельске состоялись в 1884 году, к юбилею города. Для регаты были построены три сельдяных карбаса по чертежам Соломбальской судоверфи 1960-х годов.

Возрождение традиционного поморского судостроения стало активно развиваться в последние два года. Однако серьезным препятствием стали регистрационные процедуры, на которые приходится тратить время, деньги, да еще доказывать, что твой карбас – «не верблюд», а полноценное судно., хоть и не подпадает он под требуемую классификационную категорию.

Эти вопросы и стали темой круглого стола, в котором участвовали, с одной стороны, корабелы, с другой – представитель архангельского филиала речного регистра. Как выяснилось в ходе дискуссии, регистрации требуют малые деревянные суда, которые их творцы и владельцы намерены использовать в коммерческих целях. До сего времени из судов-«малышей» через регистр проходили только лодки-«казанки». Однако это – слабое утешение для тех кораблестроителей, кто намерены, к примеру, заниматься организацией водного туризма в поморской глубинке.

Нужны «признанные» (то есть аккредитованные при регистре) проектировщики, эксперты, которые будут разрабатывать документацию, производить техническое наблюдение, оценивать соответствие судна правилам, принятым еще в тридцатые годы прошлого века. Кстати. правила – это пять томов, вся необходимая корабелу информация – в первом. Ясно, что работа с проектировщиками, экспертами – дело затратное: построить традиционное деревянное судно обойдется тысяч в триста, а сам проект «влетит» еще тысяч в двести, для сельского корабела это чересчур затратное дело. Как считает директор Северного морского музея Евгений Тенетов, нужно специальное конструкторское бюро – например, при Товариществе поморского судостроения. Конечно, всех существующих проблем это не решит, однако у корабельных мастеров в районах появится свой посредник и союзник (не бесплатный, конечно, но что поделаешь) во взаимоотношениях с государственными регистрирующими структурами.

Таким образом, проблема останется, однако пути ее решения намечены, судостроители получили интересующую информацию. Может быть, понадобятся нововведения на законодательном уровне, которые облегчили бы создателям деревянных судов мороку и суету с согласованием из изделий в государственных органах. А это уже – вопрос или, скорее, наказ депутатам Госдумы нового созыва. Корабелы – местные, а правила-то федеральные.

Николай Кармакулов
Фото: http://ocean-media.su/
Скрыть комментарии