Новости
Архив Соломбальской судоверфи сберегли для потомков
Чертежи поморских судов можно увидеть воочию
«Сокровища архива Соломбальской судоверфи» — выставка с таким названием открылась на верфи Товарищества поморского судостроения.
Почему «сокровища»? Потому что для современных строителей деревянных судов (напомню, что на верфи, расположенной на территории САФУ, партнера проекта, строятся поморская шхуна и карбасы), для исследователей и всех, кто неравнодушен к истории судостроения в нашем крае, эти документы имеют огромную ценность.
Соломбальская судоверфь была основана еще в 1911 году и изначально называлась Поморским эллингом. Позднее, в советское время на ней продолжали строить деревянные суда: яхты, карбасы, ёлы, доры, шхуны, боты, катера… Предприятие было уникальным, как уникальным стал и архив чертежей, технических регламентов, других документов, книг по кораблестроению и фотографий. Эти несколько тысяч свидетелей истории северного судостроения сохранил для потомков энтузиаст Сергей Николаев.
Нынешняя экспозиция — первая в череде выставок, которые пройдут в стенах верфи. Впереди же — оцифровка всего массива документов, которые войдут в научный оборот, станут доступны тем, кто интересуется историей Поморья.
Первые посетители выставки смогли приобщиться к страницам истории деревянного флота Севера.
Директор верфи Товарищества поморского судостроения Евгений Шкаруба так оценил значимость архива для современных судостроителей:
— Если копировать карбасы, то их в большом количестве можно найти на берегу и можно найти людей, которые их строят. А вот большие суда — это сложно… Проектов деревянных судов у нас очень мало в открытом доступе.
Мы долго искали чертежи. Между тем, кто ищет, тот найдет. Мы познакомились с Сергеем Николаевичем Николаевым, у которого оказался архив Соломбальской судостроительной верфи. Он был сохранен, несмотря на все пертрубации девяностых годов. Документы, которые мы привезли сюда и разложили на столе — это, быть может, тысячная часть архива. В этих чертежах есть и опыт поколений народных судостроителей Поморья, там есть рукописный трудхудожника-чертежника . С эстетической точки зрения это настоящие художественные работы, это музейные, культурные объекты.
Николай Кармакулов
«Сокровища архива Соломбальской судоверфи» — выставка с таким названием открылась на верфи Товарищества поморского судостроения.
Почему «сокровища»? Потому что для современных строителей деревянных судов (напомню, что на верфи, расположенной на территории САФУ, партнера проекта, строятся поморская шхуна и карбасы), для исследователей и всех, кто неравнодушен к истории судостроения в нашем крае, эти документы имеют огромную ценность.
Соломбальская судоверфь была основана еще в 1911 году и изначально называлась Поморским эллингом. Позднее, в советское время на ней продолжали строить деревянные суда: яхты, карбасы, ёлы, доры, шхуны, боты, катера… Предприятие было уникальным, как уникальным стал и архив чертежей, технических регламентов, других документов, книг по кораблестроению и фотографий. Эти несколько тысяч свидетелей истории северного судостроения сохранил для потомков энтузиаст Сергей Николаев.
Нынешняя экспозиция — первая в череде выставок, которые пройдут в стенах верфи. Впереди же — оцифровка всего массива документов, которые войдут в научный оборот, станут доступны тем, кто интересуется историей Поморья.
Первые посетители выставки смогли приобщиться к страницам истории деревянного флота Севера.
Директор верфи Товарищества поморского судостроения Евгений Шкаруба так оценил значимость архива для современных судостроителей:
— Если копировать карбасы, то их в большом количестве можно найти на берегу и можно найти людей, которые их строят. А вот большие суда — это сложно… Проектов деревянных судов у нас очень мало в открытом доступе.
Мы долго искали чертежи. Между тем, кто ищет, тот найдет. Мы познакомились с Сергеем Николаевичем Николаевым, у которого оказался архив Соломбальской судостроительной верфи. Он был сохранен, несмотря на все пертрубации девяностых годов. Документы, которые мы привезли сюда и разложили на столе — это, быть может, тысячная часть архива. В этих чертежах есть и опыт поколений народных судостроителей Поморья, там есть рукописный труд
Николай Кармакулов