Капитал

Федералы наступают: что случилось с магазинами в Архангельской области?

26 июн 2019, 13:41
В Архангельске существует множество мест, где в зоне видимости всегда расположены несколько магазинов федеральных сетей: справа «Пятёрочка», слева «SPAR», чуть подальше «Магнит». Ну, или в другом порядке.

А вот региональные сети, входящие в «Панорама Ритейл», ещё с весны совсем не радуют покупателем ассортиментом. Одни магазины пустеют, другие закрываются, а на их месте вырастают всё те же «Магниты» и «Пятёрочки».

В лучшее время «Панорама Ритейл» осуществляла свою торговую деятельность в 83 магазинах. Сейчас на сайте до сих пор значится 76: пять супермаркетов «Сигма», 23 магазина «Пять шагов» и 48 дискаунтеров «Дисма» разбросанных по всей Архангельской области.

28% местного

В министерстве АПК и торговли региона «Двине Сегодня» сообщили, что доля региональных сетевых компаний на рынке составляет 28%. В апреле 2019 года учредителями АТП «Панорама Ритейл» принято решение о прекращении деятельности сразу 50 объектов торговли. Остаётся всего 20 объектов, в том числе «Союз» и «Галамарт».

«На освобождаемых площадях уже поменялись арендаторы, например, в Северодвинске открыты магазины региональной торговой сети «Гарант» и «Петровский». Остальные магазины планируется сдать в аренду АО «Тандер» (ТС «Магнит») и Вологодской торговой сети «Макси», — говорится в ответе на запрос, полученный в профильном министерстве.

Эксперты отмечают, что такое положение дел с закрытием большого количества региональных сетей было вполне ожидаемо. Федеральные ТС выигрывают, так как имеют больший запас прочности и более низкие цены. Комментирует ситуацию директор ассоциации «Фермеры Русского Севера», председатель Архангельского регионального отделения «Союза Садоводов России», депутат АОСД 2, 3 и 4 созывов Михаил Силантьев.


У федеральных сеток более низкие цены, разнообразие товара, гибкая система скидок, а также отлаженные бизнес-процессы, продуманная логистика и т. д. Поэтому о конкуренции между регионалами и федералами говорить не приходится. Здесь идёт борьба уже между гигантами рынка.

В официальном сообществе ТС «Сигма» в соцсети «Вконтакте» ещё в марте появилась информация о том, что с 1 июня бонусная система магазина прекращает свою работу. А сейчас те самые скидки от «Сигмы» меняют на скидочные карты «Петровского».

Местное — ко столу уместно ли?

Наш эксперт Михаил Силантьев считает, что покупатель идёт в местную сеть за эксклюзивом — местной продукцией. Но часто её там нет, за исключением нескольких брендов:


В министерстве отвечают, что эффективная торговая политика в области определяется госпрограммой, действующей до 2021 года. Местные товаропроизводители поддерживаются ярмарками. В первом полугодии 2019 года в Поморье проведена 91 ярмарка, из них доля сельскохозяйственных составила 57%. Самая большая — Маргаритинская — пройдёт с 19 по 22 сентября. Для сохранения магазинов и выездной торговли в труднодоступных населённых пунктах, бюджетом софинансируется часть затрат по организации торговли.


Грызуны, просрочка и грязь — чем «славятся» магазины Архангельска

Также есть мнение, что в специализированных магазинах, которые покупают товар у местных производителей, качество его во многом лучше. В Роспотребнадзоре региона ИА «Двина Сегодня» рассказали о том, какое количество нарушений ежегодно выявляется в магазинах области.

В 2018 году только в Архангельске было проведено 11 внеплановых проверок в 29 магазинах региональной сети. Также было проведено 8 внеплановых проверок в 23 организациях федеральной сети.


В I квартале 2019 года работа по проверкам была продолжена — было проведено 10 внеплановых проверок в региональных и федеральных сетях. В 3 магазинах федеральной сети были найдены следующие нарушения:
  • низкое качество обработки внутрицехового инвентаря;
  • реализация продукции, не соответствующей гигиеническим нормативам;
  • реализация продукции с истекшим сроком годности, без маркировки;
  • на работу был допущен сотрудник, являющийся носителем возбудителя инфекционных заболеваний.
За этот период в магазине региональной сети было выявлено лишь одно нарушение — допущена реализация неупакованной и нерасфасованной продукции.

С начала 2019 года рекордсменом по жалобам потребителей стали магазины «Магнит» с 18 жалобами. Покупатели жаловались на качество продукции (2), шум от строительных работ в организации торговли (5), несоответствие ценников и цен на кассе (4), продажа продукции с истёкшим сроком годности (1), наличие грызунов (1), отсутствие ценников (1), шум и вибрация от технологического оборудования (2).

На втором месте «Спар». На него в Роспотребнадзор поступило 14 жалоб. Здесь лидируют нарушения по ценникам и качеству продукции.

На «Пятёрочку» жаловались 13 раз. В добавок к таким же нарушениям, как и в предыдущих магазинах, сюда добавились жалобы на содержание контейнеров для мусора, наличие на контейнерной площадке грызунов и несвоевременный вывоз мусора. Жалуются и на загрузку продукции в организацию торговли под окнами квартир и на запах канализации в помещении.

«Дисма» получила пять жалоб от покупателей — новых среди них нет. Всё те же, касающиеся качества продукции, ценников и шума.

«Петровский» получил всего две жалобы за истёкший срок 2019 года. Жаловались покупатели на наличие животных в торговых помещениях, да и животные эти — кошки.

И меньше всех жалоб получила «Сигма» — всего одну на качество реализуемой продукции.

И здесь снова создаётся впечатление, что региональные сети всё-таки больше следят за товаром и обслуживанием. Повторимся, доля регионалов в торговле в Архангельской области составляет всего 28%, поэтому, можно сказать, что северянам приходится и дальше довольствоваться, по большей части, выбором продукции только из крупных федеральных сетей.

Анна Морозова
Скрыть комментарии