Капитал

Дальнобойщики Архангельской области бастуют со всей Россией

«Платон», тормози!

12 апреля 2017, 06:31
С 27 марта 2017 года началась бессрочная всероссийская стачка автоперевозчиков. В разных городах проходят протестные митинги и пикеты. Особенная активность — в Дагестане, Санкт-Петербурге, Челябинске. В Архангельской области организованно бастуют 15 человек в Шенкурском районе, а также несколько присоединившихся к стачке одиночек и сочувствующих в Вельском районе, Новодвинске и Архангельске. Об этом «Двине Сегодня» рассказал один из координаторов Объединения перевозчиков России в Архангельской области (общественное объединение возникло в 2015 году в ходе борьбы за права грузоперевозчиков и имеет подразделения во многих регионах) дальнобойщик Кирилл Житников.

«В понедельник 27 марта 15 наших фур выезжали на дорогу в Шенкурске, стояли. Приезжала полиция, чтобы обеспечивать порядок, чтобы мы не перекрывали трассу, как в 2015 году. К ним поступила информация: якобы у нас на одной из машин стоит пулемёт. Естественно, это не подтвердилось, ребята посмеялись. Все местные, все друг друга знают, так что всё было спокойно и мирно. К вечеру разъехались по домам. Сейчас в Шенкурском районе бастуют 90% дальнобойщиков, то есть почти никто не берёт заказы на перевозки. Периодически мы встречаемся, проводим собрания. Кроме того, я знаю, что в Вельском районе несколько ребят выезжали 27 марта на дорогу в знак протеста. В Архангельске люди тоже недовольны, но организованных стачек нет. В Новодвинске один водитель стоит, никуда не едет», - перечисляет Житников.



Причина для недовольства та же, что и в 2015 году, — введение «Платона». Это система взимания платы с грузовиков массой свыше 12-ти тонн за проезд по федеральным трассам. Два года назад после протестного «стояния» лагерем в Химках, в котором, кстати, участвовали пять человек из Шенкурска, в том числе и наш собеседник, перекрытием дорог и такой же стачкой по всей стране дальнобойщикам удалось добиться отсрочки повышения тарифов, но не отмены самой «платы за тонны».

Рост ставок так или иначе был запланирован правительством РФ. С 15 апреля текущего года «такса» должна была подскочить вдвое: с 1,53 до 3,06 рублей за километр пробега. Предполагается, что этими «вложениями» водители большегрузов компенсируют ущерб, который наносят дорогам федерального значения. Видя народное негодование, премьер-министр России Дмитрий Медведев на встрече с представителями малого и среднего бизнеса отметил, что целесообразно продлить «экспериментальный» период внедрения «Платона». В Объединении перевозчиков России считают, что встреча была с фейковыми, то есть подставными, дальнобойщиками. В итоге Медведев подписал постановление правительства, которое повышает тариф только на 25%. Таким образом, новая цена за километр пройденного пути с 15 апреля составит 1,91 рубля.

Однако дальнобойщики не согласны с половинчатыми мерами и требуют полной отмены «Платона». Они считают, что это порочная система «незаконных поборов», с помощью которой с них, «как с баранов, пытаются остричь шерсть как минимум три раза».

Такой точки зрения придерживается владелец бизнеса по продаже стройматериалов в Шенкурском районе Сергей Кукин. Он возглавляет местный совет предпринимателей и является вторым координатором Объединения перевозчиков России в Архангельской области. Сам Кукин не дальнобойщик, однако у него есть большегрузы, на которых перевозятся тяжелые группы товаров: кирпич и другие строительные материалы. Его грузовики ездят по федеральным трассам в Москву, Санкт-Петербург, Нижний Новгород и другие города.

«Когда узнал в 2015 году, что хотят ввести систему «Платон», даже не думал, что это настолько серьезно. Тем не менее, час икс наступил. Конечно, поднялись сами дальнобойщики — те, кто частными перевозками зарабатывают себе на хлеб. Между прочим, 70% российского рынка перевозок сегодня — это как раз «частники». У нас в Шенкурском районе большинство бастующих раньше работали на лесовозах. Потом это все заглохло, малый бизнес поглотили крупные компании. Поэтому многие водители на накопленный капитал купили фуры и начали заниматься частными перевозками. И вот тут приходит цифра: надо платить по 1,5 рубля с километра за проезд по федеральным трассам с последующим поэтапным повышением тарифа. При этом не отменяются акцизы на дизтопливо и транспортный налог, а кроме того «частники» платят налоги как индивидуальные предприниматели», - отмечает Кукин.

По его словам, заработать что-то на перевозках с таким количеством «оброков» дальнобойщикам практически невозможно. По данным Архангельскстата на 3 апреля 2017 года, литр дизельного топлива в Архангельской области (без НАО) в среднем стоит 39,64 рубля. Дальнобойщики в Шенкурске подтверждают: солярку закупают по 40 рублей за литр. При этом 6,8 рублей из них — это государственный акциз. То есть за каждую тонну топлива дальнобойщики платят государству 6,800 рублей.

«Возьмем, например, что у грузовика пробег в год составляет сто тысяч километров. На каждые сто километров расход топлива — примерно 35 литров. То есть в год на топливо нужно потратить 1 миллион 400 тысяч рублей. Еще есть транспортный налог, который идет в региональный бюджет — это еще 35-40 тысяч рублей в год. Прибавьте к этому «Платон» - сейчас по старому тарифу это около 150 тысяч рублей, плюс налоги индивидуального предпринимателя. Что останется у водителя, чтобы кормить семью? А ведь нужны еще деньги на запчасти, на резину и прочее. Также повышение тарифов неизбежно влечет за собой рост цен на товары, что скажется на кошельке всех граждан страны. Ведь недостающие средства пришлось бы брать с кого? С конечного потребителя. И в первую очередь рост цен коснулся бы социально значимых товаров, скажем, гречи, других круп, соли, муки. Поэтому протест дальнобойщиков — не только для дальнобойщиков, он касается всех», - подчеркивает предприниматель.

На данный момент он из принципа не регистрируется в системе «Платон» и не платит штрафы, считая, что те деньги, которые идут в бюджет от акциза на топливо — и есть его «вклад» в ремонт дорог, а «плата за тонны» непонятно зачем его дублирует.

Кроме того, бастующих не устраивает государственно-частный характер «Платона». Оператором системы является компания «РТ-Инвест транспортные системы», 50% в которой принадлежит сыну известного бизнесмена Аркадия Ротенберга Игорю. Из-за этого дальнобойщики прозвали налог «сбором Ротенберга». За техническое обслуживание оператор системы получает из бюджета более 10 миллиардов рублей в год. А остальная часть дохода от «Платона» идёт на ремонт трасс. Последнее — очевидный плюс системы, многие федеральные и региональные дороги сегодня в плачевном состоянии и требуют ремонта. Однако водители большегрузов не имеют четкого представления, как и на что тратятся средства.

«Мы платим акциз, который, как предполагается, идет на восстановление дорог. Денег на дороги собирается много. Куда они деваются?» - справедливо задается вопросом Житников.

В министерстве транспорта Архангельской области нам предоставили информацию о том, сколько средств поступило в регион от системы «Платон» в прошлом году и как они были израсходованы.

«В 2016 году за счет сборов от системы взимания платы «Платон» бюджету Архангельской области были предоставлены иные межбюджетные трансферты в размере 500 миллионов рублей на решение неотложных задач по приведению в нормативное состояние автомобильных дорог, в том числе 100 миллионов рублей — на автомобильные дороги города Архангельска. Федеральные средства позволили привести в нормативное состояние дорожное покрытие на 50 км автомобильных дорог общего пользования регионального значения (Усть-Вага — Ядриха, подъезд к г. Котлас, Вельск — Шангалы), 5,9 км — местного значения (просп. Ломоносова, ул. Розы Люксембург в областном центре)», - говорится в официальном ответе ведомства, подписанном министром Вадимом Кривовым.

Также федеральным законом (№249-ФЗ от 03.07.2017) участникам «Платона» можно воспользоваться правом на значительную льготу по транспортному налогу. По данным УФНС по Архангельской области и НАО, в регионе уже около 50 человек воспользовались таким правом, а всего вносят платежи в систему более 300 собственников большегрузов. Однако протестующий Кирилл Житников не считает эту меру приемлемой для себя. Он говорит, что лучше заплатит транспортный налог, который целиком и полностью останется в региональном бюджете и пойдет на ремонт местных дорог, чем будет платить «в частную лавочку Ротенберга».

В целом нельзя сказать, что государство не идет навстречу дальнобойщикам: послабления есть. Но другое дело, что эти поблажки возмущенных предпринимателей всё равно не устраивают.

«Пока страна в таком кризисе, введение системы «Платон» необходимо отложить надолго. А поскольку деньги уже вложены, их нужно использовать для сборов с транзитных перевозчиков и владельцев больших машин, с массой более 20 тонн», - считает Сергей Кукин.

На данный момент всероссийская стачка продолжается. Как долго она продлится, бастующие в Шенкурске сказать не могут. Пока сохраняется настрой стоять до последнего.

«Лично я буду стоять, пока у меня хватит сил, несмотря на то, что у меня с деньгами сейчас очень сложная ситуация. Я фактически два месяца уже стою, так как сломалась машина, делал дорогостоящий ремонт. Кое-кто уже сдался и поехал, надо кормить семью, это понятно. Но большинство ребят держатся. Верим в то, что федеральная власть в лице Дмитрия Медведева и министра транспорта Максима Соколова, как-то услышат нас, выйдут на реальный диалог с протестующими. Сейчас же такое ощущение, что нас не видят, не слышат, вообще не замечают», - подытоживает Житников.

На будущее протестующие планов не строят, они не уверены даже в завтрашнем дне. Говорят, что если ожидаемой реакции от властей не последует, возможно, стачка сойдет на нет сама собой. Но проблема останется нерешенной, недовольство — подавленным, а не устраненным. А с новым этапом повышения тарифов легко прогнозируется «третья волна» протестов с еще большим количеством участников. Поэтому история с «Платоном» до сих пор остается пьесой с открытым финалом.

Мария Гаврилова
Фото bbratstvo-eisk.ru и участников акции
Перейти к комментариям