Культура

Впервые за несколько десятков лет в Архангельск привезли классическую оперу

21 ноя 2017, 12:14
На фестивале «Оперные сезоны» в Архангельске знаменитый театр из Северной столицы «Санктъ-Петербургъ Опера», неоднократный обладатель «Золотых масок» и «Золотых софитов», представит сразу три знаковых и очень непростых спектакля: «Севильский цирюльник» Джоаккино Россини, «Евгений Онегин» Петра Чайковского и «Риголетто» Джузеппе Верди.

К слову, в столице Поморья оперы не видели и не слышали уже несколько десятилетий, но модернизированная площадка драмтеатра, наконец, позволила привезти в областной центр полноценную классическую постановку. И сие событие очень даже воодушевляет ценителей элитарного искусства – ехать за этим в столицы, конечно, можно, но не факт, что удастся достать билеты, которые, как правило, разлетаются как жареные пирожки и стоят крайне недёшево.

Художественный руководитель питерского театра Юрий Александров видит перспективы сотрудничества с Архангельском в том случае, если не избалованный классическим искусством местный зритель примет постановку и «проголосует ногами».

– Мы привезли самое ценное из репертуара нашего театра, – сказал артист. – Я надеюсь не столько на выводы профессиональных театральных критиков, сколько на то, что архангельский зритель оценит нас как некое гуманитарное целое. Именно такая оценка позволяет определить правильность своего пути.

«Санктъ-Петербургъ Опера» привёз в Архангельск далеко не самые гастрольные спектакли. Возить их по городам и весям – дело весьма сложное, но руководитель театра, по его собственному признанию, не ищет лёгких путей: «Мы любим сложные площадки, и Архангельск – одна из таких».

Понятное дело, подмостки Архангельского драмтеатра довольно сильно отличаются от оперных: другие параметры, характеристики сцены, другая акустика, да и что говорить, другой зритель. Однако к нам приехал лучший состав театра – более сотни артистов, гримеров, костюмеров, работников постановочной части, плюс сложные декорации и прочее – это вам не привычная антреприза для провинциальных гастролей. И пусть, к примеру, в «Севильском цирюльнике» задействован не полный состав оркестра, но его вполне достаточно, чтобы озвучить партитуры полностью и без купюр. И ещё на языке оригинала, что является одним из основных принципов петербургского театра. Главная цель – донести до зрителя смысл с помощью выразительных художественных средств и музыки – должна быть достигнута. Ну, а в остальном – либретто в помощь.

Немаловажно и то, что спектакли выбраны самые что ни на есть традиционные для оперного искусства, хотя сам Юрий Александров в Питере снискал славу экспериментатора.

– Я считаю, что первое знакомство должно быть взвешенным, – признался худрук «Санктъ-Петербургъ Опера». – Здесь главное – руководствоваться врачебным принципом «Не навреди». Хотя я люблю шок – это тоже способ художественного воздействия на зрителя. Театр должен быть непредсказуем, но для начала – «мягкая терапия». «Хирургическое вмешательство» будет после.

Если, как сказал Юрий Александров, нынешние гастроли призваны показать зрителю всю мощь театра, то, если всё пойдёт хорошо, то, возможно, уже в следующем сезоне питерцы привезут к нам более смелые оперные постановки – например, того же «Фауста», уже успевшего наделать шума на ведущих мировых площадках.

По словам директора Архангельского театра драмы Сергея Самодова, сейчас ведутся переговоры с федеральным минкультом на предмет организации более-менее постоянных оперных гастролей в столицу Поморья. При прочих удачных обстоятельствах Архангельск вполне может выйти из тени и, наконец, представить на своих подмостках как традиционные, так и экспериментальные постановки, коих классическое искусство в поисках зрителя уже давно не чуждается.



Не обошлось при знакомстве без рояля в кустах… вернее, сразу трёх роялей – ведущие артисты «Санктъ-Петербургъ Опера» исполнили перед собравшимися отрывки из оперных партий и не только. Так, тенор Денис Закиров с аккомпанементом концертмейстера Нины Жуковской начал с известнейшей неаполитанской песни «O Sole mio» о том, «как ярко светит после бури солнце», и продолжил арией графа Альмавивы из «Севильского цирюльника». После музыкальную паузу заполнил бас Ефим Расторгуев с арией Базилио, опять же из «Севильского цирюльника», и третьим лирическим отступлением стало выступление дуэта Дениса Закирова и сопрано Каролины Шаповаловой, исполнивших партию из оперы «Любовный напиток».

«Севильский цирюльник», кстати, в оперном мире, если такое понятие вообще приемлемо для этого вида искусства, – абсолютный шлягер, как, впрочем, и самая часто идущая на оперных сценах «Риголетто». Хотя страсти в трагедии о несчастном шуте и комической опере о вездесущем Фигаро с самого рождения этих произведений стали каноническими, особенно трепетное отношение у режиссёра – к «Евгению Онегину». Это, по признанию Юрия Александрова, «оперное Евангелие», которое способно восстановить генетическую память отношений мужчины и женщины в эпоху, когда исчезают традиционные ценности и усилено культивируется образ некоего «оно».

Итак, Фигаро появится здесь и там уже сегодня. Завтра, 22 ноября, на сцене Архангельского драмтеатра покажут «Евгения Онегина, а на следующий день – великая опера Верди «Риголетто».

Александр МакГрэгор
Фото Архангельского театра драмы
Скрыть комментарии