Культура

Веселье вопреки: Неформатные вечеринки Архангельска

31 марта 2018, 10:28
Архангельск не слишком избалован разного рода молодёжными мероприятиями. Причём под словом «молодёжные» здесь надо понимать не политизированные флэшмобы и спущенные сверху инициативы за которые в соответствующих министерствах и департаментах ставятся галочки. Мы имеем в виду тот пласт молодёжи, которая не вписывается в установленный чиновниками стандарт. И пласт этот куда шире, чем пытаются представить в руководящих кабинетах.



Именно бунт и даже некоторого рода нигилизм всегда были свойственны людям в этом возрасте –  этот факт породил многочисленные субкультуры. Политика в таком деле не только не уместна, но, напротив, вызывает отторжение. Можно напомнить, например, насколько нелепо выглядело на одном из местных рок-фестивалей появление на сцене с приветственным словом тогдашних губернатора Михальчука и мэра Павленко.

Однако чиновники, занимающиеся молодёжной политикой, видимо, считают иначе и всерьёз полагают, что сфера их деятельности ограничивается так называемым «активом». К тому же в последнее время, вероятно, в связи с обострившейся политической обстановкой, появилась тенденция даже некоторого агрессивного отношения ко всему «не нашему», многое из которого, кстати, уже давно является элементами общемировой культуры и утратило строго национальные черты.

Недавно, к примеру, буквально весь мир веселился по поводу Дня святого Патрика, который давным-давно перестал быть строго католическим праздником, а трансформировался в праздник ирландской культуры со всеми вытекающими из этого понятия атрибутикой и традициями. Празднование затягивает даже тех, кто об Ирландии имеет весьма поверхностное понятие.



Архангельск, правда, патричных парадов не проводит – холодно и административно непробиваемо – но традицию уже вполне можно назвать устоявшейся, благодаря как раз неформальной инициативе. В областном центре зелёные вечеринки традиционно проходят в тех местах, где собирается та самая неформатная молодёжь – в музыкальных клубах, коих в городе с населением более чем в треть миллиона аж целых два. Отсутствие площадок – первое, с чем приходится сталкиваться организаторам всякого рода неформатных мероприятий: будь то ирландские вечеринки, этнические славянские праздники в честь солнцеворота или равноденствия – всего, что не слишком вписывается в формат разных государственных и муниципальных учреждений культуры.

Прошедшие 17 марта зелёные вечеринки собрали кучу народа, который веселился и радовался, несмотря на грядущие на следующий день президентские выборы – ибо, как говорит сами знаете кто «котлеты отдельно, мухи отдельно».

Мы поговорили о местных особенностях организации всяких весёлых праздников с Валентиной Морозовой, которая занимается этим уже далеко не первый год.



– Привет. Ты организатор всякого рода тематических вечеринок. Есть у тебя какие-то предпочтения, что лучше получается?

– Я не делаю особого упора на какую-то одну тематику. Есть, скажем, праздники, ставшие элементами общемировой культуры: День святого Патрика, День святого Валентина, разные карнавалы. Есть праздники, которые издревле праздновали на Руси: Солнцеворот, Равноденствие. Есть поморские, которые мы сами придумали: «Поморский папа», например, – любой из них может стать поводом для веселья, которое в Архангельске, я считаю, просто необходимо.

– Я знаю, что какие-то твои мероприятия поддерживаются минкультом, а с некоторыми туда обращаться бесполезно.

– Я не вмешиваю сюда политику, которая в данном случае неуместна. Праздник может существовать сам по себе как повод собраться, устроить веселье практически на пустом месте – тут я абсолютно свободна в выборе. Никто меня не ограничивает. Конечно, иногда может возникнуть некоторое недопонимание. Когда мы организовали мероприятие, названное «Тёмным карнавалом», с подачи неких субъектов праздник с таким названием в стенах патриотического центра нам проводить не разрешили, усмотрев в этом какую-то чуть ли не потустороннюю подоплёку, которой там и в помине не было. Когда мы несколько изменили название, проблема рассосалась сама собой.

Со стороны властей поддержка идёт тогда, когда они видят в мероприятии какую-то социальную значимость, как это, к примеру, происходит с «Поморским папой» и «Поморской мамой». В Дне святого Патрика они не видят для себя никакого интереса, поэтому и рассчитывать приходится только на свои силы и возможности.



– Но вот, если взять того же «Патрика» – праздник давно стал некой квинтэссенцией ирландской культуры во всём мире и ему вполне можно приписать даже просветительское значение, а не насаждение чуждой культуры, как заявляют некоторые. Наши же устраивают несколько лет Масленицу на Трафальгарской площади Лондона, и местные не видят в этом агрессивное вторжение русской культуры в старую добрую Англию. Так и Патрик или Самайн не имеют такой цели. Кто мешает популяризировать русскую культуру среди молодёжи. Бабушки в кокошниках не в счёт. Молодым нужен драйв, с которым у нас как-то не очень пока.

– При определённом подходе одно другому не мешает. У меня есть опыт сотрудничества с государственными учреждениями. Пару лет назад я устраивала в городе неделю Ирландии, и в этом с нами сотрудничала Добролюбовка. Там была устроена выставка книг ирландских авторов, антология ирландских фильмов, лекция по ирландской культуре, выступление музыкантов – отличный способ для публики расширить кругозор. В принципе, расширить его, но несколько с другой стороны, можно и в пабе на патричной вечеринке – это тоже часть культуры, познаваемой через танцы, музыку и саму атмосферу. Здесь мы пробуем культуру на вкус и наощупь, пытаемся почувствовать, как она отзовётся в русской душе и, как показывает практика, она отзывается.

– У русских и ирландцев много общего в культурном, социальном и историческом аспектах, сколько нет, например, между славянами и представителями германского этноса – страсть к веселью, празднику, свободе и бунтарству ко всему тому, что так привлекает молодёжь.

– Конечно. Это некое «веселье вопреки», несмотря на непростую жизнь. Но, к сожалению, огромную роль при организации таких мероприятий играет финансовая составляющая. Везде нужны деньги. Лет десять в АГКЦ проводился фестиваль «Солнцеворот», акцентированный на традиции, этническую составляющую и даже просвещение публики. В последние два года я выступала в качестве соорганизатора. Но теперь его закрыли из-за того, что фестиваль не приносит прибыль. С точки зрения бизнеса, это, наверное, правильно, а вот с точки зрения разнообразия культурных событий города – огромный минус. Праздник был популярен среди молодёжи. Теперь в Архангельске нет ни одного фолк-фестиваля подобного плана. Раньше Архангельск входил в список русских городов, где такие мероприятия собирают множество зрителей и туристов, сейчас его в этом списке нет. Фестиваль умер, не успев развиться во что-то большее. А все шансы при должной поддержке со стороны властей были.



– Были ведь у тебя и другие неформальные проекты?

– Да, их было несколько. Был, например, фестиваль «Северные земли», замешанный на этнике, джазе, электронной музыке, но ему тоже не дали шанса. В течение того времени, когда эти фестивали проводились, я заметила, что этническая музыка находит отклик у публики. Другое дело, что они просто не имеют возможности увидеть воочию, что с этим можно сделать и как это можно адаптировать к современному восприятию. Этническая музыка – это универсальный древний язык. И это не лубочный фолк в стиле Кадышевой, где от традиции не осталось ровным счётом ничего и даже не академический хор, который при всём своём великолепии слабо воспринимается молодым поколением – это вполне современная культура, в основе которой и лежит эта традиция. Здесь чувствуются и корни общеевропейской культуры, и нашей северорусской традиции как неотъемлемой её части – в этом смысл.

– На всех уровнях сегодня всё больше говорят о Севере. Может, есть смысл влиться в процесс? Тогда, возможно, и поддержка будет.

– Север сейчас всё больше становится трендом именно через призму культурного восприятия. Арктика – это больше политика, а искусство ни в коем случае нельзя с нею смешивать, как этим грешат организаторы разного рода официозных культурных мероприятий.

В любом случае, вывод из всего сказанного напросился у нас следующий: унылая действительность такова, что, во-первых, всё решают деньги, а во-вторых, упорное нежелание властей замечать ту часть молодёжи, которая живёт так, как хочет: играет свою музыку, танцует свои танцы, выражает своё мнение через творчество и не машет при этом флагами.

Александр МакГрэгор
Фото из ВК организаторов вечеринок
Скрыть комментарии